Обсуждаем новый законопроект «О культуре». Совместный проект «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей».
Добрый вечер, дорогие друзья, уважаемые слушатели, у микрофона Диана Берлин. Постоянные наши слушатели знают, что в этом время выходит программа «Не из той оперы». Но последующие шесть выпусков специально время этого цикла отдано очень важной и на сегодняшний день и на все последующие дни и года, я думаю, теме. Это проекту по культуре, который принимается вот прямо сейчас в настоящее время в государственных органах. И вы будете встречаться с теми людьми, которые и составляют наше культурное пространство.
Сегодня у нас вот такой человек: заместитель председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, профессор Российской академии театрального искусства Геннадий Александрович Смирнов. Здравствуйте!
В общем, действительно, вы и культура как Ленин и партия. Тут уже никуда не денешься.
Геннадий Александрович, ну что может быть нового еще сказано о культуре?
Геннадий Смирнов: Вы заставляете меня повторить такую тривиальную фразу, что все новое это хорошо забытое старое. Я действительно ничем другим в своей жизни особо не занимался уже в сознательном возрасте, как говорится, как культурой. Я работал в театре, я работал и артистом, и на руководящих должностях был, директором театра, затем в министерстве культуры я долго работал. Уже больше одиннадцати лет я работаю в Союзе театральных деятелей вместе с Александром Александровичем Калягиным. Как один из руководителей общероссийской общественной организации я отвечаю, в том числе, и за взаимодействие с органами власти Российской Федерации законодательными, исполнительными и так далее, и поэтому в курсе законотворческой работы, в том числе.
Мы очень активно и подробно сотрудничаем с комитетом по культуре Государственной Думы, с комиссией по культуре Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации. Приходится контактировать с экономическими ведомствами, которые разрабатывают законы и которые так или иначе затрагивают сферу культуры. Это минэкономики, министерство финансов и минздравсоцразвития, поскольку там разрабатываются законы, связанные с трудовыми отношениями, которые касаются, в том числе, и сферы культуры.
Надо сказать, что, начиная с начала девяностых годов, законодательство в сфере культуры постепенно цивилизовывалось. Это вообще был период цивилизации российского законодательства, когда был принят, на мой взгляд, очень хороший Гражданский кодекс первая часть Гражданского кодекса, затем, позднее, вторая часть и третья. И четвертая теперь уже. То есть гражданское законодательство у нас, по сути, очень хорошо корреспондируется с международным правом, но при этом, поскольку Гражданский кодекс, это такая «конституция экономики», в развитие этого гражданского законодательства должны приниматься и другие законы, которые конкретизируют правовые отношения в определенных сферах.
Я хочу сказать, что если в целом оценивать правовое поле культуры, то нужно сказать, что оно представляет из себя такое лоскутное одеяло. То есть лоскутные принцип построения права в сфере культуры, он совершенно очевиден, и все об этом говорят. Это первая проблема, которая существует на правовом поле культуры.
Что такое лоскутный принцип? Это значит, что какие-то сферы урегулированы хорошо и подробно, а какие-то представляют собой такую пустыню лакуны.
Подразумевается, что принятие подобного закона «О культуре» из этого лоскутика может сделать нечто цельное, да?
Геннадий Смирнов: Вот закон «О культуре» может, безусловно, соединить это правовое поле, но окончательно решить все проблемы, связанные с правовым регулированием сферы культуры в целом, он все равно не решит, хотя это очень важный шаг.
Вперед, конечно.
Геннадий Смирнов: Это важный шаг на пути решения этой проблемы. Значит, в чем лоскутность? Вот, скажем, у нас есть закон «О библиотечном деле». И все что касается библиотек, существа их деятельности, это урегулировано в этом законодательстве. Есть закон «О музеях и музейном фонде». Совсем недавно благодаря усилиям комитета по культуре Государственной Думы и Григория Петровича Ивлиева, который долго возглавлял этот комитет, был принят закон «О музеях-заповедниках». Но при этом у нас нет, скажем, закона «О творческом работнике и творческих союзах», у нас нет закона об организациях исполнительских искусств, я имею в виду театр, концертные организации и цирк. А там тоже есть своя специфика, которая не может быть урегулирована в общем законодательстве.
