18, 19, 20, 23, 24 и 25 ноября в Большом театре, на обновленной исторической сцене, состоятся премьерные спектакли балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» в новой хореографической редакции и постановке Юрия Григоровича (хореография Мариуса Петипа). Дирижер-постановщик спектакля - Василий Синайский; сценография Эцио Фриджерио; художник по костюмам Франка Скуарчапино; художник по свету Виничо Кели. В спектакле занята практически вся труппа и почти все первые артисты. Партию Принцессы Авроры танцуют Светлана Захарова, Нина Капцова, Светлана Лунькина, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина. В партии Принца Дезире заняты американский премьер Большого Дэвид Холберг, Александр Волчков, Руслан Скворцов, Николай Цискаридзе, Семен Чудин и Артем Овчаренко.
16 ноября состоялась первая сценическая репетиция спектакля (под аккомпанемент рояля); а перед ней для журналистов в Белом фойе был устроен брифинг, на котором они получили ответы на интересующие их вопросы.
- Кто будет танцевать главные партии на премьере?
Сергей Филин, руководитель балета Большого театра: «Светлана Захарова и Дэвид Холберг. Николай Цискаридзе и Мария Александрова танцуют четвертый спектакль».
- Холберг до этого танцевал в «Спящей красавице»?
С.Филин: «Холберг знает «Спящую», но наш спектакль несколько отличается по стилю и хореографии».
- Насколько в нем сохранена хореография Петипа?
С.Филин: «Это вопрос к Григоровичу. Но это очень красивый спектакль. Одной из наших главных задач было перенести эту хореографию на обновленную историческую сцену. Большинство балетных артистов пока не ощущают новую сцену. Педагоги-репетиторы проделали огромную работу. Артисты кордебалета визитная карточка театра - танцуют блестяще».
- Чем эта постановка отличается от прежней?
С.Филин: «Здесь новые декорации и костюмы; в хореографии изменения незначительны».
- Удобно ли было репетировать в репетиционных залах? Не скользили ли артисты, не стукались ли балерины головами о потолок?
С.Филин: «Мы начали репетировать с 1 сентября. Каждая репетиция сопровождалась какими-то проблемами, просьбами артистов что-либо изменить. Например, Захаровой постелили второй линолеум, так как первый был для нее слишком скользкий. Изначально пол был серого цвета оказалось, это не очень удобно, в нем отражался живой свет. Поменяли на черный. На верхней сцене репетировали огромное количество часов. Она в точности повторяет параметры основной сцены. Очень комфортна, там есть и «партер» - четыре зрительских ряда, на которых сидят педагоги, художники, не занятые в сцене артисты. Надеюсь, что 18-го мы увидим очень сильный, красивый спектакль. Сегодня он уже исполняется на очень высоком уровне».
- Что привнесло в спектакль участие Холберга?
С.Филин: «Увидим 18-го. Дэвид стал таким же артистом Большого, как и все остальные. Светлане Захаровой было предложено на выбор шесть кандидатов. Она сказала: «Если возможно, я буду танцевать с Холбергом» - и вопрос был решен. С первой же репетиции стало понятно, какой это красивый, органичный дуэт. Репетиторы Семеняка и Ветров получили большое удовольствие от работы с ними. Захарова и Холберг слышат друг друга, они сразу стали находить интересные краски. Они уважительно друг к другу относятся надеюсь, все это будет видно».
- Как вы привыкаете к стилю Большого театра?
Д.Холберг: «Для меня классический балет это классический балет. Когда я танцую, я привношу что-то свое, но я очень уважаю традиции, а быть частью труппы Большого театра для меня огромная честь».
- Как бы выразили свое ощущение перед премьерой?
Д.Холберг: «Большой театр для меня краеугольный камень в моей карьере плюс 11 лет собственного опыта. Я очень жду премьеры».
- Как вы ощущаете себя в роли принца?
Д.Холберг: «Очень естественно. Тем более рядом с Захаровой ведь она прима ассолюта. Я не раз был принцем и в «Лебедином озере», и в «Спящей красавице». Мне очень нравится быть принцем».
