Обсуждаем новый законопроект «О культуре». Совместный проект «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей».




Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые слушатели. У микрофона Диана Берлин. Сегодня мы вновь в это время обсуждаем новый проект закона «О культуре в Российской Федерации». Делаем это, конечно же, вместе с вами как обычно, потому что вы можете заходить на наш сайт  и оставлять все свои мысли и размышления, и впечатления об уже услышанном и прочитанном. Ну а самое главное – сегодня к нам в гости пришла композитор, заслуженный деятель искусств России, заместитель начальника Управления культурных программ «Россотрудничества»* Татьяна Борисовна Камышева.

mp3-файл

Здравствуйте!

Татьяна Камышева:  Здравствуйте!

Композитор. Чиполлино. Вы писали музыку к детской опере «Приключения Чиполлино»?

Татьяна Камышева:  Да.

Надо же! Интересно, почему? У Вас была такая давняя мечта? 

Татьяна Камышева:  Вы знаете, во-первых, я  очень люблю эту книжку. Она такая знаковая. Потом, она бесконечно современна. Я уже перечитывала ее детям, и она мне также оставалась интересна. Замечательные персонажи. К тому же есть замечательный балет Хачатуряна «Чиполлино», который я бесконечно обожаю. И у меня родилась такая идея – сделать оперу.

И Вы ее сделали! И проект оказался успешным.  

У нас, к сожалению, сегодня не это главная тема. А главная тема – это проект закона «О культуре в Российской федерации». Что для Вас в нем самое важное?

Татьяна Камышева:  Я хочу сказать, что закон, на моей памяти – поскольку  я  уже на протяжении двадцати лет помимо композиторского творчества являюсь чиновником – он пишется довольно давно. И слава богу, что у нас наконец появился вариант.  Я просто хочу сказать тем людям большое спасибо. Вариант, который можно обсуждать, который можно дополнять, но который хотя бы основные  позиции сегодняшнего дня все-таки отражает, будем говорить. Хотя для культуры сегодняшнее наше время – это не расцвет, давайте будем честно, смотря друг другу в глаза, это говорить – это не какой-то стабильный долгий расцвет или какой-то такой устоявшийся период. Нет! У нас многое сегодня зарождается новое. Мы еще многое храним постсоветского.

А когда был расцвет, по-вашему? 

Татьяна Камышева:  Расцвет?

Да.

Татьяна Камышева:  Вы знаете, это мечта. Советский период был стабильным – мы понимали, по каким правилам мы живем. В частности, в сфере культуру. Для меня было очень просто, потому что была идея воспитания гармонично развитой личности. И вот этот девиз поднял все – он сделал вертикаль. Это  означало просветительство, бесплатное образование, спорт, гармония. Человек воспитывался для того, чтобы войти в это красивое коммунистическое общество. Но на пути к нему была во главу угла поставлена всего лишь одна идея. И поэтому, благодаря этой идее, скажем, к моему поколению нет, а к поколению уже моего сына, которому сейчас тридцать лет – в музыкальной школе учился почти весь класс. Я еще училась, когда нас было один – два человека в классе. В его классе уже в музыкальной школе учились почти все на инструментах. Это было достижение. К этому шла вся вертикаль. Концепция и культуры, и образования – все было  подключено к какой-то одной идее.