И вот вторая проблема в правовом регулировании сферы культуры состоит как раз в том, что нас убеждают правовое управление президента Российской Федерации, другие организации, которые занимаются разработкой правовых актов, затрагивающих сферу культуры они нас убеждают в том, что все ваши проблемы могут быть урегулированы в общем законодательстве и что никакой специфики у вас нет, и не нужна вам никакая специфика. Вот это заблуждение нам очень дорого обходится.
Я напомню, радиослушатели помнят, были битвы за закон «Об автономных учреждениях», когда минэкономики разработало закон, который изменял организационно-правовой статус всех бюджетных учреждений. Поликлиники, больницы, спортивные организации, детские сады, музыкальные школы Нельзя одним законом урегулировать правовой статус таких совершенно разных организаций, как поликлиника и театр!
Поликлиника и симфонический оркестр, это вообще немыслимо!
Геннадий Смирнов: Я объясню вам на очень простом примере. Театр заинтересован в том, чтобы у него было как можно больше посетителей, потому что от этого зависит его экономическое благополучие. Потому что театр реализует билеты на свою продукцию. А поликлиника заинтересовано совершенно в обратном: чем меньше у нее будет посетителей, тем больше она сэкономит расходных материалов, шприцов, ваты и марли. И тем лучше будет ее экономическое положение. Ну как можно одним законом урегулировать и то, и другое?! Конечно, нет.
Вот в этом проекте это предусмотрено.
Геннадий Смирнов: Нет, нет. Закон «О культуре», который сейчас принимается это специальный закон, который регулирует только сферу культуры. А когда речь идет о правовом статусе организации как хозяйствующего субъекта, для него вот таким специальным законом является закон «Об автономный учреждениях», или, например, известный закон 83 ФЗ, где речь о правовом статусе бюджетных учреждений, казенных учреждений и автономных учреждений. И поэтому для нас, когда закон «О культуре» даже выйдет, он не отменит положения этих законов, которые регулируют экономическую деятельность.
То есть это следующий этап?
Геннадий Смирнов: Вот тут очень важно, чтобы не входили в противоречие друг с другом закон «О культуре» и законы, которые принимаются в экономической сфере. А для этого нужно, чтобы в государстве отказались от некоторых концептуальных заблуждений в законотворческой работе.
От кого это зависит?
Геннадий Смирнов: От депутатов и, безусловно, от органов исполнительной власти министерства экономики, министерства финансов, минздравсоцразвития, правительства Российской Федерации, в конце концов.
А министерства культуры?
Геннадий Смирнов: И министерства культуры, конечно! Но министерство культуры не разрабатывает общее законодательство, которое регулирует бюджетную сферу.
Когда министерство экономики со своими специалистами разрабатывают какой-то закон, который регулирует хозяйственный механизм, организационно-правовой статус бюджетных организаций, они культуру и искусство видят в микроскоп. И то, если в этот микроскоп посмотрят. А если не посмотрят, то они вообще этого не видят! А культура и мы в этом убеждены и будем это доказывать, будем стоять насмерть, что называется культура это не сфера услуг.
Сфера услуг, это та сфера, которая может быть урегулирована рынком. Когда есть спрос и предложение. Культура это сфера производства общественного блага, которое не принадлежит никому. А принадлежит всем в равной степени. И поэтому рыночные механизмы не могут здесь быть использованы для ее урегулирования, этой сферы.
В мировой практике, в экономической теории есть понятие даже такое «фиаско рынка».
То есть культурой заработать нельзя.
Геннадий Смирнов: Нет, это другое. Это другое концептуальное заблуждение, которое присутствует при разработке законов. Скажем, последний закон о правовом статусе бюджетных учреждений, 83-й ФЗ. В пояснительной записке к этому закону было прямо указано, что цель этого закона сократить расходы на финансирование бюджетных организаций. То есть снизить нагрузку на бюджет. Это неимоверная глупость!
Если не сказать иначе.
Геннадий Смирнов: Вредительство.
Нет. Нет, я так не сказала. Такое непростительное заблуждение.
