Специальный выпуск программы «Рандеву с дилетантом» посвящён встрече с выдающимся дирижёром современности Владимиром Федосеевым. В преддверии открытия Царского абонемента, в рамках которого пройдут четыре концерта, объединённые темой «Власть и судьба», художественный руководитель Большого симфонического оркестра имени Чайковского рассказал радиослушателям о новом эпохальном проекте, опере вне театра и дисциплине в оркестрах.
Владимир Молчанов: Владимир Иванович, прошу Вас поведать слушателям, что их ждёт в Вашем новом проекте?
Владимир Федосеев: Сама идея «Власть и судьба», «Власть и народ» стара, как мир. В тоже время она чрезвычайно сейчас обсуждаема. Я счастлив, что эту идею мы первые взяли и пытаемся воплотить в образах музыки и в образах наших великих композиторов, но и не только наших. В рамках абонемента будут исполнены: «Царь Давид» Онеггера , «Царь Эдип» Стравинского, «Иван Грозный» Прокофьева и, конечно же, «Борис Годунов».
Владимир Молчанов: А чья это была изначально идея? Ваша? Насколько я понимаю, Вы довольно давно ее вынашивали?..
Владимир Федосеев: Да, это была наша идея. Для её воплощения необходимо иметь немало художественных сил, солистов. К примеру, в сентябре мы будем общаться с французскими солистами и чтецами, а также с Венским хором, по моему мнению, самым замечательным хором в мире. Сама идея заставляет быть нас очень точными, заставляет слиться с современной ситуацией. Ведь это вечная тема. К ней обращались миллионы разных величайших художников и поэтов: Пушкин, Мусоргский, Прокофьев. Наш абонемент – целая композиция, она связана с большим текстом...
Владимир Молчанов: У Вас ведь нередко музыка тесно связана с текстом? Насколько я знаю, здесь будет чтец. Расскажите, кто участники первого концерта?
Владимир Федосеев: Михаил Филиппов, он будет читать текст от Бориса и от Пимена. В концерте принимает участие хор Большого театра, чему я очень рад. Бориса будет петь Белосельский - это молодой певец, карьера которого сейчас идёт в гору. А также ряд певцов из Большого театра.
Владимир Молчанов: В этом проекте Вы трижды работаете с хором Большого театра и только один раз с Венским хором. Вы постоянно подчёркиваете, что опера в концертном исполнении - это единственный формат, который Вас сегодня привлекает. В Большом театре Вы тоже сегодня не работаете, и это всех удивляет...
Владимир Федосеев: Меня тоже это удивляет. Понимаете, сейчас опасное время, я всегда об этом везде говорю. Происходит разрушение оперы как жанра. Постоянно встревают режиссёры, которые совершенно с иной стороны подходят к оперным постановкам. Я испытал это на себе. Были случаи, когда я просто вставал и уходил.
Владимир Молчанов: Вы их называете «режиссёрами-вандалами»…
Владимир Федосеев: Да, причем нередко мы здесь встречаемся с элементарной безграмотностью. Но, конечно, есть и шедевральные вещи, режиссёрские удачи, но они появляются всё реже и реже. Так что есть опасность, что оперный жанр может просто закончиться и превратиться в нечто иное. Поэтому я предпочитаю делать оперу вне театра, поскольку тут никто не вмешивается, и всё идёт от первоисточника – музыки и композитора. Это чистая музыка, которая идёт навстречу нашей публике...
Полностью беседу с Владимиром Федосеевым слушайте в прикрепленном аудиофайле: