Иногда для того, чтобы прийти к чему-то возвышенному, но интеллектуально трудно постижимому например, классической музыке или Достоевскому необходим позитивный импульс. Меня, скажем, на днях посетила мысль непременно обратиться и ознакомиться с трудами почтенного доктора Зигмунда Фрейда. А позитивным импульсом к тому стал новый фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод». Любопытно, но это едва ли ни единственный побудительный эффект от просмотра данной картины возбуждение неподдельного интереса к оригинальным работам отцов-основателей современного психоанализа. В остальном же, фильм добротный и броский, но для Кроненберга не выдающийся. Что ни говори, но до своего фирменного градуса режиссер на этот раз не довел.
Режиссер Дэвид Кроненберг на съемках фильма «Опасный метод»
Для справки напомним, что канадец Дэвид Кроненберг считается одним из крупнейших представителей североамериканского независимого кино. За свои ранние работы режиссер снискал крепкую славу мастера биологических хорроров («Бешенство», «Выводок», «Муха») и сюрреалистических ужасов («Сканнеры», «Видеодром», «Обед нагишом»), а впоследствии без потери авторского шика перешел к нуаровым триллерам («Автокатастрофа», «Паук», «Экзистенция») и жестким, пленительно остросюжетным криминальным драмам («Оправданная жестокость», «Порок на экспорт»). Творческое кредо эпатажного мэтра можно было бы обозначить его же собственными словами, сказанными в одном из интервью: «Реальность, в которой нет извращений и абстракции, скучна для интересного фильма».
И вот двадцатое десятилетие века в карьере режиссера открывает биографическая драма «Опасный метод». Сюжет замешан на вдохновенной дружбе, а затем профессиональном соперничестве двух эпохальных деятелей прорывной медицины ХХ века, революционеров и основоположников психоанализа Зигмунда Фрейда (Вигго Мортенсен) и Карла Густава Юнга (Майкл Фассбендер). А за красивым фасадом их идеологического противостояния разворачивается трагическая и бурная история Сабины Шпильрейн (Кира Найтли). Картина рассказывает о том, как девушка с тяжелым психическим расстройством (психотическая истерия) поступает в клинику Бургхёльцли (Цюрих) на лечение к молодому и амбициозному доктору Юнгу, а спустя некоторое время, побывав его ученицей и любовницей, выходит уже дипломированным специалистом с диссертацией на тему шизофрении за плечами и недюжинными перспективами на будущее.
Тут надо бы оговориться, что Сабина Шпильрейн личность не менее историческая, чем те же Юнг и Фрейд, однако последние в силу хотя бы своей хрестоматийности известны едва ли не каждому, в то время как имя Сабины Нафтульевны Шпильрейн, родом из России, сегодня практически предано забвению. А между тем в свое время она была признана психоаналитическим сообществом одним из наиболее квалифицированных и результативных первых российских психоаналитиков, воспитавших и оставивших после себя многочисленных последователей. Фактически можно сказать, что та школа психиатрии и психоанализа, которую мы имеем сегодня, во многом и в частности была положена Сабиной Шпильрейн. Кроме того, она по праву считается пионером в области детской психологии, которой решила всецело себя посвятить, спустя годы психоаналитической практики. Реальная биография жизни Шпильрейн подтверждает, что она действительно занималась психоанализом у Фрейда и Юнга, состояла членом Швейцарской психоаналитической ассоциации, входила в Венское психоаналитическое общество, а по приезду в Россию активно принимала участие в деятельности Русского психоаналитического общества. Работала в различных немецких, швейцарских и австрийских центрах: в том числе психиатрической клинике Э. Блейлера в Цюрихе и психоневрологической клинике К. Бонхэфера в Берлине. Вдобавок, будучи прекрасно и обширно образованной, Сабина Шпильрейн исследовала мифологию и теорию искусства (Мюнхен), преподавала в Институте Ж.-Ж.Руссо (Женева), изучала гармонию, контрапункт, композицию, иностранные языки. Среди ее психоаналитических исследований помимо прочего значатся анализы «Песен о Нибелунгах», а также ряда народных сказок.
Переезд в Россию (1923г.) совпал с окончательным решением Шпильрейн посвятить себя детской психологии. Именно здесь она выступает со своими докладами «Афазическое мышление и мышление детей», «Подсознательное мышление и законы поведения ребенка», «Процессы за порогом сознания и поведение ребенка», читает курс лекций «Психоанализ детей».
