В Министерстве культуры России состоялась пресс-конференция нового художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра им. Е.Ф.Светланова Владимира Юровского.
Владимир Юровский: «Я нахожусь в необычной ситуации, возглавив оркестр, с которым никогда не работал. По мировым масштабам случай беспрецедентный, но в России такие случаи были. Главное помочь оркестру обрести стабильность в нынешней непростой ситуации. По возможности скорее вернуть ему былую славу. Оркестру надо как можно больше работать с очень хорошими музыкантами дирижерами и солистами. Поэтому в мои функции входит приглашать видных дирижеров, инструменталистов-солистов, вокалистов из России и из-за рубежа. Я приложу для этого все мои усилия, использую все мои личные связи. Я уже многих обзваниваю, посылаю электронные письма, и многие уже дали принципиальное согласие на сотрудничество с ГАСО.
Все произошло очень быстро, и я не уверен, что в текущем сезоне мне удастся привлечь тех музыкантов, чьи выступления расписаны на много лет вперед.
Сам я в этом сезоне выступлю два раза. 11 ноября с ГАСО любезно согласилась выступить скрипачка Юлия Фишер.
Еще я продирижирую в марте. Солиста пока нет. Впервые в программе будет Малеровская редакция Героической симфонии Бетховена, я играл ее в Лондоне в прошлом году, и она имеет одинаковое отношение и к Малеру, и к Бетховену.
Мои взгляды на программы, наверное, ясны, если вспомнить, чем я дирижировал. Но в планы коллег я вмешиваться не буду. Не вижу необходимости предлагать программы дирижерам уровня Дютюа. Разве что какой-то дирижер не будет иметь ясного представления о том, что нужно тогда я буду предлагать.
Со следующего сезона программы будут более тематически структурированы. Если, например, сезон будет посвящен одному автору, его сочинения прозвучат в необычных комбинациях.
Я еще не встречался с оркестром. Первая репетиция пройдет сразу после премьеры «Руслана и Людмилы» в Большом театре. Я этот оркестр последний раз слышал в 1990 году под управлением Светланова».
- Вас не смущает, что в последнее время оркестр был в противостоянии с дирижером?
В.Юровский: «Это противостояние заложено уже в самой природе оркестра. Важно, насколько симфонический оркестр отвечает требованиям современного общества. Мы застряли где-то в середине ХХ века, в периоде великих диктаторов в политике и искусстве. Это время закончилось».
- Вы часто исполняете раритеты. Будете ли вы, как Светланов, играть раритеты русской симфонической музыки?
В.Юровский: «У Светланова была миссия оставить потомкам все, что написали русские композиторы. У меня полки прогибаются от записей Светланова. Я их слушаю; не вся музыка хороша, но знать ее надо. Не думаю, что Светланов всё выносил в зал. Что-то записывал для истории. А я в сегодняшнем мире вообще не вижу большого места для звукозаписи, если это не касается особенных проектов (например, Третья симфония Шнитке с живой электроникой лучше удается в записи). Не думаю, что мы будем делать много студийных записей. Живые записи из зала, даже и с помарками, гораздо интересней. Надеюсь, у ГАСО появится свой лейбл, и оркестр будет выпускать свои диски».
- С кем бы вы хотели сотрудничать?
В.Юровский: «Согласие дали Шарль Дютюа, Эндрю Дейвис. Очень хочется привлечь к работе тех, кто был связан с ГАСО и составил ему славу Геннадия Рождественского, Александра Лазарева, Александра Ведерникова; я бы пригласил Марка Элдера, игравшего с РНО, и много дирижеров, имена которых вам ничего не скажут.
Но ведь универсальных дирижеров больше нет. Есть доки в определенных областях те, кто играет музыку определенных эпох с особой глубиной. Конечно, я бы пригласил Норрингтона, Херревега, Гардинера, Кристи очень хочется, но оркестр должен быть к этому готов.
В 90-е годы в Лондоне в оркестр приглашались барочные музыканты, которые проводили семинары: показывали, как можно играть на современных инструментах другими приемами. Приедет Норрингтон, отменит вибрацию у струнных - прозвучит чисто, но смычковая техника иная, она не ставилась в русской школе...
