Обсуждаем новый законопроект «О культуре». Совместный проект «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей».
Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые слушатели. У микрофона Диана Берлин. Сегодня мы вновь в это время обсуждаем новый проект закона «О культуре в Российской Федерации». Делаем это, конечно же, вместе с вами как обычно, потому что вы можете заходить на наш сайт и оставлять все свои мысли и размышления, и впечатления об уже услышанном и прочитанном. Ну а самое главное сегодня к нам в гости пришла композитор, заслуженный деятель искусств России, заместитель начальника Управления культурных программ «Россотрудничества»* Татьяна Борисовна Камышева.
Здравствуйте!
Татьяна Камышева: Здравствуйте!
Композитор. Чиполлино. Вы писали музыку к детской опере «Приключения Чиполлино»?
Татьяна Камышева: Да.
Надо же! Интересно, почему? У Вас была такая давняя мечта?
Татьяна Камышева: Вы знаете, во-первых, я очень люблю эту книжку. Она такая знаковая. Потом, она бесконечно современна. Я уже перечитывала ее детям, и она мне также оставалась интересна. Замечательные персонажи. К тому же есть замечательный балет Хачатуряна «Чиполлино», который я бесконечно обожаю. И у меня родилась такая идея сделать оперу.
И Вы ее сделали! И проект оказался успешным.
У нас, к сожалению, сегодня не это главная тема. А главная тема это проект закона «О культуре в Российской федерации». Что для Вас в нем самое важное?
Татьяна Камышева: Я хочу сказать, что закон, на моей памяти поскольку я уже на протяжении двадцати лет помимо композиторского творчества являюсь чиновником он пишется довольно давно. И слава богу, что у нас наконец появился вариант. Я просто хочу сказать тем людям большое спасибо. Вариант, который можно обсуждать, который можно дополнять, но который хотя бы основные позиции сегодняшнего дня все-таки отражает, будем говорить. Хотя для культуры сегодняшнее наше время это не расцвет, давайте будем честно, смотря друг другу в глаза, это говорить это не какой-то стабильный долгий расцвет или какой-то такой устоявшийся период. Нет! У нас многое сегодня зарождается новое. Мы еще многое храним постсоветского.
А когда был расцвет, по-вашему?
Татьяна Камышева: Расцвет?
Да.
Татьяна Камышева: Вы знаете, это мечта. Советский период был стабильным мы понимали, по каким правилам мы живем. В частности, в сфере культуру. Для меня было очень просто, потому что была идея воспитания гармонично развитой личности. И вот этот девиз поднял все он сделал вертикаль. Это означало просветительство, бесплатное образование, спорт, гармония. Человек воспитывался для того, чтобы войти в это красивое коммунистическое общество. Но на пути к нему была во главу угла поставлена всего лишь одна идея. И поэтому, благодаря этой идее, скажем, к моему поколению нет, а к поколению уже моего сына, которому сейчас тридцать лет в музыкальной школе учился почти весь класс. Я еще училась, когда нас было один два человека в классе. В его классе уже в музыкальной школе учились почти все на инструментах. Это было достижение. К этому шла вся вертикаль. Концепция и культуры, и образования все было подключено к какой-то одной идее.
Ну, какие-то книги были запрещены Чего-то было категорически нельзя
Татьяна Камышева: Вот, слава богу, что новый закон здорово, потому что я все это тоже прошла, когда и запрещалось. Мне, например, просто бы запрещен диплом, который я посвятила Марине Цветаевой. И мне пришлось просто переписывать за два месяца другой диплом делать. Потому что из меня воспитывали художника соцреализма. Слава богу, что наш новый проект устанавливает эти свободы это здорово, что наконец мы хотя бы гарантированно будем иметь свободу творчества. Много можно тут о чем говорить. Но вот меня возбудило такое понятие, которое для меня кажется сегодня очень важным мы ведь все чаще говорим с вами национальное достояние, национальный проект. Когда что-то значимое, мы хотим к нему обязательно присоединить слово «национальный». Здесь есть такое понятие «национальное культурное достояние». Оно, конечно, широко определено, но как понятие, оно, мне кажется, сегодня очень важно, потому что все чаще мы говорим в целом как о национальном достоянии больше всего о памятниках, как «национальное» слово, если мы говорим о коллективах как нематериальное культурное достояние - оно у нас еще не закреплено. А это очень важно. Мне кажется, что определившись с критериями, что такое «национальное достояние», мы бы все-таки могли выстроить на сегодня какую-то вертикаль а это очень важно! Я приведу как пример. В 2002 году был сделан замечательный доклад президенту «Художник и время». Анализ по культуре. В 2002-м году сказали: мы десять лет выживали, давайте, наконец, что-то строить! Мы всех отпустили на выживание. Кто как мог сохранился, выплыл. Дальше пошли президентские гранты. Вот в начале этих грантов как раз были определены коллективы в области музыкального искусства, которые являются национальными брендами Большой театр, Мариинка, две консерватории, три ведущих симфонических оркестра. Затем такие же народные коллективы Моисеев, Пятницкий, Осипов. Это позволило, конечно, на каком-то этапе потрясающе просто стать инструментом сохранения этих уникальных коллективов. Позже система грантов стала развиваться, и хорошо! И вот сейчас дальше, как мне кажется, система грантов начинает «тонуть» в этом объеме - добавление грантов. Понятно, что наша Россия огромная страна и у нас много ведущих и театров, и прекрасных оркестров, но они как бы сосредоточились сегодня на московских и питерских коллективах. И все достояние это наше и сосредоточилось тут.
Этот же вопрос смыкается еще с одним с единым культурным пространством. Когда в Москве только грантовских оркестров девять, а при этом, когда мы во Владивостоке не имеем ни одной организации федерального значения. А в Новосибирске мы фактически имеем только Театр оперы и балета чтобы это пространство строить, как мне кажется
Правильно распределять
Татьяна Камышева: Нет. Не проблема распределения. Конечно же, это проблема финансирования.
Распределение финансирования и имела в виду.
Татьяна Камышева: Мы все-таки должны понимать, что культура важна. По финансированию в нашем обществе я не знаю ни одного человека, практически, который в нашей душе бы сказал: нет, сейчас важнее что-то там еще, а культура подождет.
Правда?
Татьяна Камышева: Мне кажется, что все сейчас понимают, что у нас есть проблемы с молодежью. Нам нужно воспитывать образованную Россию, культурную, толерантную, патриотическую все это может дать только культура.
На словах, конечно. Но в основном говорят другое. Культура может подождать.
Татьяна Камышева: Я Вам говорю в душе. А на самом деле сегодня в этих приоритетах культура, особенно в бюджете, не стоит.
Вот!
Татьяна Камышева: И, мне кажется, что выделение хотя бы таких национальных объектов у нас есть восемь федеральных округов. У нас должна быть в каждом федеральном округе нормальная такая же консерватория. Там есть хорошие учебные консерватории, но ведь, понимаете я свердловчанка. И я хорошо знаю историю в сегодняшнем Екатеринбурге, когда профессор Свердловской консерватории получает семь тысяч рублей и это все вместе. Вот если бы в федеральных округах эти национальные достояния также были определены каким-то комплексом того, что необходимо. Театр оперы и балета Кстати, в Екатеринбурге замечательный симфонический оркестр, замечательная филармония. Но это благодаря губернатору. Ну и хорошо! Делая какие-то национальные комплексы, потому что нам уже нужно не только сохранять, но и развивать.
А разве не так существует в Европе? У нас все сейчас стремятся посмотреть, как у кого-то. Но, мне кажется, неплохо было и у нас самих.
Абсолютно!
Татьяна Камышева: Понимаете?
Конечно!
Татьяна Камышева: Неплохо было у нас самих. Я не буду говорить просто как пример. Свердловск был закрытый город оттуда приехал Женя Колобов, Титель этих имен на сегодня достаточно. Центр музыки, причем разных жанров. Закрытый город, но он внутри развивался, он жил
Конечно!
Татьяна Камышева: В чем проблема? Сейчас иногда, когда разговариваешь хотят поехать дирижеры в какой-то город дирижировать, но они же не могут там иногда выжить из-за вот этого культурного вакуума, понимаете? Потому что эта культурная среда начинает размываться.
Но в проекте это как-то прописано?
