В Светлановском зале Московского международного Дома Музыки мировой премьерой кантаты митрополита Волоколамского Илариона Алфеева завершился Второй Рождественский фестиваль духовной музыки.
Напомню, что фестиваль проходит ежегодно по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом году на хоровой форум съехались коллективы из Греции, Франции, США, а также из разных регионов России. Одной из главных задач фестиваля, которым руководят президент Московского международного Дома музыки, маэстро Владимир Спиваков и Митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Владыка Иларион (Алфеев), является приобщение слушателей к многовековым традициям христианской музыкальной культуры. За две недели в Доме музыки прозвучало множество пластов духовной музыки: от русских хоров и старообрядческих песнопений до григорианских хоралов и современных опусов, включая американские спиричуэлс и госпелы.
В заключительном концерте приняли участие хор Академии хорового искусства имени Виктора Попова и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Открыли программу произведения Иоганнеса Брамса («Песнь судьбы») и Реквием Луиджи Керубини.
За два года Рождественский фестиваль духовной музыки собрал огромное количество почитателей церковного искусства со всех уголков земного шара. Владимир Спиваков убежден в необходимости такого созидательного праздника музыки.
Владимир Спиваков: «Этот фестиваль стал значительным событием в культурной жизни Москвы и России. Мы услышали богатейшую палитру духовной музыки от знаменного распева до представителей госпела, различные хоры: и наши, и зарубежные. Поверьте мне, это все делается для публики разных конфессий. Зал все время переполнен, люди с удовольствием приходят на концерты фестиваля и уходят с возвышенной и чистой душой. Ради таких мгновений все и делается».
Митрополит Волоколамский, Владыка Иларион (Алфеев) верит, что духовная музыка обладает сильнейшим миссионерским потенциалом и способна открывать ключ к глубинам человеческого духа.
Одно из недавних сочинений Владыки Илариона (Алфеева), мировая премьера "Stabat Mater" («Матерь Скорбящая») для хора и оркестра стала главным событием заключительного вечера смотра в Московском доме музыки. "Stabat Mater" Владыка Иларион закончил в 2008 году, и теперь это произведение стало доступно всем слушателям.
Митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Владыка Иларион (Алфеев): «Сочинение написано на латинский текст XIII века, предположительно принадлежащий монаху-францисканцу Якопоне да Тоди. Первая часть этого текста говорит о переживаниях, страданиях и муках Пресвятой Богородицы у Креста, а вторая представляет собой молитву грешника о спасении его души и о прощении грехов. По содержанию этот текст очень близок к православному богослужению, в особенности к богослужению на Страстной Седмице. Но это очень эмоциональный текст, он довольно легко ложится на музыку, потому что написан в поэтической форме. И не случайно подобный материал на протяжении стольких веков привлекал внимание композиторов. На этот замечательный текст написано более двухсот музыкальных произведений, в том числе Гайдном, Перголези, а также и современными композиторами вплоть до Арво Пярта и Карла Дженкинса. Мне хотелось сотворить сочинение, которое посвящено именно этой теме. Ведь эта вечная тема Матери, плачущей о страданиях своего ребёнка, тема Божьей Матери, которая плачет о страданиях всего мира и которая с молитвой обращается к своему Сыну, воплотившемуся Богу»
Возвышенное настроение и стойкость человеческого духа переданы в лучезарной музыке Владыки Илариона. Оркестр и хор под руководством Владимира Спивакова звучали гармонично и одухотворенно.
Будем надеяться, что в следующем году традиционный для Москвы праздник рождественской духовной музыки снова порадует нас новыми именами исполнителей и приобщит слушателей к сокровищнице многовекового хорового наследия.
Виктор Александров, Московский международный Дом Музыки