25 декабря в Санкт-Петербурге концертом Заслуженного коллектива России оркестра Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова завершился XII международный зимний фестиваль «Площадь искусств».
Музыкальный форум продолжался на одной из главных концертных площадок северной столицы почти две недели и собрал немалое количество публики. Особенно это было заметно вчера, когда в Большом зале филармонии не было ни одного свободного места. Аншлаг вполне оправдан звездными именами участников концерта: это, конечно, Юрий Темирканов и возглавляемый им знаменитый оркестр филармонии, а также блистательный солист, один из лучших пианистов современности Ефим Бронфман. Музыка Иоганнеса Брамса преобладала на многих концертах фестиваля. Случилось это и вчера.
Ефим Бронфман исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром немецкого романтика. Мягкое туше, виртуозное владение роялем, филигранная техника и ощущение немецкого аристократического стиля все эти качества были заметны в неповторимой интерпретации Ефимом Бронфманом проникновенного Концерта Брамса.
По признанию самого артиста, именно музыку Брамса он с особым удовольствием играет в Санкт-Петербурге уже много лет. С Юрием Темиркановым Ефим Бронфман сотрудничает регулярно как в северной столице, так и других городах мира. Возвращаться на берега Невы в намоленный зал Филармонии для Ефима Бронфмана большое счастье.
Ефим Бронфман: «Декабрь это особенное время, когда смотришь немножко назад и одновременно вперед. Много воспоминаний накапливается, когда становишься старше. Я помню свой первый визит сюда в 1991 году. Я играл с Исааком Стерном в Большом зале Ленинградской филармонии. Мы записали все сонаты Брамса, тогда я еще играл впервые с этим легендарным оркестром. И вот прошло двадцатилетие. Эта часть жизни окружает меня невероятным теплом и замечательными воспоминаниями об этом городе, который я посетил еще в детстве, живя в Ташкенте. Для меня это стало незабываемым впечатлением, я мечтал еще раз сюда вернуться. Конечно, это город воспоминаний детства, и моих родителей, и моих друзей, но также это город будущего. Я всегда как-то смотрю на эти памятники и здания архитектуры. Чем старше становишься, тем более это современно для нас. Для меня всегда большой подарок здесь быть».
- Неслучайно Вы снова вернулись к музыке Брамса, тогда были Скрипичные сонаты, а сейчас Второй фортепианный концерт. Это произведение Вы пересматриваете с годами? Меняется ли Ваша интерпретация этой музыки?
Ефим Бронфман: «Этот концерт я выучил приблизительно 20 лет назад. Конечно, все меняется, но легче при этом не становится, наоборот, становится труднее. Второй концерт один из самых труднейших в истории фортепианной литературы. Требуются огромные физические и эмоциональные силы, чтобы это исполнить по-настоящему. Чем больше я учу этот концерт, тем больше его осознаю».
Программу концерта завершила монументальная Вторая симфония Брамса. Оркестр, ведомый Юрием Темиркановым, играл очень интенсивным плотным звуком, что нечасто встречаешь у западных оркестров, исполняющих музыку Брамса. Что ж, такая трактовка симфонического цикла в высшей степени убедительна, когда за пультом стоит такой мастер, как Юрий Темирканов.
Виктор Александров из Большого зала филармонии им. Шостаковича (Санкт-Петербург), специально для радио «Орфей»