Ну, какие-то книги были запрещены… Чего-то было категорически нельзя…

Татьяна Камышева:  Вот, слава богу, что новый закон – здорово, потому что я все это тоже прошла, когда и запрещалось. Мне, например, просто бы запрещен диплом, который я посвятила Марине Цветаевой. И мне пришлось просто переписывать за два месяца – другой диплом делать. Потому что из меня воспитывали художника соцреализма.  Слава богу, что наш новый проект устанавливает эти свободы – это здорово, что наконец мы хотя бы гарантированно будем иметь свободу творчества. Много можно тут о чем говорить. Но вот меня возбудило такое понятие, которое для меня кажется сегодня очень важным – мы ведь все чаще говорим с вами – национальное достояние, национальный проект. Когда что-то значимое, мы хотим к нему обязательно присоединить слово «национальный». Здесь есть такое понятие – «национальное культурное достояние». Оно, конечно, широко определено, но как понятие, оно, мне кажется, сегодня очень важно, потому что все чаще мы говорим в целом как о национальном достоянии больше всего о памятниках, как «национальное» слово, если мы говорим о коллективах – как нематериальное культурное достояние -  оно у нас еще не закреплено. А это очень важно. Мне кажется, что определившись с критериями, что такое «национальное достояние», мы бы все-таки могли выстроить на сегодня какую-то вертикаль – а это очень важно! Я приведу как пример. В 2002 году был сделан замечательный доклад президенту – «Художник и время». Анализ по культуре. В 2002-м году сказали: мы десять лет выживали, давайте, наконец, что-то строить! Мы всех отпустили на выживание. Кто как мог сохранился, выплыл. Дальше пошли президентские гранты. Вот в начале этих грантов как раз были определены коллективы в области музыкального искусства, которые являются национальными брендами – Большой театр, Мариинка, две консерватории, три  ведущих симфонических оркестра.  Затем такие же народные коллективы – Моисеев, Пятницкий, Осипов. Это позволило, конечно, на каком-то этапе – потрясающе – просто стать инструментом сохранения этих уникальных коллективов. Позже система грантов стала развиваться, и хорошо! И вот сейчас дальше, как мне кажется, система грантов начинает «тонуть» в этом объеме -  добавление грантов. Понятно, что наша Россия – огромная страна и у нас много ведущих и театров, и прекрасных оркестров, но они как бы сосредоточились сегодня на московских и питерских коллективах. И все достояние  это наше и  сосредоточилось тут.

Этот же вопрос смыкается еще с одним – с единым культурным пространством. Когда в Москве только грантовских оркестров девять, а при этом, когда мы во Владивостоке не имеем ни одной организации федерального значения. А в Новосибирске мы фактически имеем только Театр оперы и балета – чтобы это пространство строить, как мне кажется…

Правильно распределять…

Татьяна Камышева:  Нет. Не проблема распределения. Конечно же, это проблема финансирования.

Распределение финансирования и имела в виду. 

Татьяна Камышева:  Мы все-таки должны понимать, что культура важна. По финансированию – в нашем обществе я не знаю ни одного человека, практически, который в нашей душе бы сказал: нет, сейчас важнее что-то там еще, а культура подождет.

Правда?

Татьяна Камышева:  Мне кажется, что все сейчас понимают, что у нас есть проблемы с молодежью. Нам нужно воспитывать образованную Россию, культурную, толерантную, патриотическую – все это может дать только культура.

На словах, конечно. Но в основном – говорят  другое.  Культура может подождать. 

Татьяна Камышева:  Я Вам говорю – в душе. А на самом деле сегодня в этих приоритетах культура, особенно в бюджете, не стоит.

Вот!

Татьяна Камышева:  И, мне кажется, что выделение хотя бы таких национальных объектов – у нас есть восемь федеральных округов. У нас должна быть в каждом федеральном округе нормальная такая же консерватория. Там есть хорошие учебные консерватории, но ведь, понимаете – я свердловчанка. И я хорошо знаю историю в сегодняшнем Екатеринбурге, когда профессор Свердловской консерватории получает семь тысяч рублей – и это все вместе. Вот если бы в федеральных округах эти национальные достояния  также были определены каким-то комплексом того, что необходимо. Театр оперы и балета… Кстати, в Екатеринбурге замечательный симфонический оркестр, замечательная филармония. Но это – благодаря губернатору. Ну и хорошо! Делая какие-то национальные комплексы, потому что нам уже нужно не только сохранять, но и развивать.

А разве не так существует в Европе? У нас все сейчас стремятся посмотреть, как у кого-то. Но, мне кажется, неплохо было и у нас самих.

Абсолютно!

Татьяна Камышева:  Понимаете? 

Конечно! 

Татьяна Камышева:  Неплохо было у нас самих.  Я не буду говорить – просто как пример. Свердловск был закрытый город – оттуда  приехал Женя Колобов, Титель – этих имен на сегодня достаточно. Центр музыки, причем разных жанров. Закрытый город, но он внутри развивался, он жил…

Конечно!

Татьяна Камышева:  В чем проблема? Сейчас иногда, когда разговариваешь – хотят поехать  дирижеры в какой-то город дирижировать, но они же не могут там иногда выжить из-за вот этого культурного вакуума, понимаете? Потому что эта культурная среда начинает размываться.

Но в проекте это как-то прописано?

