В Большом зале Московской консерватории в рамках филармонического абонемента «Камерные вечера» выступили выдающиеся музыканты современности скрипач Юлиан Рахлин и пианист Итамар Голан. Оба исполнителя сегодня широко известны в музыкальном мире. Билеты на их концерты раскупаются за несколько месяцев, а записи пользуются невероятной популярностью.
Если талантливый 30-летний Юлиан Рахлин часто посещает Москву с разнообразными программами, то Итамара Голана в нашей стране практически не знают. Между тем этот замечательный пианист уже долгое время сотрудничает с ведущими инструменталистами мира, в частности, с Вадимом Репиным, Мишей Майским, Максимом Венгеровым, Шломо Минцем и многими другими. Большую часть своих камерных концертов Итамар Голан проводит в дуэте с Юлианом Рахлиным, причем их ансамбль гораздо больше чем просто дуэт.
Говорит Итамар Голан: «С Юликом у нас, я бы сказал, братские отношения мы дружим 15 лет, 15 лет уже играем вместе »
Юлиан Рахлин воспитанник известного педагога Венской консерватории Бориса Кушнира, а также мэтра скрипичного искусства Пинхаса Цукермана. Международную известность Рахлин завоевал в раннем возрасте, после триумфальной победы на Конкурсе Евровидения в Амстердаме, выиграв приз в номинации «Молодой музыкант года». Помимо активной концертной деятельности Юлиан Рахлин организатор собственных фестивалей, один из которых проходит в хорватском Дубровнике.
Итамар Голан сделал успешную карьеру в США, он с успехом концертирует в ансамблях с известными музыкантами на престижных сценах мира. Примечательно, что оба артиста родом из Вильнюса. Пути-дороги музыкантов разошлись еще с младенческих лет, и все-таки время снова объединило артистов.
Вспоминает Юлиан Рахлин: «Мы когда встретились, конечно, спрашивали «Ты откуда?..», «А ты откуда?..» А оказалось, что мы оттуда же. Но Итамара увезли, когда ему было восемь месяцев, а меня увезли в три года и девять месяцев в Вену. Хотя Вена тогда была транзитом для всех евреев из Советского Союза Вена и Рим ».
Итамар Голан: « а мы через Вену, но прямо в Израиль ».
Юлиан Рахлин: «А потом мы встретились в Вене и в Париже и начали вместе музицировать. В то время я не играл так много камерной музыки. Вернее, камерную музыку я играл, но дуэтный репертуар не играл, и большого опыта не было. А вот через работу с Итамаром я очень многому научился, и для меня он абсолютно феноменальный камерный музыкант. Камерный не в смысле аккомпаниатора, а в смысле солиста с его личной сильной индивидуальностью».
Итамар Голан скромно замечает: «Я должен прибавить: то, что Юлик говорит, очень трогательно, но он всегда любит преувеличивать так что всё надо принять в правильных пропорциях ».
После эмиграции в Вену в конце 70-х годов Юлиан Рахлин настолько проникся духом этой европейской музыкальной столицы, что не мыслит свою жизнь без этого города.
Говорит Юлиан Рахлин: «Итамар живет уже много лет в Париже, конечно, тоже обожает приезжать в Вену, так как мы часто играем в Вене в роскошном зале «Musikverein». Для меня Вена это, по идее, родина. Почти всю свою жизнь я жил в Вене, я этот город очень люблю, люблю уезжать и люблю приезжать. Может, это такой город чтобы любить Вену, надо часто уезжать из нее?».
В программе концерта 7 декабря прозвучали избранные сонаты Бетховена и Пендерецкого. Причем Юлиан Рахлин выступил не только в амплуа скрипача, но и как альтист, исполнив Вторую сонату Брамса. В последнее время Рахлин все чаще выступает и как дирижер, эта сфера деятельности, несомненно, привлекает его.
Юлиан Рахлин: «Я последние два года очень серьёзно начал увлекаться дирижированием. Прежде всего, это огромный процесс развития, потому что, когда я играю скрипичные концерты Бетховена, Сибелиуса, да и любые концерты, так как я сейчас начинаю дирижировать, у тебя всё меняется. Произведение становится другим. Когда ты идешь и знаешь всю партитуру, произведение открывается с другой перспективы. Это большое обогащение музыканта».
Безукоризненная техника, подлинный артистизм и, самое главное, органичное чувство ансамбля все эти качества можно было проследить в игре музыкантов. Центральной частью программы стала Вторая скрипичная соната Кшиштофа Пендерецкого произведение возвышенной лирики и скорби.
Юлиан Рахлин: «Эта самая важная соната XXI века после сонаты Шостаковича. Она эпическая, глобальная, там столько нюансов. Это глубочайшее и монументальное произведение очень напоминает стиль позднего Шостаковича. Однако при этом ясность композиторского языка Пендерецкого здесь очень узнаваема».
В октябре 2012 года в венском Золотом зале Музикферайн Юлиан Рахлин в ансамбле с Янин Янсен и симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса исполнит мировую премьеру Двойного концерта для скрипки и альта с оркестром Кшиштофа Пендерецкого.
А впереди у Юлиана Рахлина и Итамара Голана продолжительные гастроли в Японии, Израиле, Германии и Швейцарии.
Виктор Александров из Большого зала консерватории, специально для радио «Орфей»