В Санкт-Петербурге завершился финальный тур I международного конкурса композиторов православной музыки «Роман Сладкопевец».
Это один из проектов международного фестиваля «Академия православной музыки», проходящего на берегах Невы уже несколько лет. Конкурс носит имя Романа Сладкопевца автора величайших шедевров византийской духовной музыки. В Попечительский совет Конкурса вошли выдающиеся композиторы современности: София Губайдулина, Родион Щедрин, Арво Пярт и Гия Канчели. Конкурс проходит при поддержке Министерства культуры России по благословению Патриарха Кирилла.
18 февраля в Санкт-Петербурге состоялось объявление лауреатов. В составе жюри под председательством композитора, народного артиста России Алексея Рыбникова: монахиня Иулиания (Денисова), композитор, регент и художественный руководитель праздничного хора Минского Свято-Елисаветинского монастыря (Беларусь); Анатолий Гринденко, художественный руководитель мужского хора «Древнерусский распев» (Москва); композитор Павел Карманов; протодиакон Александр Кедров, регент, церковный композитор из Франции, а также главный хормейстер Мариинского театра Андрей Петренко.
Андрей Петренко: «Идея организации этого конкурса необычайно современна, своевременна и актуальна. Огромное количество людей пишет духовную музыку, существует такая потребность. В данном случае я никоим образом не делю музыку на духовную и церковную. Просто у людей есть потребность писать музыку. Конкурс в этом смысле им открывает широчайшие просторы. Эта музыка уже озвучена, она будет записана и издана. Учитывая то, что концертный репертуар духовной музыки все-таки достаточно ограниченный, я могу это сказать как участник уже двенадцати Московских Пасхальных фестивалей: даже в одном концерте бывали случаи, когда люди пели одни и те же сочинения. Я уже немножко обогатился за счет конкурса «Роман Сладкопевец» (смеется). Как минимум, одна большая концертная программа у меня уже дополнительно появилась. Она будет отрепетирована и представлена на суд публики».
По условиям форума члены жюри прослушивали произведения анонимно. В нем принимали участие композиторы без ограничений по возрасту, образованию, вероисповеданию и гражданству.
На конкурс было прислано 297 партитур от 194 композиторов из России, Украины, Беларусии, Латвии, Болгарии, Польши и США. Из них международное жюри выбрало шестнадцать произведений. Они и прозвучали в финальном туре 17 февраля в Малом зале Петербургской филармонии в исполнении петербургских хоровых коллективов: Хора Мариинского театра под управлением Андрея Петренко, Хора Михайловского театра под руководством Владимира Столповских, Молодежного камерного хора Санкт-Петербурга, возглавляемого Юлией Хуторецкой.
По каждой из двух номинаций были объявлены три премии, а также специальные призы.
Приз Академии Православной музыки, приз зрительских симпатий, который будет вручен по результатам зрительских голосований и специальная премия Мариинского театра.
Конкурс «Роман Сладкопевец» проводится по нескольким номинациям: Духовное хоровое сочинение крупной формы a cappella; Хоровая миниатюра на канонические тексты, тексты фольклорных духовных стихов или на стихи русских поэтов духовного содержания. Первая премия в номинации «духовное хоровое сочинение крупной формы» не была присуждена. Второй премии за песнопение «Тебе, Господи» удостоена композитор из Казани Наталия Варламова. Третья премия за Божественную литургию присуждена петербуржцу Дмитрию Данилову.
В номинации «хоровая миниатюра» лауреатом первой премии стал москвич Алексей Ларин автор песни на стихи Ивана Аксакова «Звонят к Всенощной».
Вторую премию поделили Алексей Захаров из Санкт-Петербурга за песнопение «Пасха» и Владимир Беляев из Люберец за «Три русских канта»
Лауреатом специального приза фестиваля «Академия православной музыки» стал болгарский композитор протоиерей Кирилл Попов за песнопение «Приидите, поклонимся». Премия хора Мариинского театра досталась Владимиру Маслакову из Минска за песнопение «Господи, воззвах» и Елене Коншиной из Владимира за песнопение «Молю, Дево».
Приз зрительских симпатий вручили Ивану Титову из Могилева за «Стихиры».
Сразу после оглашения имен лауреатов заседание продолжилось специальным «круглым столом», ключевой темой которого стала дискуссия «Духовная и богослужебная музыка сегодня: столкновение или знак равенства?».
«Пение это символ и аналог молитвы. Пение в храме должно быть словоцентрично, поскольку «В начале было Слово», полагает профессор кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Альбина Кручинина.
Художественный руководитель московского мужского хора «Древнерусский распев» Анатолий Гринденко считает проведение конкурса композиторов «Роман Сладкопевец» основополагающим фактором в среде культурной религиозной жизни наших дней.
Анатолий Гринденко: «Такое большое количество партитур посмотреть в короткий срок испытание. С другой стороны, для меня это было очень интересным экспериментом. Ведь когда ты видишь одно сочинение, одну партитуру, ты погружаешься в нее целиком и находишься в мире композитора. Когда ты в течение дня как минимум десять партитур просматриваешь, начинаешь сравнивать. Характер человека раскрывается. Начинаешь видеть его личность, понимать его психологические особенности. Становится ясно, врет этот человек или нет, пользуется ли он гармоническими задачками, либо это исходит непосредственно из его души. И бывает часто профессионально неумелые вещи, которые больше трогают своим простодушием и искренностью. Если человек пишет и использует духовные слова, значит, его душа тянется к духовности и религиозности».
Гала-концерты конкурса композиторов «Роман Сладкопевец», в ходе которых аудитория познакомится с лауреатами и их произведениями, состоятся 18 и 19 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича.
Виктор Александров, Санкт-Петербург (радио «Орфей»)