В минувшую субботу на сцене Концертного зала имени Чайковского состоялся один из концертов Российского национального оркестра. Изначально была запланирована программа из симфоний Бетховена и Шостаковича при участии немецкого дирижера Инго Мецмахера, но по причине болезни музыканта пришлось изменять планы и находить быструю замену дирижера.
Кого, как ни Владимира Юровского следовало пригласить за пульт в этот вечер. У маэстро сейчас работы непочатый край в Первопрестольной: полным ходом идут репетиции к «Руслану и Людмиле» на исторической сцене Большого театра, а недавно стало известно о том, что Юровский возглавит ГАСО им. Светланова. Тем не менее, программа привлекла внимание главного дирижера Лондонского филармонического оркестра, и Владимир в кратчайшие сроки провел репетиции с Российским национальным оркестром, предложив собственную версию выбора сочинений.
Помимо Четвертой симфонии Шостаковича прозвучали Пять фрагментов для оркестра, являющиеся эскизами к опальному сочинению композитора, а так же вообще неизвестный в нашей стране опус Бенджамина Бриттена «Русские похороны».
По словам Владимира Юровского, он намеренно включил произведения, ярко отражающие эпоху тоталитарного режима 1930-х годов прошлого столетия:
«Четвертая симфония Шостаковича – это одно из самых крупных и монументальных сочинений симфонической музыки XX века. И в этом году мы отмечаем двойной ее юбилей. Она была написана 75 лет назад и исполнена полвека назад. Поэтому, я постарался оформить программу таким образом, изменив первое отделение естественно, чтобы действительно получилось посвящение Д.Д. Шостаковичу и посвящение той эпохе. Дух 1920-х годов, и вместе с тем надвигающаяся уже эпоха высокого сталинизма, которая как раз приблизительно в то время возникла после XVII съезда и убийства Кирова. Мне кажется, что, скорее, наше нежелание признать трагизм нашей эпохи, и является тем самым опасным фактором, который может заставить историю повториться. Поэтому я настаиваю на том, что симфония не утеряла своей актуальности и что исполнять ее нужно не только потому, что это великая музыка, но и потому, что это продолжает быть своего рода «лакмусовой бумажкой» нашей гражданской совести. Я очень надеюсь, что присутствие этой музыки в наших жизнях сейчас каким-то образом сможет нас уберечь от того, через что прошла страна в 1930-е годы»
Виктор Александров, радио «Орфей»