В Мюнхене в филармоническом зале Гастайг выдающийся голландский дирижерБернард Хайтинк исполнил с симфоническим оркестром Баварского радио Девятую симфонию Густава Малера.
Изначально в планах мюнхенского коллектива этим концертом должен был дирижировать главный дирижер оркестра Марис Янсонс. Однако, ввиду болезни музыканта, руководству оркестра Баварского радио пришлось искать срочную замену. На эту просьбу с удовольствием откликнулся Бернард Хайтинк, известный своими неординарными прочтениями симфонических полотен Густава Малера. Эталонные записи симфонического цикла Малера с амстердамским Королевским оркестром Консертгебау, а также избранных симфоний, исполненных дирижером с Берлинским филармоническим и Чикагским симфоническим оркестрами уже давно стали предметом восхищения меломанов и любителей симфоний австрийского композитора.
С симфоническим оркестром Баварского радио у Хайтинка сложись теплые творческие отношения. Почти в каждом сезоне он регулярно проводит концерты с этим коллективом как в Мюнхене, так и в других городах Европы. Поэтому публика была вправе ожидать концерта высокого художественного уровня.
Музыку Девятой симфонии Густава Малера критики часто сравнивают с явлениями потустороннего мира. В январе 1907 года врачи обнаружили у композитора порок сердца и рекомендовали ему вести более размеренный образ жизни. Малер ощущал неумолимое приближение смерти, и это не могло не отразиться в музыке Девятой симфонии.
В интерпретации Бернарда Хайтинка Девятая симфония Малера своего рода квинтэссенция пройденного человеком земного пути со всеми его жизненными перепитиями: радостями и невзгодами, надеждами и иллюзиями. И в то же время страстная любовь к жизни и всему живому на земле. Каждая нота была буквально выстрадана дирижером, чье прочтение было отмечено бережным сохранением авторского текста, вниманием к мельчайшим его деталям.
Оркестр Баварского радио чутко повиновался воле музыканта и играл своим фирменным звуком плотным и красивым.
Густав Малер доказал величественным финалом Девятой симфонии, что душа человека гостит в небесной обители, сам же он покидает землю, но обретает бессмертие. И это было ясно в сотворенном Хайтинком финальном Adagio - «инструментальном реквиеме». Гениальная музыка, наполненная глубочайшим покоем и умиротворением, вызвала у многих слушателей печаль и слезы. Публика вместе с оркестром переживала горькую драму жизни, выраженную в звуках великим симфонистом.
Виктор Александров, Мюнхен (Германия)
Фото с сайта http://robertarood.wordpress.com