Татьяна Камышева: Нет, вот в том-то и дело, что субъектам Федерации дано по закону право в соответствии с общим законом рисовать свои концепции, и это хорошо. Опять-таки, в каждом регионе есть свои особенности ведь. Но, я вот уже говорила о каких-то определениях нашего действительно национального культурного достояния. И второе, конечно, очень важно то, что в нашей современной жизни мы уже давно находимся в разных организационных формах. У нас разделилось. Этого не было раньше коммерческое искусство, некоммерческое искусство. Нужно сказать, что вся классика вообще никогда не может быть коммерческой. То что считалось недавно просто современным и Свиридов, и Шостакович это уже классика. Хотя Свиридову в следующем году еще только сто лет будем отмечать.
Но классика всегда поддерживалась государством, и до сих пор поддерживается практически во всех странах.
Татьяна Камышева: Поэтому нужны, мне кажется, какие-то зоны в законе должны быть прописаны существования всего нашего некоммерческого, всего нашего национального. Ведь, в том числе, и наши многонациональные культуры, этнические, народное творчество мы его никогда не сохраним. Взять тот же народный коллектив. У него две части. Ведь в одной части народный коллектив это музей. Они передают манеру пения, они передают вот эти песни из поколения в поколение, в хоре. Мы знаем, что архангельский хор, северный, звучит так, уральский так, сибирский совсем по-другому. Они - хранители.
Конечно!
Татьяна Камышева: Я вам хочу сказать, если мы потеряем, то уже никогда не восстановить тех бабушек, которые поют, которые, может быть, лет двадцать тридцать лет назад были. Сейчас их уже нет. Значит, эти коллективы в этой музейной части они хранители. Но сегодня же они должны еще и зарабатывать. Они делают концертные программы
А разве это не прописано? Но, может быть, нет таких частностей в проекте этого закона.
Татьяна Камышева: Декларативно прописано, что нужно сохранять это все правильно. Почему я заговорила об отделении того, что необходимо сохранять и быть, потому что вот эту музейную часть, в том же народном творчестве ее никогда не продать, даже на концерте. Потому что сегодняшний концерт требует для слушателя совсем других условий другой подачи, понимаете, для зрителя. А вот эта музейная часть, которая есть в коллективах, она тоже чего-то стоит.
Но это возможно дополнить? Здесь, наверное, должны поработать и юристы, и экономисты
Татьяна Камышева: Во всяком случае, вот в эту часть с национальным достоянием - сюда многие вопросы могли бы лечь то, что мы должны просто сохранять как зеницу ока. Потому что это наш стратегический запас. Оттуда черпается все традиции, наши исполнительские школы, балетные школы. Это же стратегический запас! Мы все больше видимо прекрасных современных балетов, восхищаемся современной хореографией все меньше приезжают к нам на пуантах с вот этим классическим балетом. Он всегда ценился нашей школой! Русской школой! Русский балет! Во многих странах эти школы уходят. Поэтому какие-то охранные меры в законе, по сохранению школ, в том числе, брендов российских, какую-то часть я бы, наверное, все-таки дополнила и выделила, чтобы все мы понимали, что все-таки у нас самое ценное и чем торговать на сегодня, может быть, и не стоит. Может быть, стоит хранить, как бабушкино наследство.
Ну, наверное ведь все что делали наши бабушки это наша история. И все равно без этого мы никуда не денемся. И, безусловно, каждый же в доме что-то хранит, то что ему дорого. А Россия - это наш большой дом. И без культуры нет страны. Это ясно!
Мы обсуждаем новый проект закона «О культуре Российской Федерации». И делаем это вместе с Татьяной Борисовной Камышевой, композитором, заслуженным деятелем искусств России, заместителем начальника Управления культурных программ «Россотрудничество».
У меня еще вот такой вопрос: филармоническая деятельность имела же колоссальное значение! Филармонии обменивались
Татьяна Камышева: Филармоническая деятельность это была прежде всего гастрольная деятельность, концертная деятельность. Я вам скажу только одно что филармония находится сейчас в таком переходном периоде все-таки они были созданы как инструмент просветительства, в первую очередь.
Конечно, да! Сегодня насколько нам важны эти просветительские функции, вы как думаете?
Татьяна Камышева: Я думаю, что важны. Только их нужно возвращать. Опять мы вернемся к тому, что их нужно финансировать. Если мы просто декларативно заявим, что это нам нужно а нам многое чего нужно то к этому закон все-таки должен сподвигать, к финансированию.
Но все равно нужна декларация. Никуда от этого не денешься. А потом уже должны присоединиться те самые, которые пропишут цифру супратив этого пункта, супратив того пункта правда же?
