24 ноября в рамках абонемента «Новое поколение мировых звезд» выступит пианист Эдуард Кунц, ставший этим летом одним из альтернативных героев XIV Международного конкурса имени Чайковского.
Несмотря на то, что Кунц выпускник Московской консерватории, никогда прежде на концертных площадках столицы он не выступал. Надеемся, контракт с Филармонией, которая сразу после конкурса пригласила музыканта стать ее эксклюзивным пианистом, восполнит этот пробел и лучше познакомит с творчеством Кунца. Программа дебютного концерта, на который распроданы все билеты, достаточно символична: вечер откроют аккорды концерта №1 Чайковского.
Специальный корреспондент «Орфея» Екатерина Андреас поговорила с Эдуардом Кунцем накануне его дебютного концерта в Москве об итогах конкурса Чайковского и новых виражах в карьере.
- Эдуард, и все-таки Вы решили сыграть для публики в этом году концерт №1 Чайковского. Расскажите, как изменилась Ваша жизнь после конкурса?
- Изменилась. По-крайней мере, я уже здесь, в Москве. И то, что я буду играть дебют с Национальным филармоническим оркестром это, безусловно, последствия июньского конкурса. Что касается будущих выступлений, то 7-го декабря в рамках «Декабрьских вечеров» я дам сольный концерт в Музее Пушкина, а 13-го декабря мы выступим вместе с Александром Гиндиным, исполним произведения для двух фортепиано Грязнова, Чайковского, Аренского и Рахманинова.
- На следующий день после II-го тура Вам предложили стать артистом Yamaha. Какие преимущества для Вас это открывает?
- Могу сказать, что Yamaha всегда были моими любимыми роялями. Я взаимодействовал с Yamaha и в Англии, они ставили мне инструменты на все концерты, поэтому это совершенно естественное продолжение нашего сотрудничества. В 2005 году я получил премию от музыкального фонда Yamaha Music Foundation. Сейчас, когда я признан артистом Yamaha официально, в зале любой страны мира, где я играю, я могу поставить именно тот рояль, который хочу. На завтрашний концерт заявлена Yamaha, также это касается декабрьских выступлений. Теперь все стало просто.
- Если посмотреть на Вашу биографию, создается впечатление, что на протяжении последних десяти лет Вы постоянно участвовали в конкурсах. Что ни год, то конкурс
- Моя конкурсная карьера по многим причинам уже завершена. В этом году Конкурс Чайковского был последним моим конкурсом, теперь я могу сказать об этом точно. После этого я планировал еще принять участие в Кливлендском конкурсе, но уже никуда не поехал. Всему свое время. Сейчас я буду заниматься только музыкой, больше никаких конкурсов.
- В этом году на конкурсе впервые была использована разработка американского математика. Я имею в виду компьютерную программу Score of Harmony, исключающую личные мотивировки в принятии решений. Вы предложили как-то чистую «систему» голосования, поясните, что это?
- Ни о какой именно системе я не говорил. Вообще система это плохое слово. Система может быть в математике, в музыке система неуместна. Тем не менее, чистая система, как мне кажется, может быть только одна. Она заключается в том, что когда член жюри ставит на листке балл, он сразу показывает его в камеру. Тогда становится понятно, кто какие баллы поставил. Если его спрашивают почему, он может сразу это объяснить.
- После окончания Московской Консерватории в классе Андрея Борисовича Диева Вы продолжили свое образование в Англии, где попали в класс Нормы Фишер. В связи с чем все это произошло?
- Я не столько попал, сколько к ней поехал. За год до моего поступления я играл на конкурсе в Голландии, который выиграл. В жюри этого конкурса была Норма Фишер. Мы стали общаться и в течение года колледж не только пригласил меня, но и предоставил стипендию, которая покрывала все расходы на учебу и проживание. Иначе я бы в тот период совсем не смог учиться. Это было то предложение, от которого не отказываются.
- А в российском музыкальном образовании Вы заметили какие-то перемены?
- Конечно, я вижу, что дела в нашей Консерватории становятся уже лучше, но, к сожалению, молодым студентам пока трудно найти элементарную возможность выступать публично. В Англии есть институт поддержки молодых музыкантов, который предоставляет возможности играть больше. Все-таки концерты, как часть образования, очень важны, поскольку в конечном итоге ты все равно делаешь то, что студенческие годы в России практически не делал. Когда я заканчивал Московскую консерваторию, передо мной стоял вопрос о том, что делать, если я буду оставаться.
- Вы как-то сказали, что в произведении Вы играете свои переживания, а не композитора, то есть мир композитора Вас не интересует. Но разве можно игнорировать тезисы, которые прежде сформулировал автор?
