Под занавес уходящего года БСО им. Чайковского сделал музыкальное приношение Софии Губайдуллиной, посвященное юбилею выдающегося композитора современности. И хотя официальная дата празднования уже позади, оркестр и маэстро Владимир Федосеев преподнесли композитору своеобразный музыкальный подарок в виде необычного концерта, в котором участвовали сразу три дирижера: Александр Сладковский, Александр Чернушенко и Владимир Федосеев.
Художественный руководитель и главный дирижер БСО им. Чайковского еще раз упомянул о высокой духовности музыки Софии Губайдулиной и той нравственности, которую она несет людям.
Владимир Федосеев: «Этот композитор, как ее называют «женщина тишины», которая творит в этой тишине такие шумные и грандиозные вещи, как, допустим, «Пир во время чумы», или «Концерт «In tempus praesens» («В настоящем времени»). Я специально не включал в программу прошлого московского фестиваля наше выступление. Мы старались запечатлеть как бы отдельно ее портрет. В лице Софии Губайдулиной видна вся ее суть, все ее творчество. Покой, глубокий взгляд. София Губайдулина для меня важный композитор. В ее творчестве соединились черты музыки Запада и Востока. Она использует колоссальные тембровые краски в оркестре, создавая при этом потрясающую музыку. Желаю ей крепкого здоровья и долгих лет жизни на благо нашего искусства».
Помимо самого Владимира Федосеева в программе концерта выступил Александр Чернушенко (он дирижировал Поэму-сказку, раннее сочинение 1971 года, в котором заметны авангардные веяния, характерные для творчества Софии Губайдулиной той поры).
Гвоздем программы стали поздние произведения Софии Губайдулиной, одно из которых, третья часть триптиха «Надейка» «Пир во время чумы», впервые прозвучало в России.
София Губайдулина: «Я чувствую глубокую трагичность человеческого существования именно в данный момент, поэтому «Пир во время чумы» для меня какое-то личностное сочинение, потому что это происходит от А.С.Пушкина. Но более актуально оно именно сейчас. Человечество с моей точки зрения стоит перед страшной угрозой, перед страшной опасностью. Внутренне человечество испытывает боль, и в то же время контрастно к этому все люди стремятся только веселиться и танцевать. Потеря человечности может произойти в пользу машинизированных отношений. Я уже сейчас встречаю людей, похожих на машины, и они со мной разговаривают, будто я тоже машина. Это меня пугает и очень беспокоит, в конце концов, это моя внутренняя боль. Раскаяние совершенно необходимо, без этого нет очищения».
Дирижер Александр Сладковский находит в трагической партитуре «Пира во время чумы» озарения, подобно вспышкам света, обличающего современный хаос жизни.
Александр Сладковский: «Для меня музыка Губайдулиной до сих пор остаётся огромной загадкой. Это, наверное, очень хорошо, потому что в таких пространствах ты понимаешь, что у тебя впереди еще целый мир, который надо успеть постичь. Редкий случай, когда перед началом репетиции существует жуткий страх, что это может не получиться. Вы знаете, я давно (смеется) не испытывал такого страха. Казалось бы, технологически там всё достаточно просто, но масштаб, который предлагает Губайдулина в этой партитуре, он какой-то необъятный совершенно. Оркестровый и звуковой диапазон не имеет границ в той мощи и жуткой красоте, заложенной в этих нотах».
Венцом программы вечера стала вершина инструментального творчества Губайдулиной Концерт №2 для скрипки с оркестром «In tempus praesens» («В настоящем времени»). Сочинение 2007 года посвящено немецкой скрипачке Анне-Софи Муттер, которая уже исполняла премьеру Второго концерта в Москве и Поволжье с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
София Губайдулина о сочинении «In tempus praesens»: «Для меня, как для художника очень важно как раз наличие спокойствия, тишины, из которой я могу почерпнуть истинное свое слышание музыки. Меня очень интересует вопрос времени, как и многих других художников ХХ века. Вопрос о том, как переживается время? Сожаление о том, что мы не имеем в принципе настоящего времени. Мы имеем только вечный переход от прошлого к будущему. И это настоящее время приобретается человечеством только в религиозном опыте либо в искусстве. У меня много произведений посвящено именно этой теме. Но почему это сочинение называется «In tempus praesens»? Дело в том, что, когда я получила заказ на это сочинение, то по существу это был заказ написать концерт для Анне-Софи Муттер. Когда я размышляла над этим, как построить вещь, совершенно спонтанно мне явилась фигура Софии Богини мудрости. Может быть, это совершенно случайно совпадение я София и Анне-Софи Муттер. Но каким-то образом эта фигура постоянно курировала мои фантазии, пока я сочиняла эту вещь. Вообще, София в религиозном опыте является инициатором времени. Она является творческим принципом божественной субстанции. А творческий принцип это превращение какого-то феномена в пространство и время».
Сегодня Второй концерт Губайдулиной в репертуаре нескольких знаменитых скрипачей мира, в том числе и Гидона Кремера, который влюблен в музыку Софии Губайдулиной. Известно, что Первый концерт «Offertorium» Губайдулина посвятила именно ему.
Гидон Кремер: «Немногим понятна красота экстремальных звуковых трансформаций в произведениях Софии Губайдулиной. Исполнителям порой бывает очень трудно овладевать подобным материалом. Это похоже на покорение альпинистами горных вершин, которое требует виртуозных навыков и целеустремленности. Тем больше удовлетворения получаешь, когда вершины покорены. Многое, что отражается в музыке Губайдулиной, порой и есть то реальное или не произошедшее, что заставляет нас чувствовать близость друг к другу».
«Партитура Второго концерта замечательная, богатая красками, идеями. Это особый мир, в который для меня входить радость. Я очень доволен, что теперь существуют два концерта для скрипки Софии Губайдуллиной».
Концерт БСО им. Чайковского в Большом зале Московской консерватории собрал огромное количество слушателей, почитателей сокровенного мира музыки Софии Губайдулиной. Публика приветствовала музыкантов продолжительными овациями.
Виктор Александров, радио «Орфей»