Эстетствующим зрителям посвящается
В Берлине состоялась церемония вручения наград Европейской киноакадемии своеобразный аналог американского Оскара. Лучшим фильмом уходящего года стала «Меланхолия» Ларса фон Триера. Лента датского режиссёра была представлена в восьми номинациях и помимо главного приза удостоилась награды за лучшую операторскую работу и лучшую работу художника. После скандала в Каннах Ларс фон Триер редко появляется на публике, и статуэтку за него получала жена Бенте Фроге. Осталось дождаться февраля и узнать, удостоится ли «Меланхолия» признания американских киноакадемиков
Пока оркестр настраивается, и дирижёр ещё не появился
Для начала необходимо сказать пару слов о брутальной фигуре Ларса фон Триера. Родом он из Дании. Снимать кино учился в Датском институте кинематографии. В историю искусства он уже вошёл и проходит по категории «новатор». Заслужил Триер сие звание, став одним из зачинателей провокационного, а ретрограды утверждают, что самого-самого провокационного в современном кинематографе движения «Догма 95». Завсегдатай кинофестивалей, обладатель множества ценных наград, любимец завзятых интеллектуалов, архитектор кинодилогий, трилогий, и вообще всевозможных «логий», да что там мелочится - самый известный датский режиссёр это всё он, неподражаемый Ларс.
Прелюдия
Что делает кино гениальным? Скандал на премьере или неподражаемый актёрский состав, авторский почерк или божественный саундтрек? Великолепный Ларс фон Триер, молниеносно превратившийся в персону нон-грата Каннского кинофестиваля, уж точно знает ответ. А мы сможем проникнуть в эту тайну благодаря его фильму под певучим названием "Меланхолия".
Кратко о сюжете - свадебная вечеринка оборачивается катастрофой вселенского масштаба: на Землю надвигается планета Меланхолия. С каждым часом она всё ближе, и шансов на выживание у человечества всё меньше. Перед нами ещё одна режиссёрская и, надо заметить, довольно неоднозначная вариация на тему Апокалипсиса, только без уже привычно рушащихся небоскрёбов и массовых жертв.
Картину эту я посмотрела ещё минувшим летом. Уже тогда было понятно, что «Меланхолия» настоящее событие, которое совершит переворот в сознании многих людей и наверняка будет отмечено пристальным вниманием общественности. Так и случилось. Нынешняя церемония Европейской академии (EFA) тому веское доказательство.
Вспоминая все предыдущие работы Триера, готовишь себя к изысканному и одновременно брутально-одиозному действу, сдобренному энным количеством слёз и крови. Но первый же кадр с крупным планом лица Киртсен Данст останавливает течение мыслей. Становится понятно высокая драма не меньше будет занимать сознание зрителя целиком и полностью.
В прологе замедленные кадры изображают то лошадь, падающую, будто в каком-то сюрреалистическом сне, то главную героиню Джастин в подвенечном платье в пруду (что сразу же наталкивает на ассоциацию с шекспировской Офелией), то райский сад в английском стиле.
Всё это производит странное впечатление. С одной стороны, это словно прекрасно продуманная глянцевая съёмка какого-нибудь фэшн-гуру с претензией на искусство, но, с другой стороны, происходящее вдруг начинает напоминать живопись Магритта и метафизической школы. К этому примешивается ощущение садистского смакования агонии как сверхкрайнего состояния. Чувство предопределённости растёт не только с каждым кадром, но с и каждой нотой знаковой для картины музыки.
На музыке стоит остановиться особо. С миром звуков у великого и ужасного Ларса особые отношения. Многие свои фильмы он выстраивает по законам драматургии музыкального спектакля. Достаточно вспомнить фильм «Танцующая в темноте». По замыслу Ларса фон Триера он должен был начинаться с увертюры, которая звучит, когда в зале уже погасли огни то есть, строго говоря, после начала фильма, но ещё до первого кадра! Действие в его фильмах часто делится на акты, а уж про развитую систему лейтмотивов я вообще молчу.
Саундтреки у Триера всегда полны неожиданностей. В выборе материала режиссёр проявляет себя как подлинный ценитель классической музыки. В своих методах он близок к культовой фигуре отечественного кино - Андрею Тарковскому. Датский принц от кинематографа опирается на вершинные и поворотные произведения различных эпох:
· барокко (ария «Lascia ch’io pianga» из оперы «Ринальдо» Георга Фридриха Генделя используется в качестве основной музыкальной темы фильма «Антихрист», концерты Вивальди, Альбинони и Перголези в фильмах «Мандерлей» и «Догвиль»),
· contemporary art (музыка, специально написанная Бьорк для «Танцующей в темноте»)
· и, наконец, романтизм в лице Рихарда Вагнера в «Меланхолии».
Триер неслучайно выбрал Вагнера непревзойдённого гения передачи пограничных состояний. Прелюдия к опере «Тристан и Изольда» будет звучать на протяжении всего фильма, выполняя функцию лейтмотива, вскрывающего истинную сущность происходящего с главной героиней Джастин.
В лучших традициях триллера (лирическое отступление)
Знал ли Рихард Вагнер, творя судьбу своего «Тристана» в 1857 году, что его произведение изменит не только музыкальную будущность, но и жизни многих людей? «Тристан» стал поистине гибельной оперой. Её можно сравнить с метеоритом, который несёт бедствия и смерть.
Начиналось всё абсолютно невинно. Богатый цюрихский торговец шёлком Отто Везендонк сделал Вагнеру выгодное предложение. Он любезно пригласил не в меру амбициозного и уже известного композитора пожить в своём имении. В его распоряжение предоставлялся отдельный дом с поэтичным названием «Приют на зелёном холме». Эта возможность пришлась как нельзя кстати: Рихарду на тот момент жизненно необходимо было убежище от преследовавших его кредиторов. И всё бы кончилось хеппи-эндом, будь любвеобильный Вагнер поосторожнее. Но нет с первого же взгляда он окончательно и бесповоротно влюбился в жену благодетеля Матильду Везендонк.
Эта особа обладала внешностью Мадонны. Искреннее и горячее увлечение музыкой делали юную Везедонк ещё более привлекательной в глазах Вагнера. Она оказалась преданной и экзальтированной фанаткой его произведений. Стоит напомнить, что сам композитор в тот момент был не свободен. Его ещё скрепляли супружеские узы, но крах семейной жизни был не за горами. Однако это не мешало Рихарду каждый день обмениваться страстными любовными письмами с Матильдой.
Возникшее напряжение в имении Везендонков в скором времени достигло критической отметки. Час икс настал, когда Минна, жена Вагнера, вдруг обнаружила компрометирующее любовное письмо, завёрнутое в набросок увертюры к «Тристану и Изольде». С этой семейной трагедии начал свою разрушительную миссию «Тристан». Первой жертвой музыкального Франкенштейна стал сам Вагнер. Его браку с Минной пришёл конец. Не выдержав душевных потрясений, она вскоре умерла.
Постановки своей новой оперы Вагнер добивался мучительно долго. Всюду ему отказывали. Наконец король Людвиг II Баварский, славившийся экстатической любовью к вагнеровской музыке, помог делу. Но история показывает, что на этом зловещие перипетии не закончились. Первый же исполнитель партии Тристана перешёл в мир иной спустя месяц после премьеры. Стоит напомнить, что в разное время на представлениях этой оперы скончались от инфаркта два дирижёра. Как ни странно, оба в один и тот же момент действия: во время пленительной заключительной кульминации дуэта во втором акте. И не менее загадочная деталь: последнее слово, произнесённое Ференцем Листом, было «Тристан ». Да и трагическая судьба Людвига Баварского тоже известна.
Не менее печальную участь ожидало и музыкальное искусство. Бесконечные модуляции и напряжённые хроматизмы «Тристана» благодаря своей обостренности станут легендарными. Ницше обозначит их как «инфекцию», молниеносно овладевавшую музыкальными произведениями других композиторов. Отражением агонии стал капитальный труд Курта «Романтическая гармония и её кризис в "Тристане" Вагнера». После мир звуков изменился до неузнаваемости.
Первый акт
«Меланхолия» представляет собой стройную композицию из пролога и двух актов драмы, названных по имени главных героинь: «Джастин» и «Клэр». Приверженцы классической драматургии должны быть довольны - единство времени, места и действия Триеру удалось соблюсти идеально. Всё начинается с малозначительного эпизода с застрявшей свадебной машиной только что поженившихся Джастин и Майкла. Но именно он открывает целую серию неловкостей и затруднительных положений на празднике. Мы узнаём подробности семейных отношений родителей Джастин пары в разводе по причине кардинального несоответствия натур, сестры и её мужа с виду благополучной, но не без скелетов в шкафу четы, и, наконец, самой Джастин и Майкла. На первый взгляд они кажутся счастливой молодой парой, но уже через несколько мгновений не понимаешь зачем вообще всё это? Нечуткий Майкл выглядит каким-то эмоциональным похотливым истуканом, не понимающим, что происходит с его новоиспечённой женой.
В самые ответственные моменты праздника Джастин периодически исчезает с поля зрения. Она лишняя, она бежит от общества чуждых ей людей. В это время всё явственнее на горизонте вырисовывается таинственная звезда планета Меланхолия. Именно в этом состоянии и пребывает Джастин. Никто из окружающих не может её понять. Все вокруг наоборот считают, что она должна быть счастлива удачный брак, успешная работа и вся жизнь впереди.
Эти общественные постулаты счастья на самом деле не приносят тонким натурам покоя. Мятущаяся душа Джастин не находит опоры. Предчувствия и страхи, неосознанные желания и отвращение к происходящему томят её. Образовавшаяся душевная пустота не заполняется внешними проявлениями жизни, будь то свадьба или брачная ночь. Близость с родными, далёкими и холодными, как звёзды Млечного пути, невозможна. Всё это приводит к следующей активной грани состояния. Джастин, до этого ведущая себя как социопат, жаждущий тепла и понимания, превращается в скучающую, не понимающую себя стервозную особу. К утру она уничтожает едва начавшийся брак, порывает с боссом-наглецом и бесстыдно овладевает юношей в саду. Более никаких социальных условностей.
Акт второй
Далее с образом Джастин происходят ещё более увлекательные метаморфозы. Она предстаёт сначала больной, живущей в страхе и оплакивающей весь мир, а потом - потерявшей вкус к жизни и своим любимым привычкам навсегда. В итоге всех этих превращений перед нами аутентично холодная и сильная в своём знании исхода женщина. Она принимает надвигающуюся катастрофу как неотвратимую данность. Ярким контрастом становится образ её сестры Клэр в исполнении Шарлотты Генсбур. Клэр подвержена огромному влиянию общественного мнения, она вся дитя социума. Даже перед лицом катастрофы она хочет, чтобы всё было прилично. Но для кого? В размеренной уединённой жизни и простых радостях сельского обитания в приготовлении пищи, собирании смородины, воспитании ребёнка - она находит своё счастье.
Клэр - квинтэссенция женщины и матери. Когда она собственным телом отчаянно укрывает своего мальчика от града, рождается устойчивая ассоциация вечного образа Мадонны.
Её муж, позиционирующий себя как сильную личность, полностью контролирующую ситуацию, оказывается не в состоянии сообщить своим родным страшную правду о приближающейся катастрофе. Он, как загнанная собственным страхом лошадь, выбирает безболезненный исход от смертельной таблетки. Перебирая все фильмы Триера, стоит отметить, что мужчин режиссёр априори не жалует. Они предстают в его картинах жалкими, алчными, слабохарактерными... То ли дело женщины. И «Меланхолия» в этом отношении не выбивается из общей концепции мироустройства датчанина.
Финал драмы невероятно тяжёл. Ощущаешь нехватку дыхания, будто планета входит в атмосферу в режиме реального времени. Этот фильм не о конце а фильм конец всему. Режиссёр будто констатирует: спасения нет. Будущего нет. Тишина в титрах символично это демонстрирует.
Постлюдия
Зададимся вопросом: почему смертоносная планета называется именно «Меланхолией»? На рассвете европейской цивилизации греческий монах Евагрий Понтийский сформулировал семь смертных грехов. В этот hit of top дурных привычек и наклонностей вошла и меланхолия. В век Просвещения она стала считаться нормой, а потом и вообще модой. Хаксли как-то заметил, что с ходом времени меланхолия из болезни постепенно превратилась в утонченную эмоцию, способствовавшую развитию и процветанию литературного декаданса XIX века. Само явление старо как мир, красивым названием этой напасти мы обязаны дедушке Гиппократу. Издавна считалось, что меланхолики полны опасностей, их опасались. И ведь недаром.
Планета «Меланхолия» - авторская метафора, на что указывает сам режиссёр. Современное человечество столь сильно подвержено депрессиям, что не за горами тот день, когда уныние охватит всю планету и города опустеют. Однако здесь есть ещё один слой смысла, за который отвечает саундтрек. Да-да, вы правильно поняли ещё раз о Вагнере. Но для этого надо вспомнить одну сцену из фильма. Ночь, планета всё приближается, а Джастин не спится. Она идёт купаться в близлежащий пруд. Пленительное в своей белоснежности обнажённое тело Джастин в лучах убийственной планеты под томительные звуки - чувственность на грани.
Планета «Меланхолия» беспрецедентно красива, это зрелище завораживает своей фатальной прелестью. Тут Ларс опровергает каноническое заявление Достоевского, что «Красота спасёт мир». Нет, красота не спасёт мир, а уничтожит его. Вагнер утверждал, что страсть - это фактор разрушения. Следовательно, и любовь ведет к смерти.
Многие события в картине происходят ночью. В царстве сверкающего ложью дня человек привязывается к ложным и иллюзорным благам: к власти, славе, чести, дружбе. Бескрайняя ночь - другое дело. Как и герои оперы, Джастин жаждет тёмного времени суток. Апофеоз ночи смерть, вечный мрак. Всё существование Джастин превращается в торжественное ожидание царства смерти и ночи, так как смерть благо. У Вагнера это называется Liebestod, то есть любовь-смерть. И смерть воспринимается главной героиней вполне в духе оперы немецкого мастера как кульминация любви.
***
Триер снимает кино не для того, чтобы радовать, проповедовать, воодушевлять, он снимает кино для раскрытия собственных идей. Как однажды сказал сам Ларс: «Что я делаю с помощью кино? Я убиваю».
Материал подготовила Елена Кравцун