В сезоне 2011-12 известный финский композитор и дирижер Эса-Пекка Салонен открывает серию увлекательных концертов-экспедиций в Концертхаусе Дортмунда (Германия). Несколько раз в год вместе с музыкантом любознательным слушателям предоставляется уникальная возможность путешествий в мир музыки композиторов XX столетия. Одна из целей экспедиции функциональный опыт взаимодействия оркестров с дирижером, способность проникновения в звук и активное соучастие в этом процессе музыкантов и публики. Подобный проект созвучен времени и настроениям общества.
В Дортмунде Эса-Пекка Салонен в нынешнем концертном сезоне выступает трижды с разными музыкальными коллективами: Малеровским камерным оркестром, симфоническим оркестром Баварского радио и оркестром Филармония (Лондон), главным дирижером которого Эса-Пекка Салонен является в настоящее время.
Гастроли британского коллектива стали одной из ярких страниц в музыкальной жизни Дортмунда. Эса-Пекка Салонен в работе с любым музыкальным коллективом инстинктивно воспринимает общую оркестровую палитру сочинения, непременно вносит свои веяния и всегда добивается высокого художественного результата. Меня удивило его пристальное внимание к тембрам и фразировке. Маэстро не позволяет музыкантам спонтанных откровений, напротив, всегда присутствует постоянная работа мысли и в то же время удивительный процесс музицирования.
- Господин Салонен, какие перспективы развития музыки композиторов XX столетия Вы видите сегодня?
Эса-Пека Салонен: Я считаю, что музыка Белы Бартока, Игоря Стравинского и Леоша Яначека сегодня недооценена по сути. У нас не хватает знаний о Бартоке, многие не понимают эмоциональной части его музыки. Мы часто думаем о Бартоке как о представителе модернизма, фольклоризма, но не думаем о невероятной выразительной силе его музыки и эмоциональности. Чем чаще я исполняю его произведения, тем больше убеждаюсь, что это один из великих композиторов всех времен. То же самое я могу сказать и о сочинениях Стравинского и Яначека. Исполнение некоторых произведений с использованием мультимедийных технологических средств я считаю одной из будущих современных форм живого концерта.
Первый концерт лондонского оркестра Филармония (Philharmonia Orchestra) открыла Симфониетта Леоша Яначека (произведение было написано в ознаменование VIII спортивного праздника Чехословакии). Символизирующая мощь и независимость чешской республики, музыка Симфониетты поражает гармоническими красотами и тембровой палитрой. Гимническое звучание медной группы оркестра замыкает крайние разделы сочинения.
Эса-Пекка Салонен добился от оркестра удивительной гибкости и сонорности звучания и в архаичной партитуре музыки балета «Весна священная» Игоря Стравинского. Дирижер задавал напряженный тон и высокий эмоциональный градус, требуя от музыкантов предельной отдачи исполнения.
Хлесткие ритмы, магические шорохи и ритуальные элементы можно было проследить и в недавнем сочинении 2009 года Эсы-Пекки Салонена Концерте для скрипки с оркестром (посвящено американской скрипачке Лейле Йозефович). Произведение представляет собой цепь абстрактных эпизодов-состояний: «Мираж» «Импульс 1 и 2» «Прощание».Гигантский состав оркестра, в котором задействованы тамтамы и гонги, еще больше усиливает экзальтирующий смысл мистической партитуры Салонена.
В программе немецких гастролей оркестра Филармония (Лондон) сольную партию в концерте исполнила темпераментная молодая скрипачка из Швейцарии Патриция Копачинская. С этой музыкой артистка буквально сжилась на сцене. Настолько органично Патриция перевоплощалась из одного состояния эпизода в другое, что временами звучание скрипки было сродни человеческой речи. Патриция Копачинская невероятно красива и обаятельна на сцене и в жизни, она играет новую музыку так свободно и искренне, что порой трудно бывает определить ее характерные интерпретации классических произведений скрипичной литературы, которые кажутся подчас новым произведением.