Татьяна Камышева: Да.
Но есть надежда, что эти цифры будут прописаны, как вы считаете? Уже как чиновник. Забудьте, что вы композитор и заслуженный деятель искусств.
Татьяна Камышева: Вы знаете, я очень хочу верить, понимаете. Я просто вижу мы много критикуем но кое-что делается. Я просто изнутри это знаю. Но очень много чего нужно сделать заново в этих новых условиях. Проработать совершенно новые схемы. А это тяжело. Чтобы все это проработать и сделать, есть все-таки еще одна важнейшая часть это наша наука о культуре. Она уходит, понимаете? Как сейчас сделать все эти новые какие-то разработки. У нас все меньше крепких я уже не говорю весомых профессионалов. Они просто один за другим уходят. Ряды пополняются с трудом, потому что ну не интересно почему-то многим людям и я знаю почему, и вы тоже себя реализовывать в области науки.
А можете сказать, что такое «наука о культуре»?
Татьяна Камышева: Есть институт культурологи, искусствознания просто я не буду говорить, в каком состоянии они находятся. Копейки.
Копейки.
Татьяна Камышева: Копейки. И просто занимаются подвижничеством. Это люди, которые любят этот труд. Один из наших лучших журналов «Академия музыки» - профессиональный. Он просто вымирает. Если бы министерство культуры частично не помогало а там сосредоточена наука о музыке, статьи, люди обмениваются мыслями, там среда, в которой вырабатываются как раз те критерии оценки и так далее.
Татьяна Борисовна, как вы считаете, что же это такое за орган, такое сообщество кого-то, в чьих недрах должно сосредоточиться решение всех этих вопросов. Министерство культуры нет. Там нет денег. Значит, кто это? Есть ответ на этот вопрос?
Татьяна Камышева: Вы понимаете, есть разные времена финансирования, когда нам говорят, что сейчас экономический кризис я готова, скажем, понять эту историю, когда там вдруг не будет денег, чтобы выплатить пенсию пенсионерам или учителям, или нашим драчам зарплаты тогда мы все время будем отступать. Но, наверное, я не очень понимаю в бюджете и не очень понимаю в том процессе, который происходит с точки зрения распределения, но я думаю, что, опять-таки, определив какие-то приоритеты, нужно хотя бы их минимально выполнить. Очень надеюсь на гражданское общество все мы с вами, и то что обсуждаем, говорим это важно.
Капля камень точит.
Татьяна Камышева: Да! Это важно, чтобы мы действительно говорили об этом, обсуждали. И когда мы будем об этом много говорить и обсуждать, я думаю, что нас услышат.
Да простят меня наши слушатели, я еще раз хочу, Татьяна Борисовна, напомнить Вам, и нам нашли же деньги во время Великой Отечественной войны, в страшные годы, когда не очень-то понятно собрать талантливых детей, привезти их со всего Советского Союза в Москву, обеспечить их образованием, продовольствием чтобы потом появились Эдуард Грач, Александра Пахмутова и так далее, и так далее. Вы сейчас очень правильно сказали о приоритете.
Татьяна Камышева: Да.
Значит, это было приоритетно. Вместе с пушками, танками это было приоритетно.
Татьяна Камышева: Да.
Может быть, что-то как-то нам выбирать между боюсь даже говорить, обидеть спортсменов и всех болельщиков, но все-таки всем уже необходимо понять, что культура это есть самый главный приоритет.
Татьяна Камышева: В законе, кстати, поставлены все эти в хорошем смысле пафосные идеи в законе поставлены.
Ну, слава богу!
Татьяна Камышева: Несколько звучит как программа. Если даже этого будет как-то в реализации воплощаться и поддерживаться, просто мы с вами расцветем.
А вот нельзя ли так сделать, чтобы, когда принимали этот проект чтобы мы, люди, которые составляют это все огромное культурное пространство, видели, что господин Иванов был против этого, а господин Смирнов был за, и защищал это. Как это сделать? Мы же никогда не видим эти голосования, мы не знаем, что там происходит. Даже Вы, наверное, этого не увидите.
Татьяна Камышева: Нет. Нам всем некогда, мы все бежим.
А вот, наверное, это неправильно. Может, когда все открыто, может быть, стыдно немножко станет?
Татьяна Камышева: Я единственное, что понимаю четко, что это другой вопрос, потому что у нас очень много дилетантизма.