Татьяна Камышева: Нет, вот в том-то и дело, что субъектам Федерации дано по закону право в соответствии с общим законом рисовать свои концепции, и это хорошо. Опять-таки, в каждом регионе есть свои особенности ведь. Но, я вот уже говорила о каких-то определениях нашего действительно национального культурного достояния. И второе, конечно, очень важно то, что в нашей современной жизни мы уже давно находимся в разных организационных формах.  У нас разделилось. Этого не было раньше – коммерческое искусство, некоммерческое искусство. Нужно сказать, что вся классика вообще никогда не может быть коммерческой. То что считалось недавно просто современным – и Свиридов, и Шостакович – это уже классика. Хотя Свиридову в следующем году еще только сто лет будем отмечать.

Но классика всегда поддерживалась государством, и до сих пор поддерживается практически во всех странах.

Татьяна Камышева:  Поэтому нужны, мне кажется, какие-то зоны в  законе – должны быть прописаны – существования всего нашего некоммерческого, всего нашего национального. Ведь, в том числе, и наши многонациональные культуры, этнические, народное творчество – мы его никогда не сохраним. Взять тот же народный коллектив. У него две части. Ведь в одной части народный коллектив – это  музей. Они передают манеру пения, они передают вот эти песни из поколения в поколение, в хоре. Мы знаем, что архангельский хор, северный, звучит так, уральский так, сибирский – совсем по-другому. Они -  хранители.

Конечно!

Татьяна Камышева:  Я вам хочу сказать, если мы потеряем, то уже никогда не восстановить тех бабушек, которые поют, которые, может быть, лет двадцать – тридцать лет назад были. Сейчас их уже нет. Значит, эти коллективы в этой музейной части – они хранители. Но сегодня же они должны еще и зарабатывать. Они делают концертные программы…

А разве это не прописано? Но, может быть, нет таких частностей в проекте этого закона.

Татьяна Камышева:  Декларативно прописано, что нужно сохранять – это все правильно. Почему я заговорила об отделении того, что необходимо сохранять и быть, потому что вот эту музейную часть, в том же народном творчестве – ее никогда не продать, даже на концерте. Потому что сегодняшний концерт требует для слушателя совсем других условий – другой подачи, понимаете, для зрителя. А вот эта музейная часть, которая есть в коллективах, она тоже чего-то стоит.

Но это возможно дополнить? Здесь, наверное, должны поработать и юристы, и экономисты…

Татьяна Камышева:  Во всяком случае,  вот в эту  часть с национальным достоянием  -  сюда многие вопросы могли бы лечь – то, что мы должны просто сохранять как зеницу ока. Потому что это наш стратегический запас. Оттуда черпается все – традиции, наши исполнительские школы, балетные школы. Это же стратегический запас! Мы все больше видимо прекрасных современных балетов, восхищаемся современной хореографией – все меньше приезжают к нам на пуантах с вот этим классическим балетом. Он всегда ценился нашей школой! Русской школой! Русский балет! Во многих странах эти школы уходят. Поэтому какие-то  охранные меры в законе, по сохранению школ, в том числе, брендов российских, какую-то часть я бы, наверное, все-таки дополнила и выделила, чтобы все мы понимали, что все-таки у нас самое ценное и чем торговать на сегодня, может быть, и не стоит. Может быть, стоит хранить, как бабушкино наследство.

Ну, наверное – ведь все что делали наши бабушки – это наша история. И все равно без этого мы никуда не денемся. И, безусловно, каждый же в доме что-то хранит, то что ему дорого.  А Россия  - это наш большой дом. И без культуры нет страны. Это ясно!

Мы обсуждаем новый проект закона «О культуре Российской Федерации». И делаем это вместе с Татьяной Борисовной Камышевой, композитором, заслуженным деятелем искусств России, заместителем начальника Управления культурных программ «Россотрудничество».

У меня еще вот такой вопрос: филармоническая деятельность имела же колоссальное значение! Филармонии обменивались…

Татьяна Камышева:  Филармоническая деятельность это была прежде всего гастрольная деятельность, концертная деятельность. Я вам скажу только одно – что филармония находится сейчас в таком переходном периоде – все-таки они были созданы как инструмент просветительства, в первую очередь.

Конечно, да! Сегодня насколько нам важны эти просветительские функции, вы как думаете?

Татьяна Камышева:  Я думаю, что важны. Только их нужно возвращать. Опять мы вернемся к тому, что их нужно финансировать. Если мы просто декларативно заявим, что это нам нужно – а нам многое чего нужно – то к этому закон все-таки должен сподвигать, к финансированию.

Но все равно нужна декларация. Никуда от этого не денешься. А потом уже должны присоединиться те самые, которые пропишут цифру супратив этого пункта, супратив того пункта – правда же?

Татьяна Камышева:  Да. 