Геннадий Смирнов: Именно глупость. И именно непросвещенность даже, я бы сказал. Люди просто не понимают нельзя экономить. Культура, это та сфера, где государство не зарабатывает деньги, а тратит.
Недавно министр культуры Александр Алексеевич Авдеев, подводя итоги уходящего года, 2011-го как раз говорил, что за прошедшее время, пока я был министром, нам удалось сохранить объемы финансирования, хотя этого финансирования, безусловно, недостаточно. Мы понимаем, что это было связано и с тем кризисом, который произошел в 2008-м году. Но он хорошо знает Францию. Александр Алексеевич поскольку долго был там послом. И он сказал: в развитых странах Европы во время кризиса финансирование культуры не только не уменьшилось, а увеличилось! И понятно было почему. Потому что кризис это то время, когда человек чувствует некоторую неуверенность. Чувствует какое-то раздражение от того, что происходит. Общество и государство должно каким-то образом сгладить эти тревоги, дать человеку надежду, дать человеку новые силы для жизни, для деятельности.
Безусловно!
Геннадий Смирнов: Нам говорят: кризис, не можем дать больше. При этом военные расходы увеличиваются в полтора раза.
Мне рассказывала Александра Николаевна Пахмутова, что в самый острый период войны 1942-1943 годы, их, одаренных детей, собрали по всему Советскому Союзу, привезли в Москву. Нашли деньги, определили в центральную музыкальную школу и дали каждом рабочую продуктовую карточку. И учили. Это означало, что есть надежда победить.
Геннадий Смирнов: Конечно.
Выжить. И нужны будут эти талантливые детишки.
Геннадий Смирнов: Конечно. Человек не может жить без ощущения грядущей радости.
Абсолютно точно.
Геннадий Смирнов: Вы вот сейчас привели пример с Александрой Николаевной, я вам еще один пример приведу. Мне рассказывала очень старый про женщину, может быть, не надо так говорить, но одна действительно очень старый театральный администратор. Она работала во время войны в Донецке. И их эвакуировали из Донецка. И они переехали, по-моему, в Псков. И она говорит, поскольку у нас артисты, каждому дали три сотки земли для того, чтобы садить картошку. Но поскольку артисты не могут копать землю и сажать картошку, дали солдата, который ему вскопал огород, посадил картошку, а потом выкопал ее. И это была государственная политика. Социальный статус актера был очень высок.
Когда я был молодым актером, у меня родился сын. Даже вопросом не было, где я буду жить у меня была квартира. У меня вопроса не было, где будет работать моя жена. У меня не было проблем, где будет мой сын, в какой детский сад ходить. Сегодня все эти проблемы существуют. Социальный статус актера сильно понижен. Не только актера.
Вообще творческого работника.
Геннадий Смирнов: И писателя, и музыканта. Да, конечно.
Как раз этот проект и направлен на то, чтобы исправить эту жуткую оплошность.
Геннадий Смирнов: То что в этом законопроекте, разработанным Григорием Петровичем Ивлевым со своим комитетом, который сейчас принимается там все это есть. Безусловно.
Кто-то скажет, что это декларация. Что там нет законодательных норм прямого действия. «Каждому артисту дай три сотки и солдата». Но там действительно этого нет.
Конечно!
Геннадий Смирнов: Но то что там есть правильные слова, это уже хорошо. Потому что, я-то считаю, что слово материально, и если эти слова там есть, то рано или поздно они материализуются. И мы же каждый раз, когда президент выступает с посланием Федеральному Собранию, или премьер-министр встречается с деятелями театра, деятелями культуры, мы всегда проводим так называемый контент-анализ. Внимательно читаем и смотрим, сколько раз упоминалось слово культура, сколько раз он говорил о творческих работниках и так далее.
В последнее время и президент, и премьер-министр очень много встречаются с деятелями культуры и очень много говорят про культуру. И благодаря их поручениям многие вопросы сейчас сдвигаются в лучшую сторону.
Это очень большой плюс. Еще хотелось бы видеть, кого-то оттуда сверху в театральных залах, в Большом зале консерватории, в зале Чайковского.
Сегодня мы обсуждаем проект нового закона «О культуре» с Геннадием Александровичем Смирновым, заместителем председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, профессором Российской академии театрального искусства. Таких программ у нас будет шесть. Они выходят в эфир при содействии «Парламентской газеты», известной газеты, которая много и, я бы сказала, очень удачно занималась и занимается и этим вопросом тоже.
Геннадий Александрович, вот скажите, вот я открыла статью четырнадцатую «Право на объединение в культурные сообщества, создание общественных объединений в области культуры». «Граждане вправе создавать национальные культурные центры, национальные общества, землячества и иные подобные культурные сообщества». Раньше этого не было?
Геннадий Смирнов: Даже есть закон «О национальной культурной автономии».
Более узаконено?
Геннадий Смирнов: Это просто конкретизируется.
Вот, смотрите создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению.
Геннадий Смирнов: Хотите, я вам скажу: вот эта норма, она абсолютно правильная, она должна быть в этом, поскольку многонациональное многоконфессиональное государство, но гораздо лучше, когда люди объединяются не по национальному признаку, а по профессиональному.
Да.
Геннадий Смирнов: Мой один родственник, он долгое время работал в арабских странах, поскольку он арабист. И они в Египте строили большой металлургический комбинат. Это было в конце восьмидесятых начале девяностых годов. Они каждую субботу играли в волейбол. Была команда наладчиков, команда слесарей, команда менеджеров. И люди там работали со всего Советского Союза. Потом в девяносто втором году, когда произошел распад Советского Союза, образовались команды Казахстана, России, Азербайджана, Украины. И я, говорит, заметил, что играть стали хуже.
Ну, конечно!
А скажите, Геннадий Александрович, знаете ли вы, что существует два проекта закона Общественная палата и Дума.
Геннадий Смирнов: Я знаком и с тем, и с другим проектом. Знаете как, два юриста три мнения. Ни первый, ни второй закон концептуально ничем не отличаются. Они отличаются только тем, что юристы называют юридической техникой рыть тоннель с двух сторон. Но на самом деле-то мы делаем одно и то же дело! И то что Елена Анатольевна Лукьянова сделала, этот второй документ, и то что делал очень долго и подробно, и основательно Григорий Петрович Ивлиев со своей командой. В принципе, это одно и то же. Просто мы роем тоннель, как я уже сказал, с двух разных сторон. Это когда к английскому парламенту пришли два человека, и говоря: мы будем рыть тоннель под Ла Маншем с двух сторон. А посередине сойдемся. А заказчик этого тоннеля говорит: а если не сойдетесь? Ну и что же, - отвечают им, - за те же деньги будет у вас два тоннеля! Но нам два тоннеля не нужно!
Нет.
Геннадий Смирнов: Нам нужен один тоннель. И очень важно, чтобы они сошлись посередине. Но я считаю, что закон, подготовленный Григорием Петровичем Ивлиевым и комитетом по культуре Государственной Думы, он вполне подробно проработан и его надо принимать. А дальше уже нужно работать надо совершенствованием отраслевых законов.
Где-нибудь прописано интеллектуальное право творческого работника? Вы понимаете, это же негде зафиксировать!
Геннадий Смирнов: Нет. Потому что есть четвертая часть Гражданского кодекса, которая как раз и регулирует все права, связанные с интеллектуальной собственностью. Это есть.
Вы понимаете, это написано.
Геннадий Смирнов: Да.
Но я прихожу в Российское авторское общество и хочу зафиксировать свое интеллектуальное право на ту или иную идею
Геннадий Смирнов: Идея не является объектом авторского права.
программа, проект. Но всюду же идея является?
Геннадий Смирнов: Нет. Нигде. Нигде в мире идея не является объектом охраны.
А почему? Интеллектуальная идея. Вот ваша придумка.
Геннадий Смирнов: Тот текст, который зафиксирован на бумаге он охраняется авторским правом.
Нет.
Геннадий Смирнов: Да.
Вы понимаете, в итоге-то не охраняется.
Геннадий Смирнов: Текст охраняется. Обязательно. Текст, зафиксированный в какой-то материальной форме, охраняется. Но идеи, методы
Методы ладно. Я уже об этом не говорю. Предположим, вы придумали, ну я не знаю, сценарий какого-то фильма.
Геннадий Смирнов: Сценарий это текст. Пожалуйста!
И вы написали название «Тюльпан». Завтра прихожу я, пишу приблизительно тоже самое. Пишу «Тюльпан плюс». И все. И у вас все уходит.
Геннадий Смирнов: Такого законодательство. Но если вы захотите назвать свое произведение «Как закалялась сталь», но у вас его не зарегистрируют.
Конечно. Но это потому, что это суперизвестно. Но в принципе, вы понимаете, здесь надо очень
Геннадий Смирнов: «Война и мир», кстати, думаю, что вполне могут и пропустить.
Я думаю, нет. Но так я ее напишу «Мир и война». И ее пропустят.
Геннадий Смирнов: Вы знаете что, содержание, ведь, тоже не является объектом охраны авторского права. А только форма.
Только форма.
Геннадий Смирнов: Если я захочу написать сегодня историю Евгения Онегина и изображу это гекзаметром, это будет оригинальное произведение.
Да. Это правильно. Но вы не напишите «Евгений Онегин». Вы все равно напишите «История Евгений Онегина». Это уже что-то другое.
Теперь, вы знаете, о чем я еще хотела вас спросить благотворительная деятельность различных творческих объединений. Она возможна?
Геннадий Смирнов: Конечно! Вы ведете речь о поощрении меценатства и спонсорства?
Да.
Геннадий Смирнов: Значит, давайте так. Вот все говорят: нужен закон «О меценатстве», пока не будет закона «О меценатстве», мы не сможем привлечь частный бизнес к финансированию культуры и вообще к благотворительности.
Когда речь идет о поощрении организаций и людей, которые вкладывают средства в благотворительность, то речь надо вести не о законе «О меценатстве», а о внесении изменений в Налоговый кодекс. Потому что, что бы вы ни написали в законе «О меценатстве», в отношении налогов и налоговых послаблений действовать будет Налоговый кодекс. И поэтому закон «О меценатстве» нужен только для того, чтобы сказать: меценатство это хорошо. Наше государство пошло по другому пути. Оно говорит: никаких налоговых льгот, никаких налоговых преференций, а если кому-то что-то надо, то это все можно компенсировать из государственного бюджета.
Конечно, гражданские инициативы это каким-то образом ограничивает, безусловно. Лучше, когда благотворительность идет от человека к человеку. У нас, к сожалению, это объясняется тем, что государство не в состоянии администрировать все эти налоговые льготы. И как только эти налоговые льготы появляются, тут же появляется воровство.
Понимаете, у нас был на эфире один совершенно замечательный человек, который первый в мире сделал энциклопедию скрипичной музыки. Вы знаете, вся мировая скрипичная музыка вошла в эту энциклопедию Он ее финансировал. Он может себе это позволить. И он это сделал. Браво! Он один. У меня вопрос почему раньше не было подобных законов, но были меценаты?
Геннадий Смирнов: Попробую объяснить, поскольку для себя я тоже пытался понять, что движет меценатами все ссылаются на американский опыт. Там есть льготы, известно, что там государственное финансирование культуры совсем незначительно там менее пятнадцати процентов всех расходов на культуру дается из бюджета. А в основном это благотворительные фонды, волонтеры и так далее. И все считают, что это благодаря тому, что там есть определенные налоговые льготы. Да. Налоговые льготы являются таким стимулом. Но главным стимулом, все-таки, по исследованиям социологов, ученых, психологов и так далее, является, все-таки, социальная ответственность.
Да.
Геннадий Смирнов: У нас уже есть такие люди, которые ощущают эту социальную ответственность. Есть фонд Прохорова, например. Вы знаете, как много он финансирует различных проектов, не получая за это никаких налоговых льгот.
И именно по культуре.
Геннадий Смирнов: Тем не менее, ощущение социально ответственности все-таки в наших людях, которые обладают значительными средствами и могли бы их направить на культурные проекты, на здоровье так вот социальной ответственности нет. А расслоение общества приведет к конфронтации оно существует. И чем раньше появится это чувство социальной ответственности, тем надежнее мы этой конфронтации избежим.
Вы знаете, мне нравится одна формула, которая существует в наших северных странах. Норвегия, Швеция, Финляндия они говорят: чем выше налоги, тем ниже заборы.