Интервью с Патрицией Копачинской
Виктор Александров: Патриция, среди немалого количества современных скрипичных концертов это сочинение в Вашем репертуаре занимает наверняка особенное место? Концерт Салонена поражает своей универсальностью образов и многоплановостью
Патриция Копачинская: Я недавно выучила этот концерт. И могу сказать, что непредсказуемость исполнения один из очевидных факторов данного опуса Салонена. Когда я учила эту музыку, у меня перед глазами создавались определенные картины. В первой части «Мираж» (Mirage) есть что-то такое цыганское, индийское. Это такой необозримый сплав фольклорных элементов. И все это собрано на неком корабле посреди невероятно огромного океана: все эти волны, движения на фоне попутного ветра. И ты наслаждаешься этими красотами, я порой даже мыслю себя вне сцены в такие моменты. Я считаю, что фольклорная музыка это переживание какого-то простого, но глубоко человеческого чувства. И следующий эпизод концерта «Импульс 1» (Pulse I) ассоциируется у меня с состоянием человека в коме, когда он находится в реанимации между жизнью и смертью. После таких моментов ты способен осознать смысл своего существования. В третьей дерзкой части «Импульс 2» (Pulse II) энергия перехлестывает через край такого позитива эмоций я не встречала ни в одном из скрипичных концертов прошлого. В музыкальную ткань сочинения вкраплены еще и роковые ритмы, что символизирует дико нахальное и сумасшедшее начало. Ну а в музыке финала «Прощание» у меня возникают диалоги с Бартоком, Мессианом и Шимановским. Они мне будто шепчут с небес и посылают прекрасные гармонии и чудодейственную музыку. Вот так я ощущаю природу скрипичного концерта Эсы-Пекки Салонена. Считаю данное исполнение невероятным подарком в моей творческой карьере. Если игнорировать современную академическую музыку, значит, жить вне своего времени и не знать, что происходит на свете. А это абсурдно.
- Патриция, а Вас вдохновляет играть рядом с композитором, тем более, когда он еще выступает и в роли дирижера?
- О, вы знаете, это очень страшно и даже неприятно (смеется). Ты чувствуешь себя постоянно под контролем самого композитора это ужасно
- А что, Вам трудно раскрепоститься?
- Нет я смогла преодолеть этот барьер. Ведь Эса-Пекка Салонен позволял мне абсолютную свободу сольного музицирования. Не было никаких упреков с его стороны. Это очень здорово, когда композитор так относится к своему сочинению и полноценно доверяет артисту свое детище.
- Патриция, ну а ведь если еще раз исполнить этот Концерт, то будет совсем другой результат? Вы склонны к спонтанному музицированию?
- Да, мне это очень близко. Ведь сочинение тем и привлекательно, что можно играть его многократно и открывать каждый раз новые грани музыкального материала. Мне интересно всегда исполнять музыку по нотам, принципиально не люблю играть наизусть. Я стараюсь находить свою свободу именно в чтении нот, в присутствии большого количества музыкальных знаков. В этом я даже ощущаю незримое присутствие композитора.
- Патриция, Вам было приятно участвовать в дортмундском проекте Эсы-Пекки Салонена?
- Конечно! Когда я получила от маэстро приглашение на эти концерты, я просто спрыгнула от счастья с дивана и принялась танцевать (смеется). Я думаю, Эса-Пекке Салонену в его «дортмундских экспедициях» важнее всего было показать людям тот спектр музыки композиторов XX века, которая занимает его душу и интеллект.
Центральным событием экспедиции Эсы-Пекки Салонена стало его незаурядное прочтение одноактной оперы Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (либретто венгерского драматурга Белы Балажа по мотивам пьесы Мориса Метерлинка «Ариана и Синяя Борода»).
В основе темной символистской драмы цепь взаимоотношений молодой красавицы Юдит и ее мужа зловещего старого герцога Синяя Борода, который успел похоронить уже нескольких жен. Его покойные супруги символизируют в опере разные времена суток.
В полусценическом исполнении приняли участие оркестр Филармония (Лондон) под управлением Эсы-Пекки Салонена, а так же солисты: Джон Томлинсон (Герцог Синяя Борода) и Мишель де Янг (Юдит). Визуальная концепция Ника Хиллела, сценическое решение Дэвида Эдвардса, художник по свету Дэвид Холмс.
Виктор Александров (Дортмунд, Германия)