Да пригласить хотя бы даже Курентзиса. Но сначала надо дать оркестру базу. Я не специалист по барочной музыке; поэтому надо сначала насадить какие-то приемы, а потом уже приглашать знаменитых дирижеров».
- Каково сейчас психологическое состояние оркестра?
В.Юровский: «Я еще ни разу с ним не встречался. Только с худсоветом. Они приходили недавно на Четвертую симфонию Шостаковича в КЗС с РНО, мы общались».
- Что вы будете делать с оркестром перво-наперво?
В. Юровский: «Нужно переломить привычку собираться каждый день «на работу» и пилить. Это очень вредно. Современный оркестр должен быть очень мобильный. С РНО мы собрали Четвертую Шостаковича за три дня, причем даже еще подламывая работу под мой график в Большом театре. И они говорили: «Идем с опережением... Геннадий Николаевич брал восемь репетиций». В Лондоне я играл симфонию Сильвестрова. Это очень трудная музыка, она не похожа ни на что. Мы прочли ее за два месяца просто все взяли ноты, ушли, прошло какое-то время, мы сыграли уже десять разных других программ. И к первой репетиции Сильвестрова музыканты уже знали весь материал. Нам потребовалось всего два-три дня. Важно не простаивать.
Давать регулярные концерты, не обязательно в гламурных точках. Уровень оркестра определяется не выступлением в Карнеги-холле с главным дирижером, а в курортном городе с дирижером, имя которого не найдешь в телефонной книге. Потому что только тогда понимаешь, где у оркестра ватерлиния. Я попробую добавить концертов вне Москвы».
- О дирижерах вы сказали, а может, назовете кого-то из предполагаемых солистов?
В.Юровский: «Это Николай Цнайдер, Леонидас Кавакос, Кристиан Тетцлафф, Кристиан Циммерман, Николай Луганский. В апреле мы приедем с Лондонским оркестром на Фестиваль Ростроповича с пианистом Рудольфом Бухбиндером. Еще - Мицуко Учида, Ефим Бронфман, Миша Майский, Марта Аргерих... Из неосуществимого я мечтал бы сыграть с Григорием Соколовым, но он не играет с оркестром».
- ГАСО не фигурирует в мировых рейтингах. Вы как человек амбициозный, какую строчку хотели бы занять?
В.Юровский: «Я не амбициозный. Я люблю свое дело и отдаюсь ему. ГАСО такого оркестра в мире не знают, равно как и State Symfonic. Скажете «Svetlanov Orchestra» - сразу поймут... В муках я заставил Лондонский оркестр играть Шестую симфонию Мясковского, приезжала его внучатая племянница (внучка сестры). Музыканты говорили: «А вот мы слушали Светланова...» Его очень хорошо знают. Я хочу вернуть то, что было. Звук, конечно, не вернешь. Со Светлановым ушел его звук. С Караяном Караяновский».
- Будет ли проведена переаттестация?
В.Юровский: «Увольнений пока не предполагается. Думаю, главная задача вернуть тех хороших музыкантов, которые ушли. Оркестр потерял столько людей. Если они захотят они вернутся. Важный момент стабилизация деятельности худсовета. Худсовет должен иметь удельную массу в оркестре. Если музыканты говорят, что они не хотят играть с этим приглашенным дирижером он не будет с ними работать. Если им кто-то нравится, а мне нет я прислушаюсь к мнению худсовета.
Но у художественного руководителя есть право вето (как у меня в Лондоне). Как бы ни настаивали музыканты на какой-то кандидатуре я могу с ними поспорить, а потом воспользоваться этим правом. Как вы помните, Караян хотел протащить кларнетистку Сабину Майер, но оркестр был против, утверждая: «У нее другой звук, мы с ней не сможем». И Караян больше не вернулся в оркестр. Выиграла Сабина Майер, так как Караян оказался прав...
Сейчас в ГАСО неполный комплект. Тех, кого оркестр потерял я бы послушал, поработал с ними, может быть, ввел бы испытательный срок».