Миранда Джулай американская Рената Литвинова, но только еще более отстраненная, еще менее навязчивая и охватывает шире. Писательница и мультимедийная художница она же видная фигура независимого американского кино и весьма любопытная перформансистка с доброй концептуальностью в основе. Интересность Миранды Джулай заключается в том, что она берет извечные общечеловеческие вопросы, которыми каждый хоть раз озадачивается в жизни (к примеру, о том же будущем) и весьма занятно, изящно и стильно их обыгрывает, будь то кино, видеоарт или интерактивный он-лайн проект.
«Будущее» вторая полнометражная работа Джулай в кино метафорическая картина, к которой доходишь, спустя часы, дни, недели и месяцы; из тех, что содержат в себе как будто несколько энергетических оболочек пробраться к следующей можно только преодолев предыдущую. Фильм на очень узкую аудиторию, и если на любителя то заведомо непредубежденного и восприимчивого. Чего не стоит ждать от «Будущего» Мирнады Джулай так это катарсиса и просветления. Что надо знать так то, что кино довольно депрессивное и сугубо женское, не в том смысле, что для женской аудитории, но размышляющее с женской позиции. Если это именно то, чего вы не жалуете, то фильм вам, скорее всего, не понравится, хотя, следуя личному опыту, думается, спустя время, вы его оцените и даже полюбите.
Всем известную банальную озабоченность собственным будущим на пороге кризиса среднего возраста Миранда Джулай завуалировала столь искусно, что многие тут же бросились искать всевозможные подтексты и высшие смыслы, вдаваясь в детали сюжета и концентрируясь на стилистических аллегориях в картине. Никаких высших смыслов, которые были бы всерьез важны, здесь, увы, нет. Вся художественная фактура фильма исключительно самобытная манера самой Джулай эстетствовать. Кино отчасти даже бессюжетное, потому как сюжет здесь нужен лишь для того, чтобы фильм состоялся, и получилось действительно кино, а не перформанс.
Но тем не менее В центре истории молодая пара, которая в один прекрасный день осознает, что им уже по тридцать пять, логично рассуждает, что еще через пять им будет по сорок, а в их жизни до сих пор ничего яркого, выдающегося или эйфоричного так и не произошло и едва ли произойдет. Бытность их стабильна и однообразна, а будущее предсказуемо, и в этом, судя по всему, его главная безотрадность. Софи и Джейсон своеобразные архетипы нынешнего потерянного поколения: они в меру оригинальны, но безмерно инфантильны, живут по богемному роскошно и по богемному небрежно, устроены, но не удовлетворены, амбициозны, но бездеятельны; встречаются четыре года, и оба убеждены, что это довольно внушительный срок. Похоже, кризис среднего возраста настигает героев раньше самого среднего возраста именно потому, что все у них слишком благополучно у каждого есть хорошая работа, любимый человек (глядя на фильм Джулай, понимаешь, почему в Америке они предпочитают более ёмкое «partner»), независимость и бездна свободного времени для подобного рода депрессий. В поисках хоть каких-то свежих переживаний они решают взять из приюта больного кота, спонтанно бросают прежнюю деятельность и озадачиваются новыми призрачными «проектами». Она усердно танцует перед веб-камерой, он записывается добровольцем по защите окружающей среды, предлагая обывателям покупать деревья. Всё это они проделывают с такой лёгкостью, видимо, тоже потому, что крепко уверены в том, что она всегда сможет вернуться в свой балетный класс, а он надеть наушники и снова консультировать пользователей по вопросам эксплуатации техники.
Действие фильма вписано в промежуток тридцать дней: именно столько времени необходимо больному коту Пау-Пау (от англ. «paw» «лапа») находиться в лечебнице под наблюдением докторов. За этот период сам кот становится, если не указующим перстом, то неким сверхсознанием; по крайней мере, с тех пор самые умные суждения исходят из «уст» Пау-Пау, а глубокомыслия даже вдвоем Софи и Джейсон не смогли бы у него позаимствовать. Параллельно мы, конечно, понимаем, что никто в наши дни не стал бы его усыплять уже на следующий день после того, как за ним не пришли забывчивые хозяева, да и в силу своего природного естества, едва ли всего за несколько часов знакомства он привязался к бы ним столь сильно, чтобы весь оставшийся месяц ждать заветного дня воссоединения.
Кстати, об умных мыслях Потому как далее Миранда Джулай в своем остро специфическом стиле всецело фокусируется на личном кризисе, причем преимущественно в его женском проявлении, что делает фильм практически невозможным для комфортного просмотра. Всё это очень субъективно, и может лишь восприниматься как художественный акт или не восприниматься как таковой.
Самую гипотетически интересную мысль изрекает, конечно же, Пау-Пау, но уже посмертно. А до того Джейсон привязывается к допотопному чудаковатому старичку, который на досуге чинит нехитрую бытовую технику и сочиняет скабрезные стишки для жены по любому мало-мальски праздничному поводу. На срок совместной жизни Джейсона и Софи в четыре года старичок многозначительно замечает: «Четыре года это только начало где-то середина начала». «С моей женой мы знакомы 62 года, а женаты всего 60 лет», причем произносит это с такой интонацией, как если бы день их знакомства и женитьбы разделял добрый десяток, не менее. И продолжает: «В начале всегда трудно, потому что каждый из вас может совершить что-нибудь непоправимое, но главное это пережить и дальше непременно будет легче ».
В финале картины уже с того света мудрый Пау-Пау открывает нам тайну, что оказывается «жизнь это только начало», а значит, проводя незатейливую параллель, надеяться на то, что станет легче, не приходится
Мария Юрченко