Это очень точно.
Геннадий Смирнов: Конечно.
И именно так оно и есть.
Геннадий Смирнов: Потому что чем ниже налоги, тем больше социальная несправедливость и социальное расслоение, тем выше заборы нам надо строить. А там налоги большие, но зато заборов нет.
Да. Для супербогатых людей.
Геннадий Смирнов: Да, ни для кого! Потому что расслоение там, если оно и есть, то оно настолько незначительно!
Я имею в виду, налоги большие.
Геннадий Смирнов: Налоги большие для богатых.
Для действительно богатых людей.
Геннадий Смирнов: Конечно.
Роскошные строятся оперные театры. Просто потрясающе, какой в Стокгольме, какой в Осло это просто сумасшествие!
Геннадий Смирнов: И не только. Человек, который выходит в Швеции или в Финляндии на пенсию, он в экономическом плане уж точно ничего не теряет, но и в социальном плане тоже. Потому что он продолжает жить той же жизнью. Он много ездит, у него появляется свободное время. Но у него и достаточно средств для того, чтобы это свободное время использовать в радость. А у нас, к сожалению Татьяна Ивановна Шмыгова же умерла - если бы она вышла на пенсию, то она бы получала свои двенадцать тысяч рублей.
Да. Это королева!
Напомним, мы говорим с Геннадием Александровичем Смирновым, заместителем председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, профессором Российской академии театрального искусства. Мы пытаемся обсуждать проект нового закона по культуре при содействии «Парламентской газеты».
Сейчас я держу проект закона от Общественной палаты. Смотрите, прямо глава третья так и называется - то о чем вы говорили «Организационное, финансовое, экономическое и иное регулирование культурной деятельности». И дальше идут уже подпункты. Прямо вот экономическое обеспечение деятельности в сфере культуры, финансирование организаций культуры, прямо все конкретно!
Геннадий Смирнов: Но, на самом деле, это все риторика. Это все должно быть записано в бюджетном кодексе. Закон должен сказать о том, что это государственная политика. Но истинным отражением государственной культурной политики является его бюджетная политика.
Конечно. Безусловно.
Геннадий Смирнов: Государство сколько угодно может говорить о том, что культура для нас важна, без культуры мы ничего не сделаем, мы ничего не перестроим, не модернизируем. Но если оно при этом каждый год уменьшает средства на культуру в федеральном бюджете, а вслед за этим и региональные бюджеты начинают уменьшать какая это государственная политика? Вот и все!
Не дай бог, в результате каких-то законов - не будет ли сокращения театров, концертных залов в виду того, что не на что будет жить?
Геннадий Смирнов: Убежден, что так не будет. За последние годы, несмотря на то, что с бюджетом были разные обстоятельства и было денег достаточно, и было денег не очень много, и было совсем мало денег за это время сеть театров не только не сократилась, а она выросла! У нас в 1991-м году было 450 государственных и муниципальных театров, финансируемых из бюджета. Это я не беру частные театры, театры студии и так далее. Сегодня у нас 601 театр.
Когда возникает где-то ситуация, как она возникла, скажем, в Челябинске с театром «Манекен» - сначала он существовал как частная инициатива, просто театр без государственного финансирования. Затем его стали финансировать, передали им здание кинотеатра под деятельность театра, а потом пришел новый мэр говора, который сказал, что нет денег и предложил прекратить финансирование этого театра. Александр Александрович Калягин тут же вмешался в это дело. Подключил все, что возможно. Мы провели несколько пресс-конференций по этому поводу. Наши люди специально выехали в Челябинск и встретились с мэром этого города. И после встречи Калягина с мэром города все вопросы были сняты. Он сказал: «мы оставляем театр, я понял, что неправ». Дал денег. И театр мы сохранили. Это очень важно, что мы прецедента не создали прецедента сокращения сети муниципальных театров. И если где-то возникнет такая мина, мы тут же вышлем саперов.
Я вообще-то и так с огромной симпатией и уважением относилась к Союзу театральных деятелей, потому что там очень профессиональные люди, для которых совершенно небезразлично театр начиная от Большого, и заканчивая маленьким театром.
