В честь 220-летнего юбилея петербургского Таврического дворца при участии Межпарламентской Ассамблеи государств участников Содружества Независимых Государств был воссоздан музыкальный коллектив Капеллы «Таврическая». В ее состав входит Международный молодежный симфонический оркестр и хор под управлением Михаила Голикова, Российский роговой оркестр под управлением Сергея Поляничко и ансамбль старинной барочной музыки «Солисты Екатерины Великой» под управлением Андрея Решетина. Воссозданный коллектив Капеллы подобен тому, который существовал у светлейшего князя Григория Потемкина и императрицы Екатерины Великой. В прямом эфире радиостанции "Орфей" Фаина Коган и Михаил Голиков беседовали об истории создания коллектива и рецептах мирового успеха.
Фаина Коган: Расскажите, Михаил, что это за коллектив - капелла "Таврическая", название которого сразу же рождает ассоциации с князем Потёмкиным.
Михаил Голиков: Да, вы всё верно подметили. Великий фаворит Екатерины II, князь Потёмкин ещё в XVIII веке после триумфальной победы в Крымской войне получил не только статус князя Таврического, но и дворец в Петербурге. Здесь Гавриил Державин, тоже герой того времени, написал первый гимн России совместно с композитором Осипом Козловским, который стал у князя Потёмкина впоследствии капельмейстером. Всё это подарило тогда стране огромный коллектив, который назывался «Капелла князя Таврического». Туда входил симфонический оркестр, роговый оркестр, хор, были солисты в обязательном порядке и также орган. Но как водится, всё рано или поздно исчезает. В течение последующих 200 лет дворец выполнял уже другие функции. Сейчас там, если кто не знает, располагается Межпарламентская ассамблея стран СНГ, собираются парламентарии и решают многие вопросы. Тем не менее, совсем недавно произошло приятное событие. К юбилею, 200-летию дворца, Межпарламентской ассамблеей было принято решение воссоздать капеллу великого князя, что я, Ваш покорный слуга и начал делать. Первым делом я собрал снова симфонический оркестр, приведя также хор и роговой оркестр под управлением Сергея Поленичко. За прошедшие два года мы обзавелись и замечательными солистами. А благодаря поддержке правительства РФ и меценатов получили прекрасный орган, который в прошлом году изготовила для нас в Барселоне одна из лучших органных фирм. Это очень удачно совпало с годом Испании в России. Так что теперь в Таврическом дворце Санкт-Петербурга живёт снова музыка. Ведь Таврический дворец имеет богатую историю. Чего здесь только не было: был ипподром, устраивались богатые балы, заседала первая Государственная дума, а в XX веке здесь принимались важные решения революционного характера. Наш оркестр называется международным вот почему, я немного раскрою секрет: в составе - большинство ребят из разных стран СНГ
Фаина Коган: То есть это определённая позиция? Я знаю, что со странами СНГ вы стараетесь укрепить связи.
Михаил Голиков: Я не буду вдаваться в политику.
Фаина Коган: Я имела в виду только в музыкальном смысле.
Михаил Голиков: Мы скорее продолжаем традиции великой страны, её великого прошлого и стараемся делать её будущее. Поэтому у нас работают ребята из Украины, Молдавии, Казахстана, но также есть музыканты и из США. Многие из них студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории. За два года существования наш оркестр дал уже порядка 150 концертов на разных площадках: начиная от Большого зала филармонии Мариинского театра кончая театром Шатле в Париже. Скоро мы планируем выступать в зале Европарламента в Страсбурге, есть приглашение в зал ЮНЕСКО в Париже.
Фаина Коган: Так вы, оказывается, очень знамениты?
Михаил Голиков: В Москве ещё не особенно известны, хотя мы уже дважды посещали столицу. В прошлом и позапрошлом году мы закрывали Всероссийский фестиваль Андрея Петрова. Благодаря этому приобрели новых друзей: например, Эльдара Рязанова.
Фаина Коган: Петербург, как и Москва, город, избалованный большим количеством самых разных, высокого уровня мероприятий классической музыки. Как вам пришлось завоёвывать публику? Вам всего два года, а чтобы оркестр состоялся необходимо гораздо более длительное время.
Михаил Голиков: Это как рецепт хорошего блюда немного магии, немного волшебства и много души и сердца. Если более серьёзно говорить, то это молодой коллектив, средний возраст музыкантов 22-23 года, которые имеют опыт выступлений в европейских коллектив, например, в малеровском, в балтийском, который с Ярви гастролирует. У них есть огромное неуёмное желание выражать себя в творчестве, которое я всячески поддерживаю, давая играть сольно, в разных ансамблях. Предлагаю им показываться себя со всех сторон и даже со стороны актёров. Мы, наверное, первый такой оркестр, который претворил некоторые сочинения в сценическом плане. Это тоже наше кредо. Нам удаётся завоёвывать нашу аудиторию не только в Петербурге, но им за его пределами. Люди, побывавшие однажды на наших концертах, настолько окунаются в эту атмосферу молодости, что уже потом ждут следующего концерта.