- Вся музыка написана не о каких-то фактах. Самая гениальная музыка написана о любви. Я не игнорирую жизнь композитора, я просто не могу ее понять. Да, я могу прочитать книжку, сверить даты, но почувствовать как человек жил, я не могу. Моя жизнь это единственная жизнь, которую я могу прожить.
- Критики неоднократно высказывалась, что во время выступления Вы создаете «новейший образ рояля». Вы согласны с этим сравнением? Что это означает для Вас лично?
- Я согласен, но я не знаю, что это означает (смеется). Новое поколение всегда создает что-то новое. Однако я могу сказать следующее о том, чем я занимаюсь: если в течение того часа, что я играю на сцене, люди могут стать чуть-чуть лучше, очистить свою душу и молча посидеть на одной сцене, я очень рад. Сейчас вообще редкость, чтобы люди могли посидеть час на одном месте, а на концертах можно подумать о дружбе, любви и о тех вещах, которые редко получается почувствовать в обычной жизни. Это главная цель и моя миссия.
- Не так давно журнал BBC Magazine назвал Вас одним из лучших музыкантов будущего, Вы спокойно отреагировали?
- В биографии это, конечно, пишется и прекрасно выглядит. Ко всему, что пишут, я отношусь с дистанцией. Потому что это не то, что я делаю. Пишут хорошо или плохо, - это делают люди. То, что делаю я, заключается в том, что я выхожу на сцену и играю на рояле.
- Вы ведь давно в контакте с BBC: записывали диски, выступали с их оркестрами, Вас там знают
- У компании BBC есть особенная программа, которая в течение полутора-двух лет позволяет тебе сыграть со всеми оркестрами BBC, которых семь. Также программа дает возможность сыграть на всех фестивалях, каждый концерт (сольный или с оркестром) записывается для радио. Поэтому я записал восемь концертов и восемь часов музыки из сольного репертуара для эфира. Это был очень насыщенный и интересный период, но наше сотрудничество было закончено в 2006 году, потому что всегда приходят новые музыканты.
- Расскажите об еще одном направлении Вашей деятельности мастер-классах для молодых музыкантов?
- С удовольствием. До этого меня много раз приглашали, но я не видел в этом смысла. С недавних пор, буквально в последний этот год я увидел с практической стороны то, что я могу очень сильно помочь. Мне кажется, что задача мастер-класса это вещь особенная, потому что здесь нужно помочь в короткий срок. Конечно, во время занятий есть аудитория, кому-то еще это может быть интересно, но самое главное сделать для музыканта вещь яснее, показать какие-то принципы, которые не только сегодня или завтра будут ясными, а которые он сможет вообще применять в течение своей творческой жизни. Это, конечно, отнимает много сил, но мне это нравится, потому что я вижу, что я помогаю. Все-таки я имею опыт преподавания и личный, и еще недавний собственный, когда я получал знания от кого-то. Поскольку разница в возрасте у нас не такая большая, я еще помню, как сам решал эти проблемы. В целом, когда я вижу результат, я понимаю, что в этом есть смысл. В том году у меня была серия мастер-классов в Румынии, которая прошла с огромным успехом, мы будем это повторять. Только что у меня прошли мастер-классы в Америке, еще пройдут в Испании, Италии, Германии. Это какая-то новая для меня сфера, которую я хочу параллельно исследовать.
- Хороший учитель это в некоторой степени родитель. Может быть, такая потребность в педагогике это подсознательное желание завести семью?
- Да, могу понять, о чем Вы говорите. Если описывать обычный трудовой день нашей профессии, то ты утром приезжаешь в отель, идешь в концертный зал, репетируешь и возвращаешься. Ты все время можешь быть один, потому что занимаешься самостоятельно и ни с кем не связан. Дай Бог, будет какая-то встреча после концерта. Естественно, педагогический аспект творческой деятельности это еще и общение. Поэтому да, я соглашусь с Вами, мастер-классы возникли не только потому, что я люблю это, но еще и потому, что это дает двустороннее общение.
- Прежде Вы обходили стороной творчество Шопена. Сейчас Вы его «потрогали», и как он?
- «Потрогал» и могу сказать, что Шопеном надо заниматься. В его музыке все время что-то новое открываешь, что-то сложно сыграть. Все время было как-то очень трудно себя заставить. Действительно, не так давно на фестивале в Америке я впервые играл целое отделение Шопена. Мне понравилось, буду играть дальше.
- Вы никогда не выступали с российскими дирижерами. Есть ли у Вас какие-то предпочтения?
- В настоящее время в России есть огромное количество потрясающих лидеров. Не буду называть конкретных имен, но есть несколько дирижеров, с которыми я мечтал бы выступить, и, видимо, получится. Будем смотреть. Будем надеяться.
Материал подготовила специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас