Предрождественская атмосфера царит в эти дни в Берлине. На площадях города народные гуляния, повсюду звучит рождественская музыка, а когда сгущаются сумерки, улицы немецкой столицы озаряются многочисленными гирляндами.
В музыкальном сердце города Берлинской филармонии ежедневно проходят выдающиеся концерты, на одном из которых мне удалось побывать 13 декабря.
Впервые с оркестром Берлинской штаатс-капеллы выступил известный австрийский дирижер русского происхождения Кирилл Петренко. Уроженец Омска Кирилл Петренко, сделал стремительную дирижерскую карьеру на Западе, а Берлин стал городом, который сыграл весомую роль в жизни молодого музыканта. В 2002-м году Кирилл Петренко возглавил Комише опер, осуществил там несколько ярких спектаклей. Немецкая пресса назвала дирижера «сибирским чудом». За последние годы Кирилл Петренко достиг значительных музыкальных вершин, вспомним хотя бы проведенный им вагнеровский цикл «Кольцо нибелунга», ставший сенсацией в Майнингене. Затем последовали оперные контракты в Баварии и Амстердаме, это были постановки «Пиковой дамы» Чайковского (причем в Нидерландах Петренко выступил ассистентом Семена Бычкова).
В 2005 году по опросу оперных критиков Германии Кирилл Петренко занял второе место в номинации «лучший дирижер», на первом месте тогда был ни кто иной, как Пьер Булез.
Сегодня артист желанный гость многих оперных театров и филармонических сцен. Как я уже говорил, с оркестром Берлинской штаатс-капеллы, которым в настоящее время руководит Даниэль Баренбойм, Кирилл Петренко выступает впервые.
Интервью дирижер никому не дает, предпочитает высказываться на языке музыки и этому ему чудесным образом удается. Блестящее тому подтверждение вчерашняя экзотическая программа, составленная из сочинений Александра фон Цемлинского и Николая Андреевича Римского-Корсакова. Два абсолютно разных композитора, во многом противоположные взгляды на мир. Однако объединяет их любовь к оркестру и красочной тембровой палитре.
Кирилла Петренко, несомненно, привлекла восточная тематика выбранных произведений этих авторов.
Пожалуй, самое известное сочинение Цемлинского «Лирическая симфония» (1923). Это яркая поэма в песнях на тексты индийского поэта Рабиндраната Тагора. В своих стихах автор обращается к природе и человеческим чувствам. Это очень рельефно выражено в музыкальном материале симфонии Цемлинского, чем-то напоминающей симфонию-кантату «Песнь о Земле» Густава Малера. Вокальные партии исполнили солисты из Скандинавии шведское сопрано Мария Бенгтсон и норвежский баритон Бо Сковхус.
Несомненным украшением концертного вечера стала знаменитая симфоническая сюита Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада», вдохновленная образами арабских сказок из сборника «1001 ночь».
Кириллу Петренко с его ярким темпераментом удалось увлечь за собой немецкий оркестр в постижение тайн волшебной партитуры Римского-Корсакова. Упоительные соло концертмейстера оркестра, скрипача Вольфрама Брандля, феерическая игра духовых и терпкие звучания струнных пленяли слух публики, пришедшей в Берлинскую филармонию. Кульминацией сюиты стал финальный эпизод «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»
Виктор Александров из Берлина, для Радио «Орфей