11 января Мариинский театр представляет балет «Баядерка» при участии Дианы Вишнёвой, Анастасии Колеговой и Евгения Иванченко к 100-летию со дня рождения выдающегося танцовщика Семёна Каплана.
Семён Каплан (1912 1983), выдающийся мастер классического танца, принадлежит к плеяде танцовщиков, составивших славу русского балета середины ХХ века. Творческая жизнь артиста была связана с Кировским (Мариинским) театром. Он выступал практически во всех спектаклях, шедших в то время на его сцене, от классических балетов Мариуса Петипа и новатора 20-х годов Михаила Фокина до хореографических опусов современников Каплана Федора Лопухова, Вахтанга Чабукиани, Ростислава Захарова, Леонида Лавровского, Василия Вайнонена, Константина Сергеева.
Ценителям балета Семён Каплан запомнился по многим и многим работам, но едва ли не самой значимой ролью в репертуаре танцовщика стал Солор в балете «Баядерка». В 1941 году Вахтанг Чабукиани и Владимир Пономарев пересмотрели версию балета, поставленного Мариусом Петипа. В их редакции Солор из мимирующего персонажа превратился в танцующего, наделенного развернутым танцевальным текстом. В этой партии блистал сам Вахтанг Чабукиани, а после его отъезда в Тбилиси, вплоть до дебюта в этой роли Бориса Брегвадзе, лучшим Солором на кировской сцене был Семён Каплан.
От исполнительской традиции XIX века он унаследовал благородную манеру, убедительную фразировку в пантомимных сценах. В танцевальных же эпизодах покорял мужественностью, ставшей отличительной особенностью классического танцовщика нового времени. В последнем акте, в сцене «Царство теней» Каплан демонстрировал высочайшую технику исполнения, абсолютную музыкальность и редкую красоту поз в адажио.
Позднее, будучи репетитором балетной труппы Кировского театра, Семён Каплан продолжал растить новых Солоров. Среди них Олег Соколов, Сергей Викулов, Сергей Бережной, Реджеп Абдыев, Эльдар Алиев, Валерий Панов, Борис Бланков, Марат Даукаев вот неполный список «наследников» Каплана в этой роли.
Около сорока лет Семён Каплан преподавал классический танец в Ленинградском хореографическом училище, а в Кировском театре долгие годы проводил репетиционную работу с артистами балета.