ИТАР-ТАСС18, 19, 20, 23, 24 и 25 ноября в Большом театре, на обновленной исторической сцене, состоятся премьерные спектакли балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» в новой хореографической редакции и постановке Юрия Григоровича (хореография Мариуса Петипа). Дирижер-постановщик спектакля - Василий Синайский; сценография – Эцио Фриджерио; художник по костюмам – Франка Скуарчапино; художник по свету – Виничо Кели.  В спектакле занята практически вся труппа и почти все первые артисты. Партию Принцессы Авроры танцуют Светлана Захарова, Нина Капцова, Светлана Лунькина, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина. В партии Принца Дезире заняты американский премьер Большого Дэвид Холберг, Александр Волчков, Руслан Скворцов, Николай Цискаридзе, Семен Чудин и Артем Овчаренко.

16 ноября состоялась первая сценическая репетиция спектакля (под аккомпанемент рояля); а перед ней для журналистов в Белом фойе был устроен брифинг, на котором они получили ответы на интересующие их вопросы.

- Кто будет танцевать  главные партии на премьере?

Сергей Филин, руководитель балета Большого театра: «Светлана Захарова и Дэвид Холберг. Николай Цискаридзе и Мария Александрова  танцуют четвертый спектакль».

- Холберг до этого танцевал в «Спящей красавице»?

С.Филин: «Холберг знает «Спящую», но наш спектакль несколько отличается по стилю и хореографии».

- Насколько в нем сохранена хореография Петипа?

С.Филин: «Это вопрос к Григоровичу. Но это очень красивый спектакль. Одной из наших главных задач было перенести эту хореографию на обновленную историческую сцену. Большинство балетных артистов пока не ощущают новую сцену. Педагоги-репетиторы проделали огромную работу. Артисты кордебалета – визитная карточка театра -  танцуют блестяще».

- Чем эта постановка отличается от прежней?

С.Филин: «Здесь новые декорации и костюмы; в хореографии изменения незначительны».

- Удобно ли было репетировать в репетиционных залах? Не скользили ли артисты, не стукались ли балерины головами о потолок?

С.Филин: «Мы начали репетировать с 1 сентября. Каждая репетиция сопровождалась какими-то проблемами, просьбами артистов что-либо изменить. Например, Захаровой постелили второй линолеум, так как первый  был для нее слишком скользкий. Изначально пол был серого цвета – оказалось, это не очень удобно, в нем отражался живой свет. Поменяли на черный. На верхней сцене репетировали огромное количество часов. Она в точности повторяет параметры основной сцены. Очень комфортна, там есть и «партер» - четыре зрительских ряда, на которых сидят педагоги, художники, не занятые в сцене артисты. Надеюсь, что 18-го мы увидим очень сильный, красивый спектакль. Сегодня  он уже исполняется на очень высоком уровне».

- Что привнесло в спектакль участие Холберга?

С.Филин: «Увидим 18-го. Дэвид стал таким же артистом Большого, как и все остальные. Светлане Захаровой было предложено на выбор шесть кандидатов. Она сказала: «Если возможно, я буду танцевать с Холбергом» - и вопрос был решен. С первой же репетиции стало понятно, какой это красивый, органичный дуэт. Репетиторы Семеняка и Ветров получили большое удовольствие от работы с ними. Захарова и Холберг слышат друг друга, они сразу стали находить интересные краски. Они уважительно друг к другу относятся – надеюсь, все это будет видно».

- Как вы привыкаете к стилю Большого театра?

Д.Холберг: «Для меня классический балет – это классический балет. Когда я танцую, я привношу что-то свое, но я очень уважаю традиции, а быть частью труппы Большого театра для меня огромная честь».

- Как бы выразили свое ощущение перед премьерой?

Д.Холберг: «Большой театр для меня – краеугольный камень в моей карьере плюс 11 лет собственного опыта. Я очень жду премьеры».

- Как вы ощущаете себя в роли принца?

Д.Холберг: «Очень естественно. Тем более рядом с Захаровой – ведь она прима ассолюта. Я не раз был принцем – и в «Лебедином озере», и в «Спящей красавице».  Мне очень нравится быть принцем».

