История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

 

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Каждый Новый год многие из нас встречают под знаком – символом восточного календаря. В этот раз был дракон. По восточному календарю год Дракона наступает 23 января. Для «Орфея» я подготовила особенный новогодний подарок – цикл статей, посвященных одному из самых интересных видов традиционного древнего восточного театра – театру масок.

Несколько слов о том, как создавался материал. Идею этого цикла я вынашивала и обдумывала довольно долго, собирала иллюстративный материал, работала с источниками. Объективно оценивая свои довольно скромные познания в этой области, не хотела,  да и не стала бы ограничивать себя и уважаемого читателя описательными, малосодержательными текстами. Очень хотелось удивить читателей интересными, проверенными данными по выбранной довольно сложной теме. И вот, мне повезло. После долгих поисков нашла прекрасное исследование крупного японоведа, специалиста по японскому театру, доктора искусствоведения Нины Григорьевны Анариной «История японского театра»[1] - ничего  лучшего и желать было нельзя. Материалы, собранные в этом исследовании, уникальные, они полностью соответствуют тем критериям, которые были заданы изначально к означенной теме нового цикла. Тщательно изучив этот достойный труд, проделав большую аналитическую работу, я обобщила выбранные мною фрагменты, соответствующе теме «история театрального костюма» в контексте истории театра. В данном цикле статей будет традиционно пять. Я – автор-составитель, автор Н.Г.Анарина. Чтобы не перегружать текст сносками, кавычками и пр. знаками, там, где фрагменты книги цитируются или даны в пересказе, в конце абзаца указан номер страницы книги «История японского театра».

Об иллюстративном материале: он уникален, поскольку мне была предоставлена редкая возможность воспользоваться книгами библиотеки японского культурного центра Japan Foundation, за что выражаю специалистам этого центра глубочайшую признательность. У нас есть редкая возможность впервые увидеть многие изображения масок, костюмов и сценографии, никогда не публиковавшихся в России. Также я воспользовалась книгами своей личной библиотеки и некоторыми видеоматериалами, выбранными в ресурсах YouTube (см. ссылки). Таким образом, удалось воплотить задуманный проект. Смею скромно надеяться, что нашим читателям  он будет интересен. С Новым годом Дракона!


Для усвоения систематических знаний об истории японского театра важно принять во внимание следующие вещи.

Первое. Япония – единственная страна в современном мире, где высокопрофессиональный театр имеет поразительное многообразие форм от древнейших до ультрасовременных.

Второе. Можно без преувеличения говорить о том, что нынешняя Япония является богатейшим хранилищем традиционной театральной культуры Азии, ибо в стране до сих пор существуют исполнительские искусства, бесследно исчезнувшие на азиатском континенте, но возникшие в свое время в Японии под прямым влиянием ритуальной и игровой культуры Китая, Кореи, Индии, Тибета, Персии, а в идеологическом плане – шаманизма, синтоизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, индуизма.

Третье. В то же время японское сценическое искусство является одним из самых молодых в Азии. Оно принимает отчетливые формы (это фиксируется в японских письменных памятниках), начиная только с VIII века, в то время как Индия и Китай могут похвастаться древнейшими формами театра, уходящими вглубь II-I тыс. до н.э.

Четвертое. Японский театр, как и повсюду в мире, вышел из обряда и ритуала. Но его исторический путь был несколько иным. Это движение, как «вечное повторение», от первобытных ритуалов-игр к современному модернистскому квази-ритуалу.

Пятое. В отличие от истории европейской сцены, где один театр приходил на смену другому, вытесняя предшественника, японский театр доводил до совершенства и канонизировал все значительные сценические формы, давал возможность существовать им длительно и непрерывно. В случае с японским театром мы имеем дело с циклической моделью развития, со своего  рода «бессмертием» сценических форм.

Шестое. История японского театра распадается на два неравных и принципиально разных отрезка: 1) от мифологической древности до реставрации императорской Японии в 1868 году; примерно около 13 столетий с момента письменных свидетельств; 2) от Мэйдзи[2] до сегодняшнего дня; пока - около полутора веков./ С.7-8/


С точки зрения функциональной природы и смыслов история японского традиционного театра и народных исполнительских искусств – это движение от «меньше игры, больше ритуала» к «больше игры, меньше ритуала». Театр Но – равновесие игры и ритуала, театр Кабуки – уже преобладание игры над ритуалом, переходная форма, после которой рождается драматический театр как таковой, история которого связана с освоением европейской драматургии и театра. /С.12/

Начало японского театра проистекает из древнейших ритуалов самых ранних обществ. Эти ритуалы являлись первоначальной техникой воздействия на божества ками, представления о которых оформились как раз в период Дзёмон как анимистическое верование в одухотворенность всего природного окружения – рек, гор, деревьев и т.п. Современная археология своими находками подтверждает факт существования ритуалов, направленных на поиск благорасположения ками, либо на усмирение их гнева. Глиняные куклы в масках и глиняная маска-личина – важнейшие «театральные» находки, относящиеся к этому периоду. /С. 18/

Связь театра с ритуалом в Японии - теснейшая и длительнейшая. Ритуал без игры немыслим; игра вне ритуала непозволительна, строго говоря, почти вплоть до реставрации Мэйдзи. Вот почему мы так подробно остановимся на ритуалах Кагура, которые, явившись одним из источников традиционного театра, сами в качестве ритуалов получили в веках повсеместное развитие и имеют в настоящее время сверхординарное многообразие форм и как синтоистские ритуалы, и как исполнительский фольклор. /С. 24/


Портрет Акахимэ – одна из сложнейших ролей Кабуки (справа)

Первоначальные Кагура периода Яёй утрачены в своей конкретной последовательности и уровне исполнительства (весьма тогда примитивного). Речь пойдет о современных Кагура, которые, конечно же, архитипически являются наследниками древних, но реально воспроизводят эту традицию в значительно более позднем варианте. Известно, что заметным изменениям подверглись ритуалы Кагура в XIII веке. Под влиянием театра Но в XV-XVI веках в синтоистских храмах, даже отдаленных от столицы, Кагура исполняли в масках. В XVII веке и в дальнейшем Кагура испытали влияние новых увеселений больших городов, стали стремиться к красочности костюмов, увлекательности ритуала. Появился комический тип Кагура под названием дайкагура. Театр Кабуки также воздействовал на Кагура таким образом, что исполнители танцев в Кагура стали еще и петь и вступать в диалог с другими исполнителями. Это были попытки ввести в мир бессмертных богов мир смертного человека. От этого Кагура стал терять свою особую атмосферу колдовского, шаманского, завораживающего духа. В современной Японии часто стремятся играть Кагура, возрождая его древнейший дух, делая своего рода режиссерские реконструкции древнего ритуала. Существуют также молодежные труппы Кагура, создающие свои спектакли и действующие уже как этнотеатр.

Выясним смысл самого слова кагура . Существует несколько интерпретаций, что связано с неясностью его этимологии. Наиболее употребительная – происхождение от ками-кура, что означает «местопребывание божества». /С.26/


Старинный театральный костюм генерала Древнего Китая. Народность хань. В центре сюжет «два дракона, играющие с жемчужиной» (слева) / Костюм жреца-даогуна. Народность яо, Китай (справа)


Персонажи различных спектаклей театра Кабуки


Театральная маска Чичи-Но-Йо, XII-XIV в. (слева) / Театральная маска Окина, XII-XIV в. (справа) / Предположительно мастер Никко 


Театральная маска Кокушики-Йо. Неизвестный мастер начала XV в. (слева) / Комачи-Ройо. Маска пожилой поэтессы (справа)


Актер в маске Иши-О-Йо (духа старого вишневого дерева)


Театральная маска Вакка-Онна. Мастер Каваши. XVII в. (слева) / Актер в маске Комачи-Ройо (Маска пожилой поэтессы) (справа)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…


Фрагменты спектакля театра Кабуки вы можете посмотреть по ссылкам:

http://www.youtube.com/watch?v=Jh3TKHimvDo&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=BU66syDUuJ8&feature=related

Фрагмент спектакля театра Но вы можете посмотреть по ссылке:

http://www.youtube.com/watch?v=o--VbWf6M0c


Использованная литература:

1. NOH MASKS by Toru Nakanishi & Kiyonori Komma. Osaka, 1998

2. A GUIDE TO THE JAPANESE STAGE. Ronald Cavaye, Paul Griffith, Akihiko Senda. KODANSHA INTERNATIONAL, 2004.

3. THE COLLECTOR`S GUIDE TO MASKS. Timothy Teuten. BRACKEN BOOKS. 1996

4 Ст. Н.И. Конрад. Театральные представления древней японии//Искусство Японии. Сборник статей. М., Наука, 1965

5. Косенко З.В., Михайлов Н.Н. Японцы. М., 1963

6. Нэцке. СПб., 2005

7. Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М., 1990

8. Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии 16-18 веков. М., 1989

9. Краски Китая. СПб., 2007


[1] Анарина Н.Г. История японского театра. Изд. Наталис, М., 2008

[2] Период Мэйдзи 1868-1912 гг.

Вернуться к списку новостей