История театрального костюма с Анной Пахомовой
Об авторе
Пахомова Анна Валериевна профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.
Театрализованные представления, игры, сценки разыгрывались не только на площадях ярмарок. В деревнях на праздники собирался народ и веселился подчас незатейливо и грубовато, зато от души радуясь, что можно отвлечься от нелегкого труда повседневности.
Наиболее интересным в народных увеселениях, несомненно, является ряжение. Для начала уточним, что это такое: ряженье (ряжение) обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. По веками сложившейся традиции, русские часто надевали необычные костюмы, лицо, как правило, скрывали под масками или мазали сажей, красками, чтобы максимально изменить облик до неузнаваемости. Неотъемлемой частью костюмов многих персонажей были шумопроизводящие украшения, «музыкальные» инструменты (например, две заслонки[1]), вдобавок необходимо было и необычно двигаться подскакивать, вертеться, приплясывать и т.п. Ряженых чаще всего можно было увидеть во время празднования масленицы и на святки, реже на Троицу и праздник Ивана Купалы. В целом ряжение представляло собой обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида.
В. Рябчиков. Ряженные
Совершим небольшой экскурс с целью узнать, как славяне изменяли облик, чтобы участвовать в некоторых обрядовых действах.
В древнерусских памятниках письменности XII века есть упоминания обрядов с ряжением, которым дана негативная окраска. Это вполне понятно все, что было связано с языческими культами, осуждалось и запрещалось христианской доктриной. Тем не мене в народе прочно укоренились игрища предков, которые сохранялись вплоть до XX века. В XIX веке многие из них носили еще обрядовый характер, часть же стала просто забавами, которыми развлекался и стар, и млад во время народных празднеств. В основном это были масленичные гулянья, свадьбы и др.
Назову основных персонажей, которых чаще всего изображали ряженые: коза, конь, медведь, тур, аист и журавль эту группу можно обобщить под названием «животные»; следующая группа персонажи потустороннего мира и нечистой силы смерть, покойник, «дед», «баба», кикимора, русалка, черт, ведьма; часто изображали так называемых «чужих», т.е. представителей других народов, социальных или профессиональных групп это солдат, барин, нищий, странник, цыган, еврей, немец, арап и т.п.; святых Николая, Андрея, Варвару и ангелов. Во многих восточно-славянских названиях ряженых отражена их потусторонняя природа, например, «кудесники», «буки», «черти», «хухольники», «окрутники», «халявы», «чудики» и т.п.
Т. Сипович. Святочные игрища
Приемы и материалы, которыми достигалось изменение внешности, очень просты, но та находчивость, которую применяли в народе, конечно, поражает искушенное воображение современного человека. Подручные материалы солома, коромысло, ухват, веник, горшок, куски рогожи, береста, тулупы, вывернутые наизнанку и мн. др. все шло в ход и превращало в нужный персонаж, будь то ангел, кикимора или лошадь. К приемам изменения внешности, помимо чернения лица сажей, можно добавить еще обкручивание соломой рук и ног, чтобы они казались толстыми и кривыми, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, вывернутую наизнанку, ношение необычных остроконечных шапок, также нередко на костюм навешивали колокольчики, старые веники, лапти и др. Чтобы придать себе устрашающий вид, ряженые приделывали длинные клыки из репы, надевали на голову тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой, вставали на ходули, закутывались в белое полотно и так далее.
В разных местностях были свои излюбленные персонажи, образы которых создавались давно вошедшим в праздничный обиход и ставшим традицией способом. Например, в Костромской губернии на святки во время колядования ряженые ходили по домам в виде калек с вымазанными сажей лицами, со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы выглядеть косматыми. Такие персонажи назывались «старики» или «пугала». Помимо ряженых страшного вида были смешные, необычные. Чтобы выглядеть чудно мужчины переодевались в женскую одежду, а женщины в мужскую, при этом нередко на ноги надевали непарную обувь, на голову корзину или что-нибудь из посуды.
М. Павлова. Ряженые
Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты, или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову «козы», «кобылы», «тура»; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по избе, махали хвостом, подражая поведению изображаемых животных. Иногда два участника составляли одну фигуру «коня», «быка», что требовало слаженности движений и определенных навыков. Могли нарядиться «курицей» или «журавлем». В Московской области нарядившийся «журавлем» ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, а в руках держал кочергу, имитирующую клюв. На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженый «покойником»: его одевали в белое, натирали лицо мукой, в рот вставляли торчащие зубы, вырезанные из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.
Добавлю, что ряжение воспринималось во многих местах как грех. Обычно в страшные маски «покойников» рядились лишь мужчины, реже женщины, но ни в коем случае не девушки и уж тем более не дети. Из материалов, собранных на Русском Севере, следует, что сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. Когда праздничные гулянья заканчивались, принимавшие участие в ряженье должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой.
Н.К. Рерих. Эскиз к балету И.Ф. Стравинского "Весна священная"
В исследовании М. Забылина на тему ряженых в главе «Масляница» (в издании 1880 г. название праздника пишется именно так, прим. авт.) есть такие данные: «По сказаниям церковных историков в дни эти безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее и такая костюмировка (народный маскарад) служила на маслянице поводом к самому веселому разгулу »[2].
Тема ряженья и ряженых очень интересна для историков театрального костюма, этнографов, культурологов, искусствоведов и ученых других направлений, исследующих народную культуру, поскольку является широким полем для научных изысканий. Не оставили ее без внимания режиссеры и художники. В произведениях ряда русских художников мы встречаем персонажи, напоминающие ряженых или, непосредственно, самих ряженых.
Пока нами была рассмотрена лишь «верхушка айсберга», дабы иметь общее представление о ряженых.
Далее речь пойдет о более конкретных вещах, а именно, мы рассмотрим костюмы, используемые в ряжении на конкретных примерах некоторых народных игр и обрядов
[1] Заслонка печная дверца в виде железного листа с ручкой.
[2] Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. С. 34.