Берлинский филармонический оркестр во главе с сэром Саймоном Рэттлом продолжает серию абонементных концертов в немецкой столице, посвященных музыке Густава Малера.
На протяжении концертного сезона Саймон Рэттл неоднократно обращался к партитурам австрийского композитора. При этом программы выступлений удачно сочетают музыку великого симфониста с произведениями современников Малера, написанных примерно в одно время.
В концерте, который состоялся вчера в Берлинской филармонии, прозвучали сочинения Леоша Яначека (финальная сцена из заключительного акта оперы «Похождения лисички-плутовки»), а также симфония-кантата «Песнь о Земле» Густава Малера.
Примечательно, что опера Яначека была возобновлена на театральной сцене после войны именно в Берлине в середине 1950-х годов.
Комические персонажи увлекательной оперной истории Леоша Яначека, заимствованной из новеллы чешского писателя Рудольфа Тесноглидека, никоим образом не примыкают к лесным зверям. С искрометным юмором и долей лукавой иронии композитор изобразил людей в животном обличье. Опера поражает красочными сценами, изобретательностью композиторской мысли. Финал «Лисички-плутовки» славление торжества природы и гармонии.
В главных партиях выступили: Джеральд Финли Лесничий, Анна Софии фон Оттер в роли жены Лесничего и Стюарт Скилтон в амплуа забавного Школьного учителя.
Концерт продолжила поздняя симфония-кантата Густава Малера «Песнь о Земле» на слова средневековых китайских поэтов. Для композитора это автобиографичное произведение. Лето 1907 года принесло ему множество невзгод: смерть старшей дочери и известие о собственной неизлечимой болезни сердца. Острые переживания отразились в музыкальных произведениях тех лет, в том числе и в «Песни о Земле». Это ожидание конца жизни, прощание с окружающим миром. Малер понимал, что жить ему оставалось недолго.
Саймон Рэттл очень тонко чувствует природу малеровской музыки, оркестр Берлинской филармонии звучал под его управлением предельно выразительно и совершенно.
Сэр Саймон Рэттл: «Когда я впервые услышал музыку Второй симфонии Густава Малера, то совершенно был сбит с толку. И это одна из причин, по которой я стал дирижёром. Прежде всего, нужно верить в то, о чем говорит в своей музыке Малер. И если у вас есть инстинкт и активная дирижерская воля, вы ощущаете музыкальную ткань симфоний Малера как нескончаемый поток эмоций. Необходимо все время контролировать себя и оркестр, следовать авторским указаниям в обозначении темпов и штрихов. Ведь Малер прекрасно знал свои собственные инстинкты как дирижер. Он открывал в каждой из своих симфоний новые музыкальные миры. Мы иногда забываем о том, что композиторы были такими же людьми, как и все остальные. Дирижерам, работавшим рядом с Малером, крупно повезло в жизни. Одним из таких счастливцев был Бруно Вальтер, который впервые исполнил «Песнь о Земле». Получить рекомендации от Малера моя неосуществимая мечта. Я хотел бы задать Малеру множество вопросов».
В берлинском исполнении произведения также приняли участие вокалисты высочайшего уровня: австралийский тенор Стюарт Скелтон и шведское меццо-сопрано Анна Софи фон Оттер.
Анна Софии фон Оттер: «Музыка Густава Малера играет огромную роль в моей жизни, я часто исполняю его песни, участвую в вокальных симфониях. Однако, «Песнь о Земле» совершенно особенное, личное для меня произведение. Когда концерт начинается, ты уже осознаешь, что он будет неповторимым ведь Саймон Рэттл создаёт особую ауру универсального мира, за какую бы партитуру не брался».
Безмятежным покоем и одиночеством проникнута финальная часть «Песни о земле» «Прощание». Композитор постепенно уходит из земной жизни, ему открываются необозримые горизонты вечности.
Когда истаяли звуки последних тактов малеровской Lied, в зале воцарилась глубокая тишина. По медленно опускающимся рукам Саймона Рэттла чувствовалось, что пульс сочинения еще продолжает биться. Это было подобно угасанию человеческой жизни. Публика тоже соучаствовала в этом действе. После нескольких мгновений тишины зал буквально взорвался аплодисментами и устроил артистам продолжительные овации.
Прошедший концерт по праву можно назвать выдающимся. Он, несомненно, войдет в число самых значительных событий в истории Берлинской филармонии.
Виктор Александров, Берлин (Германия) специально для р/ст «Орфей»