27 декабря в Концертном зале имени П.И.Чайковского прозвучит последняя опера Джузеппе Верди - «Фальстаф». В ее концертном исполнении принимает участие Государственная академическая симфоническая капелла России под руководством Валерия Полянского. Солисты Сергей Топтыгин (бас-баритон), Лариса Костюк (контральто), Леонид Бомштейн (тенор), Михаил Дьяков (баритон), Елена Евсеева (сопрано), Алексей Антонов (бас) и другие.
Под Новый год Госкапелла России традиционно представляет веселые оперные истории (в последние несколько сезонов это были «Сказки Гофмана» Ж.Оффенбаха и «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римского-Корсакова). Новый специальный проект Капеллы Полянского связан с шекспировской пьесой «Виндзорские проказницы», по мотивам которой создана лирическая комедия Джузеппе Верди «Фальстаф».
Концертное исполнение опер одно из главных направлений деятельности Капеллы, традиция, заложенная в 50-е годы основателем оркестра С.Самосудом. Благодаря инициативе В.Полянского российские слушатели познакомились с малоизвестными операми Гречанинова «Сестра Беатриса», Дворжака «Русалка», Верди «Жанна д’Арк», Кюи «Пир во время чумы» и т.д. В сотрудничестве с Московской филармонией Капелла осуществила постановку «Царя Эдипа» Стравинского, в абонементных концертах последних сезонов исполнены все три оперы С.В.Рахманинова, «Чародейка» П.И.Чайковского, «Трубадур» Дж.Верди, «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» А.В.Чайковского и многие другие редкозвучащие оперные партитуры.
На 77-м году жизни Джузеппе Верди взялся за комическую оперу. «Подумали ли Вы об огромной цифре моих лет?» - взывал он к благоразумию либреттиста Арриго Бойто. Однако мысль воплотить в звуках шекспировский сюжет уже не первый год соблазняла самого маэстро. Особенно его привлек трагикомический образ Фальстафа. Сэр Джон, как будто убежденный в собственном превосходстве, презирает своих собутыльников, поучает их и верит в свою неотразимость. Но под спесивой маской вдруг обнаруживаются симпатичные черты: иллюзорность веры в себя, без которой старому ловеласу не прожить, и то, что он совсем нелегко переживает издевки, насмешки и пребывание в корзине с грязным бельем, куда укрылся от ревнивого мужа. Иллюзии развеялись, и, чтобы победить свое одиночество, Фальстаф находит истину в вине. Ловко балансируя на грани насмешки и драматизма, Верди пародирует сам себя! В циничных монологах Фальстафа и ревности Форда лукаво просвечивают образы Яго и Отелло (ранее воплощенные композитором в соответствующей опере). И над всем этим царит безбрежный мир прекрасных мелодий, певучих и экспрессивных.