В эти зимние дни в Москве уже в восьмой раз открывается фестиваль оперно-симфонического искусства «Крещенская неделя» в театре «Новая Опера».
Фестиваль традиционно проходит в период Светлого Православного праздника. Ведь основатель Новой Оперы Евгений Колобов родился как раз на Крещение, 19 января. Маэстро посвятил всю свою жизнь служению сцене. В эти дни коллеги, друзья и близкие Евгения Владимировича отдают дань памяти и уважения великому артисту. «Крещенская неделя» традиционно включает в себя самые яркие спектакли театра, а также специальные проекты.
Минувшим вечером фестиваль открылся концертным исполнением жемчужины французской лирики оперой Жюля Массне «Таис», которую называют экзотическим цветком французского модерна. Сюжет романа Анатоля Франса вдохновил Массне трагической историей любви монаха Атанаэля к юной куртизанке Таис.
«Таис» не звучала в Москве больше десяти лет, так что вчера театр и зрители заново открывали для себя этот шедевр.
Британский маэстро Ян Латам-Кениг, главный дирижер театра «Новая Опера» чуткий и глубокий дирижер-философ. С партитурой сочинения он не расстается даже во время интервью, продолжая делать пометки на полях. Жанру французской лирической оперы XIX века Ян Латам-Кениг придает немаловажное значение в контексте мирового музыкального театра.
Ян Латам-Кениг: «Массне воплощение романтической французской оперы, больше, чем Мейербер. Во-первых, у Массне непревзойденный талант к мелодике и гармонии, во-вторых, утончённая оркестровка, которую он перенял у Берлиоза. У него почти вердиевское чувство мелодраматизма. Я должен упомянуть и еще об одной отличительной черте французской оперы соотношении текста и музыки. Музыка никогда не поглощает текст, она, скорее его иллюстрирует, но не доминирует над ним».
Обращение к творчеству Жюля Массне для Яна Латама-Кенига отнюдь неслучайно. Ведь в нынешнем году исполняется 170 лет со дня рождения и 100 лет со дня кончины Жюля Массне.
Дирижер полагает: для того, чтобы оперы французского композитора чаще звучали сегодня на концертной сцене, непременно важен критерий качества исполнения.
Ян Латам-Кениг: «Моя миссия заключается, прежде всего, в том, чтобы познакомить российского зрителя с малоизвестными и нечасто исполняемыми операми. Одним из таких творений является «Таис» Массне. Из этого сочинения известен лишь один фрагмент «Размышление» (Медитация). При этом вся опера полна восхитительных мелодий. Эта музыка должна звучать во всем мире, и конечно, в России. К сожалению, «Таис» редко исполняют во многом из-за того, что очень сложно найти исполнительницу на главную роль. Но мы ее нашли».
Для исполнения заглавной партии Ян-Латам Кениг выбрал восходящую звезду мировой оперы сопрано из Болгарии Соню Йончеву. Молодая певица уже второй раз в России, в 2010-м она гастролировала в Москве и Петербурге вместе с ансамблем «Цветущие искусства» под управлением Уильяма Кристи. Тогда Соня Йончева блеснула в партии Дидоны в опере Перселла «Дидона и Эней».
Возвращение в российскую столицу певица считает подарком судьбы. Голос неземной красоты, сценическое обаяние и великолепная внешность позволяют говорить о Соне Йончевой как об одной из лучших певиц нового поколения. К своей героине артистка относится трепетно и нежно.
Соня Йончева: «Я обожаю Таис. Она очень смелая женщина. Она блистала на сцене и знала, как использовать свое очарование, как заполучить любого мужчину. Она имела все, о чем мы можем мечтать. Но Таис нашла в себе силы измениться. В конце оперы она умирает, но мы не знаем от того, что не имела счастья в жизни, или потому что она обрела свое счастье в монашестве».
Фестиваль «Крещенская неделя в Новой Опере» продлится в московском театре имени Евгения Колобова до 29 января. Зрителей ждет множество интересных спектаклей и концертов. Впервые в России будет исполнена библейская кантата О. Респиги «Христос» (дирижер Анатолий Гусь). Кроме того, на фестивале покажут недавние премьеры театра «Золушку» Россини, а также нашумевшую постановку «Князя Игоря» Бородина в режиссерском прочтении Юрия Александрова.
Среди гостей фестиваля всемирно известные итальянские артисты: меццо-сопрано Даниэлла Барчеллона, баритон Паоло Бордонья, а также дирижер Алессандро Витьелло, которые 29 января выступят в заключительном спектакле «Крещенской недели» опере Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».
Виктор Александров из московского театра «Новая Опера» специально для р/ст «Орфей»
Фотографии заимствованы с сайта театра «Новая Опера» http://www.novayaopera.ru/ и с официального сайта певицы Сони Йончевой http://www.sonyayoncheva.com/