Вы знаете, в Питере есть театр, который называется «Такой театр». Сколько мне приходится ездить, в различных жюри международных присутствовать как только возникает театральная тема, разговор о таком театре!
Геннадий Смирнов: Союз театральных деятелей финансирует различные инициативные проекты, с которыми к нам обращаются деятели театра и которые не могут найти поддержку у государства, скажем так. Года четыре назад к нам пришел один молодой парень, артист, и сказал, что у него есть идея создания театра в спичечном коробке. И мы два года его финансировали, потому что он развивал театр как вид искусства. Он предложил нам что-то совершенно новое, неожиданное. Но то что это существует, и что мы смогли помочь ему помочь это осуществить, я считаю, что мы сделали очень важное дело.
Еще бы! Конечно! Я про то и говорю. Хорошо, когда во главе Союза театральных деятелей стоят люди, для которых театр это жизнь. Если вы начинали с артиста, а потом МГИМО это очень серьезное образование и интеллектуальный уровень.
Геннадий Смирнов: В МГИМО я уже юридическое образование получал.
Вот вам сам Бог велел с вашем юридическим образованием!
Геннадий Смирнов: Вот я поэтому и участвую в этом деле, конечно.
Но на каком сейчас это находится этапе?
Геннадий Смирнов: Это внесено в Государственную Думу. Совет Государственной Думы поставил это в план законотворческой работы, и, я думаю, это в течение весенней сессии уже будет принято. Не вижу к этому никаких препятствий.
Дай Бог! Огромное вам спасибо.
Геннадий Смирнов: Вам огромное спасибо!
Я уверена, что вы и в дальнейшем будете принимать непосредственное участие в обсуждении этого законопроекта. Посмотрим, может быть, действительно, аналогия с туннелем, который вы приводили, актуальна. Два не нужно нужен один, но здоровый закон, который нам всем, кто имеет отношение к культуре а к ней должен иметь отношение вообще любой человек, наверное, на это и направлен этот закон, в общем-то. Это главное.
Геннадий Смирнов: В этом новом законопроекте появляется такое понятие, как «культурная среда».
Вот!
Геннадий Смирнов: Иногда говорят, в каком-то маленьком городе есть театр, где и труппа не очень сильная, и художественного руководителя долгое время нет, и главного режиссера там нет и что его держать, давайте его закроем, и пусть туда приезжают другие театры и там десять, двадцать, тридцать раз в год играют спектакли. Может быть, это будет лучше? На самом деле это хуже! Пока в городе есть театр, там есть определенная культурная среда. Если этот театр ликвидировать как организацию просто, то, я вас уверяю, культурная среда сильно изменится. Люди по-другому станут говорить. Они по-другому станут одеваться.
Я когда работал в Красноярске, когда в Красноярск приезжал с гастролей ансамбль танца Сибири, который возглавлял Михаил Годенко, вы знаете
Конечно, прославленный.
Геннадий Смирнов: и на улицу выходили девочки в хорошей одежде, высоко поднятый подбородок, длинные шеи и нога от бедра, то местные парикмахеры отмечали, что к ним чаще ходили стричься.
Конечно!
Геннадий Смирнов: Это и есть культурная среда.
Да.
Геннадий Смирнов: Для этого и существует театр, библиотека, симфонический оркестр, художники с бородами, которые в мастерских сидят и пишут картины.
Огромное вам спасибо.
Геннадий Смирнов: Вам спасибо.
Спасибо большое. Я хочу напомнить вам, дорогие друзья, что эти полчаса мы попытались обсудить проект закона «О культуре» вместе с заместителем председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, профессором Российской академии театрального искусства Геннадием Александровичем Смирновым.
В дальнейшем это обсуждение будет продолжено. Обязательно. И к нам будут приходить знаковые люди, которые так или иначе формируют наше культурное пространство.
Спасибо большое. Мы с вами прощаемся ровно на неделю. Напомню, что этот проект выходит в эфир при содействии «Парламентской газеты». Читайте «Парламентскую газету», и вы узнаете много интересного. В частности, и на эту тему тоже. До свидания.
В рамках совместного проекта «Парламентской газеты» и радиостанции «Орфей» обсуждаем новый законопроект «О культуре».