Вот!
Татьяна Камышева: Потому что профессионалов у нас остается все меньше и меньше, профессионалов, которые могли бы «видеть поглыбже».
Ну, может быть, как-то собрать их, по крупицам.
Татьяна Камышева: Но какие-то вопросы к ним не такое проходящее отношение. Заглянул, посмотрел в культуре ведь все понимают!
Да, конечно! Безусловно!
Татьяна Камышева: Все могут дать советы! Поэтому я с огромным уважением отношусь к этому документу.
Уже важно, что он есть.
Татьяна Камышева: Что он есть, и что мы можем его дорабатывать. Уже скорее бы он был в каком-то виде принят! Я хочу еще сказать последнее, что тоже не увидела. Не увидела ничего хотя бы в той части средств массовой информации целиком о хотя бы русском языке. Потому что у нас английского все больше и больше. И, конечно, о доле звучания классической музыки, литературы, поэзии в эфире в целом. Потому что сколько бы мы ни говорили, сколько бы добрых дел мы ни делали великолепных концертов, фестивалей, чего угодно! Пока этого нет в нашем пресловутом ящике Считайте, что вся культура на сегодня там.
Готова подписаться под каждым словом!
Сейчас идет по каналу «Культура» - и еще раз говорю «слава богу, что есть этот канал, дай бог, и браво его главному редактору за терпение и за все, что он делает» - и сейчас новый проект, который называется «Полиглот». Изучение английского языка. Замечательная форма изучения, и все прекрасно. Мы можем смотреть и слушать. А мне кажется, пора сделать такой же точно проект изучения русского языка.
Татьяна Камышева: Надо начать, и можно потом дополнять, потому что, конечно же, сколько бы мы ни говорили, первый вестник культуры это средство массовой информации. Я очень надеюсь, что когда сейчас будет цифровое телевидение, будет возможность большего количества каналов. Я всегда говорю, что не надо ничего уничтожать. Давайте создавать какой-то продукт, который будут с удовольствием воспринимать. Больше каналов с классической музыкой, с литературой, с театром!
В Москве один.
Татьяна Камышева: Опять мы вернемся к национальному достоянию.
Ну, давайте это не оставлять! При всей занятости.
Татьяна Камышева: Опять мы к этому вернемся.
Конечно.
Татьяна Камышева: Потому что это наше достояние тогда должно иметь в эфире определенный процент.
Конечно!
Татьяна Камышева: Как только мы с этим определимся, то сразу поймем, что уж коли это наше национальное достояние, мы определили, значит, оно должно быть в определенном проценте. Мы же не говорим какое играйте такого-то композитора, читайте только этого писателя.
Ни в коем случае!
Татьяна Камышева: Ни в коем случае. Выбор просто огромен. Но хотя бы в каких-то минимальных процентах исполнялось бы современная музыка, современная литература. Мы должны знать своих писателей, которые есть!
Которые составляют гордость вообще мировой литературы вот что!
Очень не хочется с Вами завершать разговор, честно Вам скажу у меня только еще один к Вам вопрос есть: скажите честно, Вы не отступитесь от этого? По мере возможности я понимаю, Вы человек занятой.
Татьяна Камышева: Я настолько раненый человек, что, конечно, если нужны какие-то формы работы и предложений я с удовольствием, потому что иначе кто это будет делать? Мы нарисуем, мы и будем жить.
Абсолютно точно! Давайте рисовать вместе! Потому что жить нам и нашим детям. Вот это самое главное!
Татьяна Борисовна, это - маленькие презенты от радио «Орфей».
Татьяна Камышева: Спасибо. Это мое любимое радио. С утра до вечера слушаю.
Спасибо большое! Дорогие друзья, мы сегодня продолжили обсуждение нового проекта закона «О культуре». Надеемся, что вы этим тоже озабочены. Я благодарю нашу сегодняшнюю гостью, композитора, заслуженного деятеля искусств России, заместителя начальника Управления культурных программ «Россотрудничества»* Татьяну Борисовну Камышеву.
Спасибо Вам большое. И ждем от Вас новых творческих работ. Обязательно!
Татьяна Камышева: Спасибо.
Всего вам дорого! Мы прощаемся с вами ровно на одну неделю. Хороших выходных!
В рамках совместного проекта «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей» обсуждаем новый законопроект «О культуре».
-------------------
*Россотрудничество Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.