Мир кино разнообразен. Редкое, авторское, культовое или наоборот коммерческое, мейнстримовое и игровое, авангард, сюрреализм и трэш или ретро, классика и видеоарт. С этого месяца сайт muzcentrum.ru представляет новую ироничную рубрику «Культ’ура экрана», в которой будут публиковаться обзоры фильмов о музыке и музыкантах – как новейших,  так и давно забытых, материалы, посвящённые современной ситуации в кино, мнения, споры, прогнозы, отчёты о фестивалях и горячих премьерах. Ваш гид в этом захватывающем кинопутешествии  -  Елена Кравцун.

 

Душа соула

Фотография - это правда. А кино - это правда 24 кадра в секунду.
Жан-Люк Годар

Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино.
Роман Полански

Уполномочена заявить: кино в моей жизни очень много значит. Редкий вечер обходится без просмотра очередного шедевра, ну или не шедевра – это уж как повезёт. С особенным интересом я отношусь к фильмам о музыке и музыкантах, благо таких за историю существования кинематографа накопилось немало. Ведь согласитесь, что весьма интересно понаблюдать, какие коленца будет выкидывать режиссёр, живописуя биографию заявленного гения. Иногда о правдивости изображаемых реалий и говорить не приходится, тогда фильм может спасти только профессионализм режиссёра и его труппы, однако, есть,  безусловно, шедевры, где и образы и эпоха воссозданы с максимальной точностью. Но на выходе оказывается, что не это главное. Кино как хороший коктейль. Главное – пропорции.

Рэй ЧарльзМоим кредо всегда было: жизнь надо прожить так, чтобы она была достойна Оскара. В этом мы сходимся с первым героем нашей рубрики - Рэем Чарльзом.  «Я не буду жить вечно», — как-то раз сказал он во время интервью. — «Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только — насколько красивой будет моя жизнь». У великого музыканта всё лихо получилось, и доказательством тому  - прекрасное кино с лаконичным названием «Рэй».

Кратко о сюжете: живой и местами забавный байопик о легендарном американском слепом певце, пианисте и композиторе, отце соула Рэе Чарльзе. Время, воссозданное на экране: с 1930 по 1966 годы. Начинается рассказ, как и положено по жанру, с детства, а оно было у нашего героя не из лёгких. Далее по списку: начало музыкальной карьеры, первые опыты в любви и травкокурении, гастроли, записи шедевров и бурные романы, заоблачные контракты и уже наркотики потяжелее, выступления против расизма и  молниеносное вхождение в историю. Собственно, всё и даже больше, чего мы ждём от жизни завзятой звезды, подано в наилучших традициях. 

История создания этой картины поначалу совсем не складывалась. Понадобилось долгих 17 лет, чтобы проект профинансировали. В итоге фильм всё-таки вышел, с лихвой оправдал свой бюджет,  мимоходом ещё и два Оскара отхватил. Рэй был бы доволен, но госпоже смерти было угодно забрать его бессмертную душу вскоре после окончания съёмок.

Воплощать на экране харизму чернокожего музыканта довелось Джейми Фоксу. Для полного вхождения в роль он чего только не делал: и занятия для слепых посещал, и Рэя Чарльза досконально изучал, пока тот ещё был жив, дошёл до того, что на съёмках носил специальный грим, который делал его слепым. В результате в кадре он выглядит максимально органично, до мельчайших подробностей воспроизводя фирменные чарльзовские ужимки. Стопроцентное станиславское «верю». Но главное достоинство игры этого актёра в том, что во всех многочисленных музыкальных эпизодах он играет сам!

Даже скрупулёзному историку музыки будет, на что посмотреть в этом фильме. Множество музыкальных сцен сочно передают звуковую палитру того времени.  Атмосфера импровизации, присущая выступлениям Рэя, цветная публика, выплясывающая такие кульбиты, что невольно сам начинаешь ритмично подпрыгивать в кресле, бархатный, эротичный соул, льющийся с экрана, - всё это стоит того, чтобы услышать и увидеть собственными глазами.  В фильме использованы самые зажигательные хиты Чарльза, вошедшие в топ - листы великих композиций всех времён и народов. Уже начало задаёт ритм: забойный рифф скандальной «What I’d say» сразу же настраивает на нужный лад. Об этой великой песне нужно ещё кое-что сказать: записанная прямо на выступлении, она стала первой композицией, вышедшей за рамки ритм-энд-блюза, взорвала поп-чарты и обернулась предвестником сексуальной революции в 60-х. В саундтрек также вошли: «Mess Around», открывшая Рэю путь к славе, легендарная, исходящая из самых глубин его души,  «I Got a Woman»,  ставшая флагманом нового стиля «соул», классическая «Georgia On My Mind», горячо мною любимая, интимная «I believe to my soul», также написанная во время ссоры с любовницей, хрестоматийная «Hit The Road Jack» и ещё масса качественной музыки. Кстати, в картине раскрывается тайна хита «Unchain My Heart» -  визитной карточки Джо Кокера.  На самом деле её написал Рэй, а Кокер лишь сделал успешный кавер. И это не единичный случай. Рэй Чарльз стал «отцом-вдохновителем» всех крупнейших рок и поп-звезд ХХ века.

Единственное, что немного смущает в этом фильме, так слишком уж детально и даже нудновато прослеженная судьба героя в самом начале пути, занявшая энную долю экранного времени. Частые флешбэки с отсылками к раннему детству и постоянно мерещащийся покойный брат Рэя в какой-то момент начинают откровенно надоедать. Но положение спасает гениальная музыка.

Подводя итоги, фильм смотреть, определённо, стоит и подлинным ценителям джаза, и просто интересующимся музыкой людям. Будет одинаково приятно и тем, и другим.

Жанр: биографическая драма

Режиссёр: Тейлор Хэкфорд

В главных ролях: Джейми Фокс, Керри Вашингтон, Реджина Кинг, Ларенц Тейт

Награды:  «Оскар»  в номинациях «лучший актёр», «лучший звук»

Страна: США

Год: 2004


Для меня очень важно ваше мнение. Имейте в виду:  интересны не только комплементы, но и содержательная критика. С нетерпением жду ваших отзывов на форуме http://forum.muzcentrum.ru/forum1/topic571/.

Вернуться к списку новостей