Состоялась пресс-конференция Министра культуры РФ Александра Авдеева, посвященная итогам 2011 г. и планам на 2012 г.
«Развитие культуры и искусства это не развитие какой-то области, а развитие интеллекта граждан, их воспитание в духе нашего интернационального общества, нравственных и жизненных ценностей. Финансирование культуры по остаточному принципу привело к кризису нравственности, кризису ценностей.
Сравниваю с Францией: в 2010 году, с началом кризиса, эта страна удвоила расходы на культуру! Справедливости ради отмечу, что бюджет на культуру в России не был уменьшен, а с 2009 по 2011 гг. волевым решением премьера увеличился на 11 процентов. Почти на каждом заседании правительства я докладываю о достижениях. Но нормально культура сможет развиваться, только имея хороший финансовый тыл.
Мы имеем прямое финансирование 78 миллиардов рублей, добавляется еще через «ручейки» в целом это 94 миллиарда. Если сейчас только сохранять культуру необходимо 100 120 миллиардов рублей. А чтобы развивать надо 200 миллиардов.
Помимо недофинансирования, идет процесс износа зданий. Более 40 процентов требует ремонта, 16 процентов срочного капитального ремонта. Я имею в виду учреждения культуры - здания учебных заведений, общежитий, консерваторий, студий, училищ, библиотек, музеев. Нужны качественные музыкальные инструменты. Качество их очень низкое. В последние два года мы стараемся закупать их, но средне-китайского качества».
Далее А.Авдеев по пунктам подвел итоги 2011 культурного года: «30 миллиардов у нас идет на обеспечение деятельности государственных учреждений культуры - театров, музеев, цирков и т.д., 4 миллиарда - на президентские гранты, 3 - на современное искусство и 7,2 - на сохранение и реконструкции памятников культуры».
Одним из главнейших достижений министр считает то, что удалось сохранить трехступенчатую систему художественного образования, что обеспечивает непрерывность обучения: «Детские школы искусств (их 5400) признаны предпрофессиональным звеном образования. Но необходимо: первое - снабдить их приличными инструментами; второе - добиться того, чтобы учителей ДШИ приравняли к учителям начальной школы, т.е. их нагрузка должны быть такой же, как в школе; третье - они должны получить соответствующие льготы (пенсия и т.п.). Мы запросили губернаторов, но многие пока отказались, отговариваясь, что бюджеты не вынесут. Их отговорки нами не принимаются, будем договариваться».
Министерство сохранило и средние художественные школы (при консерваториях, балетные училища и т.п.); сейчас идет борьба за Суздальское художественно-реставрационное училище, которое единственное в России готовит реставраторов. «Именно поэтому, - подчеркнул министр, - мы Гнесинское училище перевели в Гнесинскую академию. Сейчас шум прошел и ясно, что мы спасли его, отправив под надежную финансовую крышу; теперь нет угрозы его полного отделения от Академии».
«В высшей школе мы добились возвращения аспирантуры для художественных учебных заведений, - продолжил министр. Она была в советское время, а теперь нельзя было даже диссертации защитить. Ныне она называется «ассистентура-стажировка».
«Мы отменили необходимость платы за второе художественное образование, а это 5 тысяч долларов в год. Ведь нельзя стать дирижером в 20 лет, а режиссером в 22. Мы добавили магистратуру по сути, это второе бесплатное высшее образование».
А.Авдеев коснулся также вопросов реставрации; по его мнению, один из катализаторов гражданского общества - отношение людей к памятникам культуры, а они в последние годы реагируют на их разрушение очень остро. «На реставрацию памятников в 2011 году ушло столько же, сколько на кинематографию, - 5 миллиардов. В этом году было сдано много восстановленных значимых объектов: Большой театр, Театр Наций, Большой зал консерватории, о котором надо сказать особо. Там была проведена уникальная реставрация всего за год очень качественная, с улучшением акустики и сохранением параметров».
В сфере музыки министр отметил прежде всего Международный конкурс им. Чайковского: «Получилось, что он оказался самым авторитетным в этом году. Его смотрело, считая интернет-трансляцию, 5 миллионов человек. На конкурс мы получили 590 заявок; через четыре года ждем под тысячу. Ведь одно из его условий - организация мирового турне для победителей».
