Эстафету юбилейных  мероприятий, посвященных композитору Софии Губайдулиной в разных городах мира, подхватила Москва. При содействии Московской филармонии в российской столице минувшим вечером стартовал фестиваль музыки Губайдулиной «Софии с любовью».

Музыкальные приношения юбиляру адресуют коллеги-единомышленники, те музыканты, которые питают к ее творчеству особую любовь и благоговение: виолончелист Владимир Тонха, баянисты Фридрих Липс и Иосиф Пуриц, Александр Суслин (контрабас), Валерий Попов (фагот), симфоническая капелла России во главе с Валерием Полянским, а также симфонический оркестр Московской филармонии (дирижер Михаил Агрест).

Кульминацией монографического форума наряду с нечасто исполняемыми опусами Софии Губайдулиной станут семь российских премьер ее сочинений (случай небывалый в истории фестивалей современной академической музыки).

Сама София Губайдулина очень ценит общение с московской публикой, ведь российская столица стала для нее второй родиной:

«Основную часть жизни я прожила в Москве – 40 лет, самых существенных, когда человек имеет средний возраст от 20 до 60. Я очень люблю этот город, я люблю тех людей, которые здесь живут. Именно в Москве сосредоточено очень много таких людей, которые действительно мыслящие, очень чуткие и отзывчивые к искусству. Вот сегодня, например, я была просто поражена такой тишиной в довольно сложном сочинении «Sotto voce». Я думала, что столь приглушённое музыкальное сочинение не должно вызвать такую внимательность, а это вызвало. Потому что пришли люди, которые нуждаются в искусстве подобного рода – искусстве, которое не ставит своей задачей развлечь, а наоборот вовлечь в какую-то внеобыденность, существующую реальность».

Напомню, что концерты фестиваля проходят на ведущих филармонических площадках столицы: в Большом зале консерватории, Концертном зале им. Чайковского, Доме композиторов и новом Камерном зале филармонии. Там вчера и состоялось своеобразная прелюдия фестивального марафона.

Заслуженный деятель искусств России, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов провел концерт цикла «Персона – композитор». Беседы Андрея с Софией Губайдулиной перемежались исполнениями ее сочинений, одно из которых вызвало всеобщий восторг. Речь идет о российской премьере композиции для двух гитар, альта и контрабаса «Sotto voce», что буквально переводится как «Вполголоса».

Сочинение 2010 года посвящено Александру Суслину, сыну композитора Виктора Суслина, с чьей семьей Софию Асгатовну уже много лет связывают теплые творческие узы.

София Губайдулина: «Мы все очень дружим: Виктор Суслин, его жена, но с Александром Суслиным меня связывает не только семейная, но еще и музыкальная дружба. Потому что мы все время встречаемся втроём – Виктор, Александр и я – для того, чтобы импровизировать на инструментах, не принадлежащих к традиционным оркестровым инструментам. И это особый духовный опыт через звучание инструментов, на которых мы не умеем играть,  а только прикасаемся – это как раз и есть тот полушёпот, вполголоса существующее общение.

Александр Суслин обладает редчайшим даром музыкальной изобретательности, музыкой Софии Губайдулиной увлечен с детского возраста  и находит в ней своеобразные озарения:

«Она всегда, как уникальный гений, не повторяется. Она, хоть и использует какие-то похожие тембры и краски, все время умудряется быть непредсказуемой. Естественное явление – каждая волна отличается друг от друга. Вот если в море смотреть, все волны разные, нельзя предвидеть какая точно следующая. Так же и здесь – похожая стихийность…» 

В исполнении композиции «Sotto voce» («Вполголоса») Софии Губайдулиной помимо Александра Суслина приняли участие Андрей Усов (альт) и гитаристы Аркадий Резник и Борис Фокеев. София Губайдулина написала уже второе ансамблевое сочинение с участием гитар.

София Губайдулина: «Гитара меня привлекает не только тем, какие выразительные средства имеет этот инструмент, но, прежде всего, своей интимностью и поразительной глубиной. У них приглушённый, немного тихий звук. Фортиссимо – это не их сфера».

Непривычные приемы звукоизвлечения: глиссандо на гитарах с помощью качаемых движений стаканами на ладах, а также игра наперстками по струнам в сочетании с приглушенными матовыми созвучиями альта и контрабаса, создавали особую мистическую атмосферу.

Фестиваль музыки «Софии с любовью» продлится в Москве до 28 ноября. Сегодня в КЗЧ при участии оркестра Государственной симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского состоятся российские премьеры оркестровых сочинений Губайдулиной: «Свет конца» и опус на сюжет из Апокалипсиса «Всадник на белом коне».

 

Виктор Александров, радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей