В минувшее воскресенье в Амстердаме на прославленной сцене Консертгебау выступили лучшие оркестровые коллективы Нидерландов.

В традиционном утреннем концерте свое искусство продемонстрировал Камерный филармонический оркестр Нидерландского радио, за пультом которого стоял  Филипп Херрвеге – легендарный музыкант, специалист по аутентичному исполнению барочной и романтической музыки. После окончания консерватории в своем родном городе Генте по классу фортепиано Филипп Херрвеге посвятил несколько лет изучению медицины и психиатрии, параллельно продолжая заниматься музыкой. В 1975 году он основал камерный хор Collegium Vocale Gent, который спустя несколько лет был приглашен Николаусом Арнонкуром и Густавом Леонхардтом для записи всех кантат И.С. Баха. В 1977 году Филипп Херрвеге в Париже возрождает инструментальный ансамбль Chapelle Royale, специализирующийся исключительно на французской музыке XVIII века.

Дирижер многократно бывал  в нашей стране с бельгийским коллективом Collegium Vocale Gent, а также с французским оркестром Елисейских полей.

С камерным филармоническим оркестром Нидерландского радио у Херрвеге немало совместных проектов. Темпераментному маэстро удалось вдохнуть свежую струю в популярные произведения немецких классиков: Третью («Рейнскую») симфонию Роберта Шумана и Скрипичный концерт Мендельсона. Голландский оркестр звучал гармонично, мягким и ровным звуком. Тончайшие переливы струнных, шорохи духовых в сочетании с ослепительно яркими зовами медных рождали в сознании слушателей зримые ассоциации: виды Рейна в окрестностях Дюссельдорфа, где Шуман, наслаждаясь дивными красотами немецкой реки и бытом крестьянской жизни на ее берегах, создавал музыку Третьей симфонии.

Чарующее звучание скрипки Алины Ибрагимовой в Концерте Мендельсона было сравнимо с человеческой речью. Изящные пассажи, гармоничные вибрато, безукоризненное чувство стиля еще раз подтвердили репутацию нашей соотечественницы как одной из лучших скрипачек нынешнего поколения молодых исполнителей.


Камерный филармонический оркестр Нидерландского радио / Филипп Хервеге. Джеймс Джадд / Королевский оркестр Концертгебау

Через пару часов на главной концертной сцене Амстердама выступил Королевский оркестр Консертгебау – музыкальный символ города, коллектив, обладающий весомой репутацией и высочайшей исполнительской культурой.

Джеймс Джадд заменил заболевшего главного дирижера амстердамского оркестра Консертгебау Мариса Янсонса. Для американского маэстро, руководителя Новозеландского симфонического оркестра и филармонического оркестра Флориды это дебютное выступление с Консертгебау. 

Концерт открыло раннее сочинение Арнольда Шёнберга – струнный секстет «Просветлённая ночь» в авторской версии 1917 года для струнного оркестра.  Этот поэтический музыкальный ноктюрн, своего рода закат романтических идеалов. Сочинение вдохновлено образами поэмы Рихарда Демеля «Женщина и мир»: страдания человека, которому изменила любимая им женщина, преодолеваются лишь в созерцании красоты и величии природы.   

Прозрачность фактуры, ясность музыкальных фраз и логическое развертывание мысли были характерны для интерпретации Джеймса Джадда раннего опуса Арнольда Шёнберга.

Еще одно произведение, заявленное в программе Королевского оркестра Консертгебау, – симфоническая сюита «Планеты», соч. 32 композитора из Великобритании Густава Холста.  

Эта партитура требует большого состава оркестра, невероятного количества музыкантов, включая женский хор. Наряду с Королевским оркестром Консертгебау в исполнении «Планет» Холста приняла участие женская группа Капеллы Амстердама. Семь развернутых частей этого масштабного  цикла посвящены планетам Солнечной системы, каждая из которых имеет собственный музыкальный портрет: «Марс – вестник войны», «Венера – спутница мира», «Меркурий – крылатый посланник небес», «Юпитер – источник радости», «Сатурн - покровитель старости», «Уран – волшебник»,  «Нептун – загадка».

Магическое звучание оркестра Консертгебау установилось с первых тактов сюиты. Джеймс Джадд подобно чародею-искуснику манипулировал оркестром, добиваясь совершенства звуковой материи. Это был виртуальный музыкальный полет в Космос, эзотерическая мистерия, длившаяся около часа, за время которой слушатель смог воочию постигнуть тайны музыкальной Вселенной.

Виктор Александров, Амстердам (Нидерланды)  

Вернуться к списку новостей