Жизнь этой воистину удивительной женщины оборвалась несправедливо трагически и жестоко. Вторая половина 30-х годов превратилась в кошмар. Семью Шпильрейн затягивало в мясорубку сталинских репрессий и судьба методично, безжалостно и с какой-то садистской настойчивостью наносила ей удар за ударом. В 1935-1937гг. во время сталинских чисток трое её братьев были расстреляны. В 1938г. от разрыва сердца умирает её муж, психоаналитик, Павел Шефтель. В 1941г. Ростов-на-Дону оккупируют немцы, однако Шпильрейн отказывается бежать из родного города, считая план уничтожения евреев дезинформацией со стороны советских властей. В августе 1942 года Сабина Шпильрейн и две ее дочери были расстреляны эсесовцами во время резни в Змиёвской балке.
Сделав невероятно много для мирового психоанализа, Сабина Шпильрейн вошла в его историю, прежде всего, как автор всемирно известной работы «Деструкция как причина становления», которая, по мнению многих, вдохновила Фрейда на его теорию об инстинкте смерти.
Возвращаясь к фильму Кроненберга, именно вокруг этого многозначительного труда выстраивается вся интрига картины. Давая волю авторской интерпретации, режиссер показывает нам, как данная концепция вымучивалась Сабиной Шпильрейн ценой личного опыта и горьких переживаний, вынесенных из страстных и во многом патологических взаимоотношений с Карлом Густавом Юнгом.
Вопрос в картине ставится ребром устами высокопоставленного жреца сексуального освобождения и безудержного потребителя кокаина и морфия (между прочим, тоже доктора медицины) Отто Гросса в исполнении мастерски порочного Венсана Касселя. А именно: «Почему сексуальное влечение, дарованное нам природой как путь к высшему наслаждению, причем абсолютно естественному и безвозмездному, на протяжении всего времени сознательно и столь истово подавляется человеком»? И почему, как позже скажет Сабина Шпильрейн, «этот могущественный инстинкт наряду с положительными эмоциями, которые можно ожидать априори, содержит отрицательные такие как тревогу и отвращение, которые, собственно, должны быть впоследствии преодолены для достижения положительного эффекта от данного процесса»?
Ответ на этот вопрос она сама же и найдет через разнообразные садомазохистские ритуалы с доктором Юнгом: «Демоническая сила, сущностью которой является разрушение (зло) в то же время и есть творческая сила, потому что из разрушения двух индивидов появляется новый индивид. Это и есть сексуальное влечение, которое по своей природе есть влечение к разрушению, влечение индивида к уничтожению себя. По этой самой причине оно и должно преодолевать столь большое сопротивление в каждом человеке» (оригинальная цитата).
Чрезвычайно занимательно то, что, если образы Юнга и Фрейда в картине почти лишены драматических коллизий и ограничиваются лишь изречением и взаимообменом оригинальных мыслей их реальных прототипов, то на героине Сабины Шпильрейн режиссер решил оттянуться по полной, и здесь весьма переусердствовал. Истерические гримасы Сабины на стадии ее болезни кажутся изрядно гипертрофированными и даже отвратительными, что на исходе фильма мешает зрителю поверить в ее избавление и столь успешную реализацию на медицинском поприще. Сцены, в которых излишне отчужденный доктор Юнг предает свою возлюбленную сексуальным поркам, и вовсе лишены какой бы то ни было химии не чувствуется ни боли истязаемой Сабины, ни страсти, которую, должно быть, испытывают в подобные моменты люди, склонные к мазохизму.
За завесой искусственно наведенной извращенности самыми сильными в картине остаются взятые почти дословно подлинные идеи всех трех психоаналитических гениев, которые безумно завораживают, если не своей претензией на абсолютную истину, то неисчерпаемым потенциалом на то, о чем можно размышлять бесконечно
Фильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод» выходит в прокат 26 января
Зарубежными критиками особо был отмечен оригинальный саундтрек, написанный к картине канадским композитором, автором музыки к голливудским фильмам, лауреатом премий «Оскар», «Грэмми» и «Золотой Глобус» Говардом Шором.
Материал подготовила Мария Юрченко