- Перешли ли вы уже определенный рубеж, оказавшись в Большом?
Д.Холберг: «Я был очень счастлив предложению. Чтобы принять решение, мне пришлось пойти на некоторые жертвы, ведь я живу в Нью-Йорке. Но я не мог отказаться от такой чести. Каждый день привыкаю к чему-нибудь новому. Уже начал привыкать и к стилю Большого, и даже к походам в продуктовый магазин».
- (К Светлане Захаровой). Почему из шести кандидатов вы выбрали именно Холберга?
Светлана Захарова: «Я не выбирала. Нас просто соединили. И все педагоги на репетиции сразу сказали: подходит! Мой постоянный партнер Андрей Уваров закончил свою сценическую карьеру. Дэвид, конечно, не может его заменить, так как Уваров это русская школа. Но я считаю, что Дэвид очень достойно представляет Большой».
- Вам довелось танцевать на старой сцене, сейчас вы вернулись на нее, обновленную. И как?
С.Захарова: «У Большого театра сейчас очень сложный период. Этот год будет сложный. Всё другое. Но гала-концерт показал, что всё получится».
- Вы танцевали Автору в разных постановках. Эта героиня чем-то отличается?
С.Захарова: «У нас ничего не меняется. Всё как было. Единственное костюмы, декорации. Я много лет танцую Аврору. Но сейчас как первый раз. Если в «Лебедином озере» можно станцевать два образа, то для меня в «Спящей красавице» - три образа Авроры. Это хореографически тяжелый спектакль».
- Как вам удалось так быстро после рождения ребенка войти в форму?
С.Захарова: «Для этого нужны желание, труд, воля».
- Как вы общаетесь с Дэвидом?
С.Захарова: «Нормально, на «международном» английском языке. Язык балета всем понятен. Мы понимаем друг друга с полуслова. Здесь гениальная музыка от нее и идем».
- (К художнику спектакля Эцио Фриджерио). Какова концепция декораций?
Эцио Фриджерио: «Неожиданный вопрос. Декорации задуманы как продолжение пространства самого театра. Я думал о том, что спектакль пойдет в рамках открытия исторической сцены. Он представляет собой историю любви и смерти, которая разворачивается в залах дворца XVII века, в театре той эпохи. Декорации повторяют двор Короля-Солнца. Я уже не раз делал «Спящую красавицу», в том числе и с Григоровичем в 1996 году в Театре Карло Фениче. Делал ее и в Ла Скала».
- (К Василию Синайскому, главному дирижеру театра и дирижеру-постановщику спектакля). Услышим ли мы большой стиль оркестра Большого театра?
Василий Синайский: «Партитура Чайковского настолько богата красками, насколько разнообразна, что дает возможность оркестру показать себя. Новая акустика улучшает звучание. Это именно большой стиль».
- Что вы еще скажете об акустике?
В.Синайский: «Еще до открытия сцены мы пробовали, как звучат отдельные группы инструментов, фортепиано, певцы. Есть точки лучше, точки хуже. Но в целом звук стал более объемным. Бетон, который сейчас удален, сковывал звук, делал его более жестким».
- Много ли молодых музыкантов в оркестре?
В.Синайский: «Очень много. Кто-то играет уже года три, мы пробуем, идет процесс. В декабре у нас конкурс в оркестр. Все очень живо».
- Что вы скажете об оркестровой яме?
В.Синайский: «Она очень большая. Опробована уже в концерте, в «Руслане и Людмиле». Главное, она дает возможность оркестру играть тихо».
На черновой репетиции в зале к журналистам обратился Юрий Григорович: «Мы реставрируем балет. Артисты отлично знают весь балет. Но там где новая техника там всегда трудности, так было в новой Опера Бастий, в реставрированном Ла Скала. Мы сегодня репетируем с 10-и утра и будем работать всю ночь так складывается: то софит не туда светит, то компьютер не срабатывает, много проблем с техникой. Но люди работают замечательно. Оркестр играет великолепно. Декорации удивительные».