Российский национальный оркестр продолжает серию концертов на сцене Московской филармонии. На днях коллектив Михаила Плетнева выступил в Большом зале консерватории с программой из произведений Яна Сибелиуса и Сергея Прокофьева. Дирижировал Василий Петренко молодой дирижер из Санкт-Петербурга, делающий успешную и яркую карьеру на Западе.
Выпускник Санкт-Петербургской консерватории, Василий Петренко занимался в классах у Мариса Янсонса и Ильи Мусина, совершенствовался у Юрия Темирканова и Эса-Пекка Салонена.
В 2007 году молодой артист занял пост главного дирижера Королевского филармонического оркестра Ливерпуля в Великобритании, превратив с годами этот оркестр в один из лучших коллективов в Британии и Европе. Особое место в репертуаре ливерпульского оркестра занимает русская музыка. Сейчас Василий Петренко записывает цикл из всех симфоний Дмитрия Шостаковича. Кстати, одна из записей, Десятая симфония Шостаковича, получила престижную награду - премию International Classical Music Awards.
В 2013 году Василий Петренко возглавит Филармонический оркестр Осло, сменив там Юкка-Пекка Сарасте.
Василий Петренко часто выступает в России и в родном Санкт-Петербурге (не так давно он провел концерт с Заслуженным коллективом России оркестром Санкт-Петербургской филармонии), и в Москве. С Российским национальным оркестром Василий Петренко уже выступал в 2009 году и завоевал признание публики.
Василий Петренко: «Мне всегда очень приятно возвращаться на родину, большое удовольствие выступать для российских зрителей. РНО мне дорог тем, что у нас есть какие-то особые взаимоотношения. Мне кажется, важно не только приносить радость зрителям и слушателям, но и приносить оркестру какую-то пользу с точки зрения его совершенствования. Как правило, любой оркестр знает практически все о дирижере за первые 5-10 минут. То же самое и дирижер узнает об оркестре за это время. На мой взгляд, из московских оркестров это наиболее европейский коллектив по подходу к делу, по их гибкости, отношению к работе, по их возможности играть обширный репертуар в различных стилях и по качеству самого оркестра. Мне всегда гораздо приятнее более либеральный демократический подход, нежели поиски абсолютной правды внутри себя».
Свое выступление с Российским национальным оркестром Василий Петренко открыл музыкой Яна Сибелиуса. Большой неожиданностью для зрителей стала печальная весть о кончине известного финского дирижера Пааво Берглунда, который неоднократно сотрудничал с коллективом Михаила Плетнева.
Василий Петренко посвятил памяти финского дирижера исполнение поэмы «Дочь Похьёлы» Яна Сибелиуса, навеянной одной из рун финского эпоса «Калевалы». Певец и сказитель Вяйнямёйнен в поисках невесты попадает в Похьёлу мрачную обитель злых духов, таинственных колдунов и чародеев. Суровый северный колорит природы Финляндии отображен в аскетичном и хладнокровном звучании оркестра.
Специальная гостья концерта - немецкая скрипачка Арабелла Штайнбахер. Она уже второй раз в этом сезоне выступает в Москве, и снова с русским репертуаром: на сей раз Первый концерт для скрипки с оркестром Сергея Прокофьева.
Арабелла Штайнбахер: «Это моё первое выступление с Российским национальным оркестром. Осенью прошлого года я играла здесь на этой великой сцене Большого зала консерватории с оркестром им. Чайковского. Как приятно снова здесь оказаться.
- Я очень люблю оба прокофьевских концерта, наконец-то осуществилась моя мечта записать эти концерты на CD, и я очень горда и счастлива, что у меня есть возможность записать их с русским оркестром и сыграть Первый концерт Прокофьева здесь в Москве.
- Мой педагог, хотя и русский, Анна Чумаченко, но родилась в Южной Америке, поэтому на неё оказали влияние многие культуры. Я изучала много русского репертуара, последний раз, когда я была здесь, играла Концерт Чайковского. А сейчас музыка Сергея Прокофьева. Я стараюсь сыграть это произведение настолько по-русски, насколько это возможно. Я слушаю много записей Ойстраха и Когана, а также других музыкантов, исполняющих не только сочинения Прокофьева, но и Шостаковича. Должна сказать, что меня волнует и другая музыка тех же композиторов, которых я играю, в том числе написанную в ту же эпоху, чтобы получить представление об идеях, важных для композитора»
Пленительная нега и очарование, грациозный шарм и ирония, звучащие в виртуозной игре Арабеллы Штайнбахер, позволяют говорить об этой молодой скрипачке как о художнике-мыслителе, способном донести до слушателя весь спектр чувств и эмоций музыки Сергея Прокофьева. Почти невесомое звучание скрипки Арабеллы Штайнбахер гармонировало с гибким и рельефным звучанием оркестра под чутким руководством Василия Петренко.
Кульминацией программы стали две оркестровые сюиты из музыки балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Прокофьев Василия Петренко прозвучал очень оригинально и свежо. Маэстро уделил внимание дифференцированной палитре звучания оркестра, ярко подчеркнув во многих эпизодах балета вулканическую экспрессию и драматизм. В то же время Василий Петренко сдерживал динамику и добивался от артистов РНО максимально сбалансированного звука.
Виктор Александров из Большого зала консерватории, специально для р/ст «Орфей»