Кинематограф мог бы стать настоящим искусством, если бы остался немым и черно-белым
Альфред Хичкок
Праздник всех влюбленных в этом году обещает стать действительно незабываемым для тех, кто отправиться 14 февраля в кинотеатры на премьеру фильма Мишеля Хазанавичюса «Артист». Недаром прокатчики подгадали так, чтобы выпустить картину ко Дню Святого Валентина. Изящный и ловкий ход презентовать одну из самых изысканных и обсуждаемых картин сезона в кукольную феерию Валентинова дня, который со своим обмишуренным колоритом мог бы возглавить рейтинг самых нестильных праздников.
Вот уже которое время «Артист» бесспорный фаворит таблоидов. О нем так много сказано, что остается только констатировать:
- лауреат Каннского кинофестиваля («Лучшая мужская роль» Жан Дюжарден) и «Золотого глобуса» («Лучший фильм комедия или мюзикл» и «Лучшая мужская роль комедия или мюзикл»);
- «Лучший фильм» по мнению Ассоциации кинокритиков Вашингтона, Общества кинокритиков Бостона, Лас-Вегаса, Сан-Диего, Детройта и Нью-Йорка, Круга кинокритиков Лондона и Гильдии продюсеров США;
- абсолютный триумфатор премии BAFTA: «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа» (Мишель Хазанавичюс), «Лучшая операторская работа», Лучшая мужская роль» (Жан Дюжарден), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучшая музыка» (Людовик Бурс) и «Лучший дизайн костюмов»;
- наконец, один из главных претендентов на корону нынешнего Оскара: десять номинаций по ключевым категориям, включая «Лучший фильм», «Лучшую режиссерскую работу» и лучшие актерские роли.
На столь впечатляющий олимп «Артист» взобрался на одном лишь неукротимом и умопомрачительном стиле том самом стиле, который выстраивается на чарующей простоте, бисерных нюансах и самых совершенных пропорциях. Своим фильмом Мишель Хазанавичюс сделал жест, раскрывший в нем подлинного художника, который занимается не фанатичными изысканиями новейшего, а чувствует крен эстетической жажды. И в этом смысле новое, как хорошо забытое старое это всецело про «Артиста». Мишель Хазанавичюс снял головокружительную черно-белую картину с непревзойденным шиком стилизованную под немое кино. Настолько бесхитростная задумка, что трудно поверить в тот раскатистый резонанс, который она произвела в мировом киносообществе. А с другой стороны На фоне цифрового кинематографа, истязающего себя безумными спецэффектами и компьютерными технологиями, появление такого фильма, как «Артист», кажется рыцарским поступком, где, как и подобает, риск и вызов соперничают с неповторимым шармом.
В фокусе картины эпоха. Голливуд, конец 20-х начало 30-х годов: закат великого немого кинематографа, неотвратимое и величественное наступление новой эры звуковых фильмов предвестника Золотого века «фабрики грез» и грандиозного расцвета всей индустрии. Один из важнейших этапов становления современного кинематографа показан с позиции личных трагедий и кризиса маленьких людей, оказавшихся вне обоймы нового формата развлечений.
Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) звезда немого кино, любимец публики и баловень судьбы. С приходом в кино сомнительного и презренного звука он теряет все славу, деньги, профессию, жену, смысл жизни. Для очаровательной статистки Пеппи Миллер (Беренис Бежо) нет невыполнимых задач страстно мечтающая о карьере в кино, она за все берется с несокрушимым азартом, надо ли ей спеть, сплясать или просто мелькнуть в эпизоде. Именно она обладательница эффектного голоса и яркой наружности становиться кинодивой новой эпохи. Их судьбы развиваются как будто бы параллельно. Да однажды - по чистой случайности - во время репортерской фотосессии она попадет с ним в один кадр, и их фотография разлетится по первым полосам газет. Да, именно он в порыве приподнятого настроения нарисует ей мушку, которая станет ее фирменной «изюминкой». И когда, как всякий артист в момент острой нужды, он будет распродавать свои личные вещи с аукциона, она и только она скупит их все, но он об этом, конечно же, не узнает. Их история это любовь, которая не случилась бы никогда, если бы не драматические коллизии внутри кинематографического цеха.