- Перешли ли вы уже определенный рубеж, оказавшись в Большом?

Д.Холберг: «Я был очень счастлив предложению. Чтобы принять решение, мне пришлось пойти на некоторые жертвы, ведь я живу в Нью-Йорке. Но я не мог отказаться от такой чести. Каждый день  привыкаю к чему-нибудь новому. Уже начал привыкать и к стилю Большого, и даже к  походам в продуктовый магазин».

- (К Светлане Захаровой). Почему из шести кандидатов вы выбрали  именно Холберга?

Светлана Захарова: «Я не выбирала. Нас просто соединили.  И все педагоги на репетиции сразу сказали: подходит! Мой постоянный партнер Андрей Уваров закончил свою сценическую карьеру. Дэвид, конечно, не может его заменить, так как Уваров – это русская школа. Но я считаю, что Дэвид  очень достойно представляет Большой».

- Вам довелось танцевать на старой сцене, сейчас вы вернулись на нее, обновленную. И как?

С.Захарова: «У Большого театра сейчас очень сложный период. Этот год будет сложный. Всё другое. Но гала-концерт показал, что  всё получится».

- Вы танцевали Автору в разных постановках. Эта героиня чем-то отличается?

С.Захарова: «У нас ничего не меняется.  Всё как было.  Единственное – костюмы, декорации. Я много лет танцую Аврору. Но сейчас – как первый раз. Если в «Лебедином озере» можно станцевать два образа, то для меня в «Спящей красавице» - три образа Авроры. Это хореографически тяжелый спектакль».

- Как вам удалось так быстро после рождения ребенка войти в форму?

С.Захарова: «Для этого нужны желание, труд, воля».

- Как вы общаетесь с Дэвидом?

С.Захарова: «Нормально, на «международном» английском языке. Язык балета всем понятен. Мы понимаем друг  друга с полуслова. Здесь гениальная музыка – от нее и идем».

- (К художнику спектакля Эцио Фриджерио). Какова концепция декораций?

Эцио Фриджерио: «Неожиданный вопрос. Декорации задуманы как продолжение пространства самого театра. Я думал о том, что  спектакль пойдет в рамках открытия исторической сцены.  Он представляет собой историю любви и смерти, которая разворачивается в залах дворца XVII века, в театре той эпохи. Декорации  повторяют двор Короля-Солнца. Я уже не раз делал «Спящую красавицу», в том числе и с Григоровичем в 1996 году в Театре Карло Фениче. Делал ее и в Ла Скала».

- (К Василию Синайскому, главному дирижеру театра и дирижеру-постановщику спектакля). Услышим ли мы большой стиль оркестра Большого театра?

Василий Синайский: «Партитура Чайковского настолько богата красками, насколько разнообразна, что дает возможность оркестру показать себя. Новая акустика улучшает звучание. Это именно большой стиль».

- Что вы еще скажете об акустике?

В.Синайский: «Еще до открытия сцены мы пробовали, как звучат отдельные группы инструментов, фортепиано, певцы.  Есть точки лучше, точки хуже. Но в целом звук стал более объемным. Бетон, который сейчас удален, сковывал звук, делал его более жестким».

- Много ли молодых музыкантов в оркестре?

В.Синайский: «Очень много. Кто-то играет уже года три, мы пробуем, идет процесс.  В декабре у нас конкурс в оркестр. Все очень живо».

- Что вы скажете об оркестровой яме?

В.Синайский: «Она очень большая. Опробована уже в концерте, в «Руслане и Людмиле». Главное, она дает возможность оркестру играть тихо».

На черновой репетиции в зале к журналистам обратился Юрий Григорович: «Мы реставрируем балет. Артисты отлично знают весь балет. Но там где новая техника – там всегда трудности, так было в новой Опера Бастий, в реставрированном Ла Скала. Мы сегодня репетируем с 10-и утра и будем работать всю ночь – так складывается: то софит не туда светит, то компьютер не срабатывает, много проблем с техникой. Но люди работают замечательно. Оркестр играет великолепно. Декорации удивительные».

Вернуться к списку новостей