Но есть надежда, что эти цифры будут прописаны, как вы считаете? Уже как чиновник. Забудьте, что вы композитор  и заслуженный деятель искусств.

Татьяна Камышева:  Вы знаете, я очень хочу верить, понимаете. Я просто вижу – мы много критикуем – но кое-что  делается. Я просто изнутри это знаю. Но очень много чего нужно сделать заново в этих новых  условиях. Проработать совершенно новые схемы. А это тяжело. Чтобы все это проработать и сделать, есть  все-таки еще одна важнейшая часть – это наша наука о культуре. Она уходит, понимаете? Как сейчас сделать все эти новые какие-то разработки. У нас все меньше крепких – я уже не говорю весомых – профессионалов. Они просто один за другим уходят. Ряды пополняются с трудом, потому что ну не интересно почему-то многим людям – и я знаю почему, и вы тоже – себя реализовывать в области науки.

А можете сказать, что такое «наука о культуре»?

Татьяна Камышева:  Есть институт культурологи, искусствознания – просто я не буду говорить, в каком состоянии они находятся. Копейки.

Копейки.

Татьяна Камышева:  Копейки. И просто занимаются подвижничеством. Это люди, которые любят  этот труд. Один из наших лучших журналов – «Академия музыки» - профессиональный. Он просто вымирает. Если бы министерство культуры частично не помогало – а там сосредоточена наука о музыке, статьи, люди обмениваются мыслями, там среда, в которой вырабатываются как раз те критерии оценки и так далее.

Татьяна Борисовна, как вы считаете, что же это такое за орган, такое сообщество кого-то, в чьих недрах должно сосредоточиться решение всех этих вопросов. Министерство культуры – нет. Там нет денег. Значит, кто это? Есть ответ на этот вопрос?

Татьяна Камышева:  Вы понимаете, есть разные времена финансирования, когда нам говорят, что сейчас экономический кризис – я готова, скажем,  понять эту историю, когда там вдруг не будет денег, чтобы выплатить пенсию пенсионерам или учителям, или нашим драчам зарплаты – тогда мы все время будем отступать. Но, наверное, я не очень понимаю в бюджете и  не очень понимаю в том процессе, который происходит с точки зрения распределения, но я думаю, что, опять-таки, определив какие-то приоритеты, нужно хотя бы их минимально выполнить. Очень надеюсь на гражданское общество – все мы с вами, и то что обсуждаем, говорим – это важно. 

Капля камень точит. 

Татьяна Камышева:  Да! Это важно, чтобы мы действительно говорили об этом, обсуждали. И когда мы будем об этом много говорить и обсуждать, я думаю, что нас услышат.

Да простят меня наши слушатели, я еще раз хочу, Татьяна Борисовна, напомнить Вам, и нам – нашли же деньги во время Великой Отечественной войны, в страшные годы, когда не очень-то понятно – собрать талантливых детей, привезти их со всего Советского Союза в Москву, обеспечить их образованием, продовольствием – чтобы потом появились Эдуард Грач, Александра Пахмутова и так далее, и так далее.  Вы сейчас очень правильно сказали о приоритете.

Татьяна Камышева: Да.

Значит, это было приоритетно. Вместе с пушками, танками – это было приоритетно.

Татьяна Камышева: Да.

Может быть, что-то как-то нам выбирать между – боюсь даже говорить, обидеть спортсменов и всех болельщиков, но все-таки всем уже необходимо понять, что культура – это есть самый главный приоритет.

Татьяна Камышева: В законе, кстати, поставлены все эти – в хорошем смысле – пафосные идеи в законе поставлены.

Ну, слава богу!

Татьяна Камышева: Несколько звучит как программа. Если даже этого будет как-то в реализации воплощаться и поддерживаться, просто мы с вами расцветем.

А вот нельзя ли так сделать, чтобы, когда принимали этот проект – чтобы мы, люди, которые составляют это все огромное культурное пространство, видели, что  господин Иванов был против этого, а господин Смирнов – был за, и защищал это. Как это сделать? Мы же никогда не видим эти голосования, мы не знаем, что там происходит. Даже Вы, наверное, этого не увидите.

Татьяна Камышева:  Нет. Нам всем некогда, мы все бежим.

А вот, наверное, это неправильно. Может, когда все открыто, может быть, стыдно немножко станет?

Татьяна Камышева:  Я единственное, что понимаю четко, что это другой вопрос, потому что у нас очень много дилетантизма.

Вот! 

Татьяна Камышева:  Потому что профессионалов у нас остается все меньше и меньше, профессионалов, которые могли бы «видеть поглыбже».

Ну, может быть, как-то собрать их, по крупицам.

Татьяна Камышева:  Но какие-то вопросы – к ним не такое проходящее отношение.  Заглянул, посмотрел – в культуре ведь все понимают!

Да, конечно! Безусловно! 

Татьяна Камышева:  Все могут дать советы! Поэтому я с огромным уважением отношусь к этому документу.

Уже важно, что он есть.

Татьяна Камышева:  Что он есть, и что мы можем его дорабатывать. Уже скорее бы он был в каком-то виде принят! Я хочу еще сказать последнее, что тоже не увидела. Не увидела ничего хотя бы в той части средств массовой информации – целиком – о хотя бы русском языке. Потому что у нас английского все больше и больше. И, конечно, о доле звучания классической музыки, литературы, поэзии  в эфире в целом. Потому что сколько бы мы ни говорили, сколько бы добрых дел мы ни делали – великолепных концертов, фестивалей, чего угодно! Пока этого нет в нашем пресловутом ящике… Считайте, что вся культура на сегодня там.

Готова подписаться под каждым словом!

Сейчас идет по каналу «Культура» - и еще раз говорю «слава богу, что есть этот канал, дай бог, и браво его главному редактору за терпение и за все, что он делает» - и сейчас новый проект, который называется «Полиглот». Изучение английского языка. Замечательная форма изучения, и все прекрасно. Мы  можем смотреть и слушать. А мне кажется, пора сделать такой же точно проект изучения русского языка.

Татьяна Камышева:  Надо начать, и можно потом дополнять, потому что, конечно же, сколько бы мы ни говорили, первый вестник культуры – это средство массовой информации. Я очень надеюсь, что когда сейчас будет цифровое телевидение, будет возможность большего количества каналов. Я всегда говорю, что не надо ничего уничтожать. Давайте создавать какой-то продукт, который будут с удовольствием воспринимать. Больше каналов с классической музыкой, с литературой, с театром!

В Москве – один. 

Татьяна Камышева: Опять мы вернемся к национальному достоянию.

Ну, давайте это не оставлять! При всей занятости. 

Татьяна Камышева:  Опять мы к этому вернемся.

Конечно. 

Татьяна Камышева:  Потому что это наше достояние тогда должно иметь в эфире определенный процент. 

Конечно! 

Татьяна Камышева:  Как только мы с этим определимся, то сразу поймем, что уж коли  это наше национальное достояние, мы определили, значит, оно должно  быть в определенном проценте. Мы же не говорим какое – играйте такого-то композитора, читайте только этого писателя. 

Ни в коем случае!

Татьяна Камышева:  Ни в коем случае. Выбор – просто огромен. Но хотя бы в каких-то минимальных процентах исполнялось бы современная музыка, современная литература.  Мы должны знать своих писателей, которые есть! 

Которые составляют гордость вообще мировой литературы – вот что!

Очень не хочется с Вами завершать разговор, честно Вам скажу – у меня только еще один к Вам вопрос есть: скажите честно, Вы не отступитесь от этого? По мере возможности – я понимаю, Вы человек занятой.

Татьяна Камышева:  Я настолько раненый человек, что, конечно, если нужны какие-то формы работы и предложений – я с удовольствием, потому что иначе кто это будет делать? Мы нарисуем, мы и будем жить.

Абсолютно точно! Давайте рисовать вместе! Потому что жить нам и нашим детям. Вот это – самое главное! 

Татьяна Борисовна,  это - маленькие презенты от радио «Орфей».

Татьяна Камышева:  Спасибо. Это мое любимое радио. С утра до вечера слушаю.

Спасибо большое! Дорогие друзья, мы сегодня продолжили обсуждение нового проекта закона «О культуре». Надеемся, что вы этим тоже озабочены. Я благодарю нашу сегодняшнюю гостью, композитора, заслуженного деятеля искусств России, заместителя начальника Управления культурных программ «Россотрудничества»* Татьяну Борисовну Камышеву.

Спасибо Вам большое. И ждем от Вас новых творческих работ. Обязательно!

Татьяна Камышева: Спасибо. 

Всего вам дорого! Мы прощаемся с вами ровно на одну неделю. Хороших выходных!

 

В рамках совместного проекта «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей» обсуждаем новый законопроект «О культуре».

 

-------------------

*Россотрудничество – Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Вернуться к списку новостей