В московском театре «Новая Опера» самый разгар «Крещенской недели». В рамках традиционного январского фестиваля накануне православного праздника впервые в России исполнили малоизвестную библейскую кантату для солистов, мужского хора и оркестра «Христос» Отторино Респиги.
Итальянский композитор сочинил эту музыку в юности, еще находясь в поисках собственного стиля. Премьера кантаты состоялась лишь в 1991 году в Италии. Своим появлением в России эта музыка обязана Евгению Владимировичу Колобову, который обнаружил рукопись этого сочинения Респиги и мечтал осуществить исполнение кантаты в стенах родной альма-матер. Евгений Колобов не дожил до этих дней, однако его замысел воплотили в жизнь артисты театра во главе с дирижером Анатолием Гусем.
Анатолий Гусь: «Христос, его судьба . В свое время сам Евгений Владимирович не завершил работу над произведением? Это его музыка, но внутренне у него были какие-то сомнения, смятения Не знаю, он не поделился этим. Тем не менее, он предлагал другим дирижерам эту кантату. Но никто не взялся, даже Эри Клас. Что и говорить партитура сложнейшая. Она, вроде бы, звучит понятно, но в то же время там масса интонационных загадок в языке. Их надо расшифровать, углубиться Мне кажется, проблема кроется в самом языке, в его постижении. Здесь роль оркестра грандиозная. Самое смелое и новаторское это то, что обычно во всех кантатах и ораториях повествование идет от Матфея, а здесь на сцену выведен Иисус от первого лица. Это сочинение в любом случае будет иметь резонанс, потому что это достойная новизна. Вообще, коллектив театра работал очень активно и увлеченно над этим произведением. Кроме того, здесь было проведено колоссальное количество исследовательской работы».
Кантата «Христос» Отторино Респиги написана на латинские тексты Евангелия от Матфея и Луки, в основе сочинения повествование о последних днях земной жизни Иисуса и его Воскресении.
В исполнении приняли участие: Георгий Васильев (Святой Матфей), Дмитрий Орлов (Иуда) и Анджей Белецкий (Христос).
Анджей Белецкий: «Я готовился к этой партии душой и телом, старался окружить себя философией и глубоким смыслом, осознанием того, что же происходит вокруг нас. Я прекрасно понимаю, что замысел основателя нашего театра, безвременно ушедшего от нас, и горячо любимого нами Евгения Владимировича Колобова, был просто потрясающим. Мое скромное исполнение партии величайшего из созданий Божиих Иисуса Христа накладывает на меня большую ответственность: перед собой, перед людьми и перед Богом».
Публика тепло встретила музыку Отторино Респиги. Солисты, хор и оркестр «Новой Оперы» под чутким руководством Анатолия Гуся звучали сбалансированно и гармонично.
Напомню, что фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере» продлится до 29 января, а сегодня в Крещение, в день рождения самого Евгения Колобова, в театре состоится вечер русских романсов П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова в оригинальных оркестровках Е.Колобова. Вокальные миниатюры прозвучат в исполнении солистов театра и оркестра под управлением Феликса Коробова.
Виктор Александров из московского театра «Новая Опера» специально для р/ст «Орфей»