«Мы приняли концепцию долгосрочного развития театрального дела, - продолжил министр культуры. Она была подготовлена совместно с СТД. Но мы сталкиваемся с несовершенством законодательства. Наш репертуарный театр имеет штатную основу, хотя весь мир работает на контрактной. В каждом театре 15-20 процентов это балласт. А молодежь не может найти работу. Мы пойдем (по поручению Путина) по пути ввода аттестации такой, какая существует для педагогов и медработников. Новые же актеры набираются по контракту».
Что касается грантов для театров, музыкальных, хореографических и других коллективов, их число увеличилось: 30 президентских и 36 правительственных.
Далее А.Авдеев коснулся проблем кинематографии. «Острая проблема состоит в том, что идет разрыв между кинематографом и прокатом (а прокат у нас частный). На 75 80 процентов у нас идут американские фильмы. Будем совершенствовать систему кинобилета. Развивать киносеть 225 малых городов получат новые кинотеатры с современным оборудованием, где будут показываться и зарубежные и отечественные фильмы. Четыре-пять хороших российских фильмов на 50 произведенных это хорошо. Звездные фильмы это «Фауст», «Елена», «Жила-была одна баба». Но есть и другие неплохие российские фильмы, которые не попадают в прокат».
Особо министр остановился на ситуации с анимационными и детскими фильмами. «У нас их недопроизводство. В 2011 году на их создание было выделено полмиллиарда рублей; полмиллиарда пойдет и в следующем году».
«Мы придаем большое значение фестивалям. Публике нужно прямое соприкосновение с актером; поэтому мы поддерживаем фестивали, гастроли. Мы не считаем, что фестивали должны быть только крупные, хотя некоторые предлагают не распыляться. Должны быть и крупные фестивали, и региональные».
В международном плане очень удачно, по мнению министра, прошли перекрестные Год Италии-России и Год Испании-России.
- В проекте приказа, который рассматривается в министерстве, - запрет на сцены насилия и т.д. Это цензура?
А.Авдеев: «Это сырой проект для обсуждения. Нам надо уточнить механизмы запретов, которые сочетались бы с демократическим развитием; уточнить, что и как запрещать. Такое есть во всех правовых государствах и странах с развитым гражданским обществом. Эти запреты не должны носить волевого и волюнтаристского характера; они не должны быть политизированы, а должны быть объективны. Нужен диалог с обществом, которое уже и само начинает задумываться, что определенные запреты все же нужны».
- Что готовится к юбилею войны 1812 года?
А.Авдеев: «Мы тратим деньги на то, что соответствует нашей функции на фильмы, спектакли, выставки. Главное событие открытие в первом квартале Музея войны 1812 года в Москве. Выделяются средства на реставрацию музея «Бородинское поле», ряда храмов Русской православной церкви, связанных с историей войны 1812 года, на производство художественного фильма «Василиса Кожина». Будут передвижные выставки. Идет подготовка мемориального конного похода из Москвы в Париж по маршруту русских казаков в 1812 1813 годах. Русская эмиграция в Париже, да и сами французы встретили все наши предложения на ура. Хотя для организации похода надо ещё получить разрешение тех стран, по которым он будет проходить».
- Когда будет поставлен памятник на могиле актера Вячеслава Тихонова?
А.Авдеев: «На него отложено 3,5 миллиона. Выбор памятника деликатная вещь. Он останется за семьей актера. Как только она примет решение мы профинансируем. Будет в Москве памятник Твардовскому но скульптор шел к принятому решению два года».
- Поставят ли в Москве памятник Александру Солженицыну?
А.Авдеев: «Неожиданный вопрос... Существует правило, по которому это может произойти только по истечении десяти лет после ухода человека из жизни. Но если бы был инициатор... В каждом деле бывают исключения. В особых случаях следует отходить давно установившегося законодательства. Так, рассматривается вопрос об установлении мемориальной доски на доме, где жил пианист Николай Петров и где жил его великий дед».