В Мультимедиа Арт Музее на Остоженке сегодня открываются две роскошные фотовыставки, посвященные русскому балету. Первая из них выставка работ знаменитого глянцевого фотографа Владимира Фридкеса, рассказывающая о последних десяти днях жизни Большого театра перед реконструкцией. Вторая экспозиция представляет специальный проект «Dance in Vogue», включающий в себя многочисленные «танцевальные» фотографии, сделанные за 13 лет существования русского журнала Vogue.
«Владимир Фридкес. Десять Дней До »
9 ноября 15 января
Владимир Фридкес работает в области модной фотографии и является единственным российским фотохудожником, делавшим обложку журнала Vogue. На его счету ряд престижных наград премия «Серебряный венок», национальная премия моды и стиля в области фотографии «Астра», премия фестиваля «Мода и стиль в фотографии», а также участие в биеннале современного искусства в Лионе (Франция) и биеннале в Австралии. С 1995 года и по сей день фотограф Владимир Фридкес входит в группу медиахудожников AES +F. В настоящее время он сотрудничает с журналами Vogue, Harper`s Bazaar, ELLE, Marie Claire, Cosmopolitan, Sunday Times Style и другими изданиями.
Серия снимков, представленных на выставке, родилась неожиданно и была сделана, что называется, «для себя».
Когда в 2005 году я узнал: что Большой театр закрывается на реставрацию, я понял, очень чутко осознал, что все эти доски, лестницы, прошарканные сотнями тысяч, может быть, миллионами зрителей, занавес, который поднимался и опускался сотню тысяч раз, все это, включая советскую символику, уйдет. Уйдут навсегда живущие здесь кошки, уйдет запах. Может быть, они вернутся, может быть нет, но это будут другие кошки. В этом новом старом театре уйдет тот старый дух, сменившись на новый, и начнется новая История.
Фотографии, созданные за десять дней до начала грандиозной реконструкции Большого в 2005 году, сегодня являются уникальным свидетельством уходящей эпохи Старого Большого Театра. Сегодня на наших глазах рождается новая история Большого, где трансформирующаяся сцена позволяет воплотить любой режиссерский замысел, а между подземным концертным залом и пятью историческими ярусами курсируют панорамные лифты. Удобный, роскошный и феноменально оснащенный современный театр именно таким запомнит его будущее поколение. И тем большую историческую ценность обретает художественно осмысленная и в то же время документальная фотография старого имперского «храма искусств».
Я никогда не снимал балет и не знаю, как танцовщики должны выглядеть «правильно» Я просто бродил с камерой и сканировал пространство. И я понял, что театр это целый организм. Так я и старался на него смотреть.
Объектив Владимира Фридкеса улавливает фрагменты театрального действия, где на сцене существуют два мира, разделенные тонкой декорацией. Он снимает актеров перед выходом и служащих театра, которые этот выход готовят. Наконец, он рисует грандиозные сценические конструкции, обнажившиеся со снятием занавеса.
В общем, получилось, что я туда ходил как на работу 10 дней. В последний день сняли занавес и театр закрылся. И цифра 10 для меня стала символичной.
На выставке будут представлены 61 фотография, девять из которых вошли в торжественный фотоальбом «Большой», выпущенный к открытию главного театра страны.
«Dance in Vogue»
9 ноября 15 января
Журнал Vogue выпустил специальный номер «Dance in Vogue», приуроченный к открытию исторической сцены Большого театра. Коллекционное издание включает в себя многочисленные «танцевальные» фотографии, сделанные специально для русского журнала Vogue за последние 13 лет.
9 ноября в Музее «Московский Дом фотографии» откроется одноименная экспозиция, представляющая более 120 работ великих мировых фотографов от барона де Мейера до Хорста, от Сесила Битона до Ричарда Аведона, от Хельмута Ньютона до Артура Элгорта. Лишь часть представленных снимков вошла в печатное издание.
Русский Vogue с момента своего выхода уделял теме танца огромное внимание. Это естественно, потому что во всем мире именно русский балет стал символом балетного искусства и эталоном танцевального перфекционизма. Без постановок Мариуса Петипа, без «Русских сезонов» Сергея Дягилева, без хореографии Джорджа Баланчина невозможно представить ни балетный, ни модный ландшафт XX века.
«Между модой и балетом всегда существовало мощное притяжение, которое часто перерастало в страсть. Но самым главным романом века был роман балета и модной фотографии. Примы-балерины становились законодателями светской моды, модные дизайнеры искали вдохновение в работах великих хореографов, художники балетных спектаклей рисовали костюмы для дефиле, великие модельеры оформляли балеты. Русский Vogue с момента своего выхода уделял теме танца огромное внимание. Основная задача проекта DANCE IN VOGUE показать взаимное влияние моды и танца, а также стилеобразующую роль русского балета», говорит главный редактор Vogue Виктория Давыдова.
Энни Лейбовиц, создавшая много замечательных танцевальных фотографий, однажды сказала: «Танец почти невозможно снимать, потому что он рожден из воздуха и исчезает в нем». Но великие фотографы доказали, что могут поймать воздух в свой объектив, сделав героями своих снимков Михаила Барышникова, Сильви Гиллем, Рудольфа Нуреева, Джерома Роббинса, Диану Вишневу, Пину Бауш, Марго Фонтейн и других великих танцовщиков.
Место проведения выставок: Мультимедиа Арт Музей / ул.Остоженка, дом 16 / http://mdf.ru/