История театрального костюма с Анной Пахомовой
Об авторе
Пахомова Анна Валериевна профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.
Годом рождения театра Но считается 1374-й, хотя, безусловно, процесс его становления не был одномоментным. Правильнее было бы сказать, что 1374 год оказался вехой, переломным в истории этого театра. Позднее, с 1615 года, специальными указами властей театру Но отводится роль церемониального театра сёгунского двора, он определен как сикигаку «церемониальный театр» правящего класса. Самураям строжайше запрещено посещать Кабуки; присутствие же на спектаклях Но и занятия танцами и пением Но входят в часть их культурной жизни.
Фушики-Зо. Неизвестный мастер. XVII в.
Актеров Но впервые в истории возвышают на социальной лестнице, приравняв к низшему разряду самурайства. Теперь они должны соблюдать многие регламентации. Так, в указе правительства от 1647 года сказано: «Актерам запрещается иметь лишнее имущество, кроме костюмов Маругаку и утвари»; «актерам запрещается бросать семейную профессию и изучать воинское и другие искусства, не соответствующие их положению»; «актеры должны хранить старые семейные традиции».
В период Эдо актеры Но не только впервые получили официальный гражданский статус, но и постоянное жалованье в виде рисового пайка. Начиная с 1618 года князья даймё были обязаны выделять на содержание актеров Но один коку (около 150 кг) риса с каждых десяти тысяч коку полученного урожая. Сам сёгун ежегодно выделял 1580 хё (1хё около 70 кг) риса актерам. Кроме того полагалось денежное пособие. Согласно указу 1866 года, число находящихся на государственном жалованье актёров Но равнялось 226 человекам. При них всегда были и добровольные меценаты. К тому же сохранялся старинный обычай одаривать любимцев публики богатыми подарками во время и после представлений. В результате к концу периода Эдо актеры Но, особенно главы трупп, вели роскошную жизнь./С.227/
Бутафория
Сценографическое решение спектакля носит условно символический характер. Сложные декорации в театре Но не используются, однако достаточно широко применяется особая бутафория, носящая название суэдогу «выносимое на сцену оборудование». Это легкие каркасные сооружения, точно передающие очертания конкретных вещей: ворот храма, дворца, кареты, паланкина императора или знатного господина, колодца, входа в пещеру и пр. Бутафория изготовляется самими актерами для каждого спектакля особо, так как должна производить впечатление только что сделанной, как бы первозданной вещи еще без следов применения, что отвечает всему оформительскому стилю спектакля идеально чистой поверхности пола, белизне носков таби на ногах актера, безупречно сидящему на нем костюму, не заношенному, тщательно, без единой морщинки разглаженному. Чистота здесь играет роль духовной категории: это прохладная чистота отрешенного духа, это космические выси, это возвышение над «пыльной» повседневностью.
Оформление сцены
В бутафории театра Но есть явный след народных ремёсел и деревенского рукоделия по применяемому материалу. Она делается из бамбуковых палок и полосок чистой хлопчатобумажной ткани, чаще всего белой, соломы, сухих веток и листьев, груботканого холста (для драпировок) всего того, что всегда под рукой. Форма и размер бутафорских сооружений каноничны. Очертания предметов должны быть реалистическими. Они должны быть изготовлены аккуратно. Красиво нести отпечаток углублённого отношения изготовителя к вещи. Еще одно важное свойство бутафорских вещей их небольшой размер и чрезвычайная легкость. Например, в каркас, символизирующий лодку, усаживаются лишь трое, а остальные персонажи садятся рядом, подразумевая, что они тоже плывут в лодке. Не громоздкая, компактная, легкая бутафория без труда выносится на сцену одним человеком; она не ограничивает пространство, на котором действует актер, ибо устанавливается так, чтобы сцена оставалась свободной (как правило на левом или правом краях авансцены, либо рядом с музыкантами, либо в глубине сцены у столба ситэбасира).
Кроме бутафории в спектакле используется реквизит. Он называется тэдогу «предметы в руках», делается однажды, используется по необходимости и бережно сохраняется. Прежде всего, это всевозможные дополнения к костюму, аксессуары - меч, алебарда, серп, жреческий жезл и др. К реквизиту относятся также мелкие предметы утвари, например, корзина, бадейка, метла. Все эти предметы соответствуют по виду реальным, только они немного меньше по размерам.
Актер нередко появляется на сцене с необходимым предметом в руке, но может также получить предмет в нужный момент от актера-помощника кокэн, к которому сам направляется, и таким же образом возвращает предмет назад. Иногда актер - кокэн подставляет исполнителям небольшие лакированные цилиндрические тумбы, служащие сиденьем.
Наиважнейшим аксессуаром является веер. Ни одна роль не исполняется без него. Это объясняется тем, что веер издавна был необходимым дополнением к национальному костюму. В театре Но используются три разновидности вееров. Если персонаж китаец, то актер выступает с круглым нескладным утива, поскольку веер такой формы был завезен в Японию из Китая. Эти же утива используются для ролей демонов, только они в этом случае экзотичнее по виду сделаны из длинных пушистых птичьих перьев и значительно больше размером.
Самым распространенным, однако, является изобретённый японцами складной бумажный веер тюкэй. Он состоит из 15 пластин, черных (для женских и мужских ролей) или светлых (для ролей стариков и монахов). Для каждого цикла драм используются веера со строго определенной изобразительной символикой. На веере старца Окина изображены сосна, журавль и черепаха символы долголетия, мудрости и старческой крепости. Веера богов расписаны фениксами и цветами павлонии. Воины-победители имеют веера с изображением солнца, восходящего на фоне сосновой ветки. Поверженные представители рода Тайра выступают с веерами, на которых солнце восходит над вздыбленными волнами намёк на морское поражение Тайра. На веерах юных красавиц изображаются повозки, наполненные цветами, либо живописная группа придворных дам; в росписях этих вееров преобладают красный цвет и золото. Веера безумных не имеют в раскраске красного цвета; чаще всего на них изображены осенние цветы на золотом фоне. На веерах демонов - огромные белоснежные пионы на ярко-красном фоне. На веере персонажа ваки (если это духовное лицо) нарисована луна среди облаков символ страннической жизни.
Третий тип веера для сцены Но судзумэори, почти бытовой веер. С ним выходят на сцену хористы и выступают актеры в ролях без масок. Рисунок на них всегда один и тот же, в зависимости от школы Но. Школа Кандзэ изображает на своих судзумэори живописные водовороты, а школа Хосё пятиярусные кудрявые облака. Таким образом, изобразительный ряд на веерах символичен и информативен; это своего рода текст, легко читаемый сведущим зрителем. Есть, однако, и еще одно очень существенное назначение веера в спектакле. Актер должен владеть искусством игры веером, что составляет один из важнейших компонентов танца и пантомимы. С помощью веера актер может изобразить солнце, луну, стихии природы; сделать его оружием или чашечкой вина. Веер становится в руках актера как бы волшебным предметом, способным к трансформациям. Кроме того, во время танца веер, выделяясь ярким пятном в руке актера, акцентирует жесты и паузы, увеличивает очерченное движением руки пространство, что усиливает впечатление от способности актера взаимодействовать с пространством, словно вбирать его.
Текст составлен по книге Н.Г. Анариной «История японского театра» / Изд. Наталис, М., 2008
Типы женских масок, отражающих возраст: Waka-onna (Молодая женщина), Fukai (Женщина средних лет), Uba (Старая женщина)
Шойо. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (слева) / Дожи. Мастер Тохаку. XVII в. (справа)
Кассики. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (слева) / О-Кассики. Неизвестный мастер. Конец XVI в. (справа)
Ёроку. Мастер Мицунага. XVII в. (слева) / Ёроку. Фотография (справа)
Ёробоши. Мастер Джунин. Конец XVI в. (слева) / Ёробоши. Фотография (справа)
Ко-Омотэ. Мастер Тацуэмон. Нач. XV в. (слева) / Ко-Омотэ. Фотография (справа)
Ко-Омотэ (персонаж идеал прекрасной женщины) (слева) / Окамэ - Ото (справа)
Рейшин. Мастер Тоун. Середина XIX в. (слева) / Внутренняя сторона маски Рейшин (справа)
Шинтаи. Мастер Мицутеру. Середина XV в. (слева) / Ханакобу-Акуйо. Неизвестный мастер. Конец XVI в.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Вы можете посмотреть на YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=kTv8uM_jmmI&feature=endscreen&NR=1
Фрагмент представления театра Но (сценография, музыканты, персонажи):
http://www.youtube.com/watch?v=Dxd8wPGazJ4&feature=related
Фрагмент представления театра Но (пластика актеров):
http://www.youtube.com/watch?v=9Tct9_FFW-Q&feature=relmfu
Фрагмент представления театра Но (сцена, пластика, «вышагивание»):
http://www.youtube.com/watch?v=_T5RqW8TWWY&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=lBl6FGVuFQo&feature=related
Персонаж Ко-Омотэ: http://www.youtube.com/watch?v=XSUlVaqMnys&feature=fvwp&NR=1