Но как бы ни была прекрасна фабула, фильм Мишеля Хазанавичюса это не предмет для размышлений о превратностях судьбы. Прежде всего это блеск и ликование стилизации, которая здесь ни разу не ударяется в слепое подражание, пошлость или обманчивый аутентизм. Это ювелирная реконструктивная работа с киностилистикой тридцатых, но в умном и филигранном синтезе с формой сегодняшнего дня. Это касается и чисто технических моментов (взять хотя бы то, что для достижения необходимой зернистости и насыщенности изображения, «Артист» снимался не на черно-белую пленку, а на цветную 500 ASA, а уже отснятый материал обесцвечивался впоследствии), и чисто художественных нюансов. Так, например, дизайн костюмов, из которых можно было бы сделать роскошное дефиле, всецело вдохновлен экранным гламуром голливудских фильмов 30-х годов, но вместе с тем изумительным образом переосмыслен в контексте современных fashion-трендов.
И вот она безупречная иллюзия немого кино с характерным форматом экрана 1,33 : 1, эффектом ускоренного движения (благодаря нестандартной частоте 22 кадра в секунду), поясняющими репликами в отдельных «окнах» и впечатляющим богатством пантомимы, гротескной мимики, выразительной пластики и жестикуляции.
Но немое кино, хоть его и называли «silent movie», никогда не оставалось беззвучным. И, пожалуй, более музыкального кинематографа, чем тогда, мир еще не встречал. Это была особая культура, связанная с романтическим искусством тапёров и искрометными ритмами набирающего обороты джаза регтаймов, чарльстонов и фокстротов.
Саундтрек к фильму «Артист» без преувеличения состоялся как самостоятельное музыкальное событие. За музыку к картине французский композитор Людовик Бурсе был удостоен премий Европейской киноакадемии (European Film Awards), «Золотой глобус» и BAFTA, а также ряда наград европейских и американских гильдий кинокритиков.
Запись была осуществлена силами музыкантов Королевского филармонического оркестра Фландрии. Среди них пятьдесят исполнителей на струнных, четверо на французском рожке, четыре тромбониста, пять перкуссионистов, арфист, десять техников, пять специалистов по оркестровке, три звукоинженера.
Рассказывая о работе над саундтреком, Людовик Бурсе вспоминает: «Нам пришлось прослушать множество музыки, от Макса Штайнера и Франца Ваксмана до Бернарда Херрманна, чтобы впоследствии процитировать некоторые фрагменты в нашем саундтреке. В итоге мы даже вернулись к таким дальним истокам, как композиторы-романтики XIX столетия, поэтому в картине звучит преимущественно симфоническая музыка. Поскольку у меня нет классического музыкального образования, прежде чем я написал свою первую тему для «Артиста», мне потребовалось немало времени, чтобы освоить этот материал».
Восемьдесят минут полнокровного роскошного оркестрового звучания: кипучие свингующие ритмы бурной жизни артистической богемы в духе Коула Портера, Джорджа Гершвина и Джанго Рейнхардта; и лирические, интимные темы внутренних переживаний героев, отсылающие к ранней киномузыке таких мастеров, как Миклош Рожа и Эрих Вольфганг Корнгольд.
Слова в описании музыки Людовика Бурсе к «Артисту» столь же бессмысленны, как бессмысленны они в картине, где есть такая музыка и в искусстве, где такая музыка была. Музыка, которая способна говорить, плакать, смеяться, страдать, любить И если бы человеческий голос умел складываться в ноты, то, возможно, не любовь была бы высшей чувственной сутью, а нечто большее, что нам сегодня не дано даже представить!..
С Днем Святого Валентина!!
Мария Юрченко