В Санкт-Петербурге на сцене Большого зала филармонии состоялось дебютное выступление Владимира Юровского с Заслуженным коллективом России оркестром филармонии.
Очередной визит в Санкт-Петербург молодого дирижера после летнего выступления с труппой Михайловского театра сулил петербуржцам и гостям города немало сюрпризов. Владимиру Юровскому свойственны оригинальный музыкальный вкус и особые репертуарные пристрастия. Программы дирижера всегда отличаются продуманной концепцией в отношении выбора музыки.
При этом Юровский старается знакомить общественность с произведениями, прежде не звучавшими или несправедливо забытыми. Не стал исключением и питерский концерт. Дирижер давно уже собирался выступить в городе на Неве, но время для репетиций и концерта с коллективом Юрия Темирканова нашлось только сейчас.
Владимир Юровский: «Меня в этот оркестр звали почти десять лет. С того дня, как я выступил впервые с Российским национальным оркестром в Москве в 2002 году, буквально через неделю после этого пришел факс из Петербурга с приглашением продирижировать концерт здесь. Путь в Петербург оказался длинным длиннее, чем из Москвы в Петербург. Времена Мравинского я помню еще со времен студенчества. Я достаточно много слышал этот оркестр под управлением Юрия Темирканова на Западе. В Париже были незабываемые концерты с симфониями Шостаковича. Таким образом, приблизительное представление о звучании оркестра у меня было, но, как это ни парадоксально, я никогда не слышал этого оркестра в их зале. Зал, конечно, очень сильно окрашивает звук оркестра. Это мне напоминает звучание Королевского оркестра Концертгебау. Когда их слышишь на гастролях, это один оркестр, а в родном зале это уже совершенно другой оркестр. То же самое и со знаменитым петербургским музыкальным коллективом».
Итак, зимний бесснежный Петербург в преддверии Нового года. Толпы людей снуют по оживленному Невскому проспекту, украшенному многочисленными гирляндами, а величественная Площадь искусств, где располагается зала Дворянского собрания (ныне Петербургская филармония), привлекает яркими афишами. На одной из них имя Владимира Юровского. Это вечер открытий. В программе исключительно австро-немецкая симфоническая музыка. Миновать рождественскую тему было бы грешно, поэтому Владимир Юровский предложил искушенному слушателю симфонические фрагменты из сказочной оперы Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель», повествующей об увлекательных приключениях героев в канун Рождества.
Бесценным раритетом петербургской программы концерта Владимира Юровского стало первое исполнение в нашей стране Шести песен на слова Мориса Метерлинка австрийского композитора Александра фон Цемлинского, творчество которого в России не так хорошо известно.
Владимир Юровский о музыке Александра фон Цемлинского: «Страшная несправедливость, что эту музыку совсем не знают в России. Мне кажется очень полезным, что оркестр Петербургской филармонии сейчас знакомится сам и знакомит слушателей с творчеством Цемлинского на таком камерном материале. Шесть стихотворений Мориса Метерлинка достаточно камерный опус, несмотря на довольно большой состав оркестра. При этом там все голоса сольные и фактура очень прозрачная. К тому же есть необычные музыкальные инструменты, как например, фисгармония, которая в симфоническом оркестре не используется практически никогда. Мне кажется, что если это знакомство с музыкой Цемлинского пройдет успешно, то дальше можно будет уже постепенно знакомить и публику, и музыкантов Петербурга с более сложными поздними сочинениями Цемлинского, такими как Лирическая симфония, или опера «Карлик». Есть музыка, которую для того, чтобы даже понять, просто как слушателю, необходимо несколько раз услышать».
Поздний вокальный цикл Цемлинского повествует о превратностях женских судеб. Вокальную партию исполнила лауреат международных конкурсов, меццо-сопрано Мария Горцевская, уже не первый раз сотрудничающая с Владимиром Юровским.
Мария Горцевская: «Этот цикл был написан в 1910 году, что, конечно, ощущается при прослушивании данного произведения. Цемлинский, на мой взгляд, абсолютно самобытен. В его музыке присутствует много планов, то есть вы начинаете ею заниматься, копаете музыкальный материал глубже и глубже, а дна не видно. Всё немножко волшебное».
Под занавес концерта прозвучала сюита из «Парсифаля» Рихарда Вагнера в редакции Владимира Юровского. В нее вошли Вступление к опере, музыка антрактов, «Чудо Страстной пятницы» и заключительная оркестровая сцена.
Петербург один из тех мировых городов, где музыке немецкого гения уделяется особое внимание. В памяти ленинградцев исторические концерты Евгения Мравинского, для которого Вагнер был священным кумиром. Владимир Юровский попытался возродить в коллективе вагнеровский дух, однако, несмотря на титанические усилия маэстро, ему пока не удалось проникнуть с петербургским оркестром в духовное совершенство музыки «Парсифаля»: тяжеловесная игра оркестра, нарочитые тутти и почти брутальные звучности струнных и духовых оставляли желать лучшего.
Остается пожелать маэстро как можно чаще бывать с концертами в Санкт-Петербурге. Ведь встреча с такой неординарной личностью, как Владимир Юровский, способна дать любому музыканту важный и интересный опыт, толчок и стимул к профессиональному росту и совершенствованию, внутренне его обогатить.
Виктор Александров из Санкт-Петербурга, специально для радио «Орфей»