История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

 

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

Древний род Шереметьевых – один из самых богатых и знатных в России. Сфера деятельности его представителей весьма широка: строительство храмов, меценатство и благотворительность в различных областях – помощь бедным, больным, поддержка национального искусства, музыки, архитектуры. У графов Шереметьевых был домашний театр, который по праву считался одним из лучших России XVIIIв. и конкурировал с императорским придворным театром. Слава об этом уникальном театре гремела по всем поместьям. В Кусково, где находился один из четырех театров Шереметьевых, съезжался весь свет. Те же, кому не посчастливилось побывать на спектакле, довольствовались красочными рассказами очевидцев, увидевших новую постановку, и сокрушаться в душе, что не смогли присутствовать на прекрасном представлении. Действительно, их можно понять. Шереметьевы не жалели средств на свой театр – он был страстным увлечением этой русской дворянской семьи. К каждому спектаклю создавались прекрасные декорации, шились изумительные костюмы. Сам театр был оборудован по последнему слову техники. Это новаторство было присуще Николаю Петровичу Шереметьеву, который в молодые годы путешествовал по Европе, повышая образование и по влечению души, изучавшего историю театра и все, что связано с театральной деятельностью (театральное оборудование и прочее). По возвращении домой стал внедрять революционные по тем временам идеи в области акустики, театрального и других  искусств в свой театр.


В. Боровиковский. Портрет Н.Шереметьева

О том, насколько хороши были театры Шереметьевых, мы можем судить и сами. В Останкино есть один из четырех их театров. Это единственный в России театр XVIII века, в котором сохранилась сцена, зрительный зал, гримировочные комнаты и частично машинное отделение. Театр дошел до нас в виде бального зала «воксала» и используется для постановок старинных опер. Также в нем проводят концерты камерной музыки.

Николай Петрович руководил театром вместе со своим отцом Петром Борисовичем, который, собственно, и был основателем и владельцем. После ухода из жизни П.Б. Шереметьева (30 октября 1788 г.), его сын становится полноправным хозяином театра.

История театра Шереметьевых описана в различных трудах довольно подробно. Мне же хочется остановиться буквально на нескольких интересных моментах.

В XVIII веке артистов набирали из крепостных, соответственно и обращение с ними было как с рабами. Вспомним хотя бы повесть Н.С. Лескова «Тупейный художник». Совсем иначе обстояло дело в Шереметьевском театре. Ко всем актерам театра обращались на «Вы» и по имени отчеству, им запрещался физический труд, кормили их тем же, что и господ, а если кто-то заболевал – привозили из города лучших докторов. Это, конечно по тем временам было неслыханно и поражало.


Н.Аргунов. Портрет Прасковьи Ивановны Жемчуговой (1803 г.) и Жемчугова в костюме Элианы в опере «Свадьба самнитян»(справа)

Артистов этого театра отличала от других профессиональная подготовка. С ними занимались вокалом, актерским мастерством, игрой на музыкальных инструментах, грамотой, иностранными языками, литературой, некоторыми общими наукам. Петр Борисович и Николай Петрович считали, что артистов надо обучать с раннего возраста. Именно такое образование получила дочка крепостного кузнеца Параша Ковалева. В восьмилетнем возрасте она попала в графское именье. Способности девочки были настолько явны, что ее сразу отдали на воспитание и обучение княгине М.М. Долгорукой.  С девочкой усердно занимались, приглашали лучших мастеров. Она получила прекрасное образование, великолепно играла на арфе и клавесине, прекрасно говорила по-французски и по-итальянски. Позже, глядя на нее, никто не мог поверить, что Прасковья Ивановна – крепостная крестьянка. Девочка дебютировала в опере Гретри «Опыт дружбы», ей досталась роль служанки. Чудное сопрано юной исполнительницы покорило всех. После этого дебюта граф Николай Шереметьев отдает все главные партии этой уникальной молодой актрисе. Тогда же он дает звезде своего театра, и, как все мы знаем, своей жизни, псевдоним «Жемчугова».


Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер

В течение двух десятилетий Шереметьев поставил порядка ста опер, балетов и комедий. В труппе было около 200 актеров (труппу театра в Кусково составляли 95 актеров). Также театр обладал прекрасным оркестром и большим хором. Предпочитая ставить в своем театре итальянских и французских композиторов (Гретри, Монсиньи, Далейрака, Дуни), он не обошел вниманием и произведения ранней русской комической оперы. Крепостной театр Шереметьевых – яркое явление в истории русской театральной культуры. Многие выдающиеся театральные сочинения шли в России только в театре Шереметьевых.

Опера А.Э. Гретри «Браки самнитян» была поставлена в крепостном театре Н.П. Шереметьева в 1785 г. в Москве. В 1787 г. в Кусково, а в 1797 г. спектакль дважды был показан в Останкино. В основе сюжета – борьба небольшого древнего племени самнитян с римлянами. Оперой восторгалась императрица Екатерина II, князь Г.А. Потемкин, о ней писал в своих мемуарах король Польши С. Понятовский, зрителем Останкинского театра был император Павел I, посетивший представление оперы во время празднеств по случаю своей коронации. В представлении участвовали около трехсот актеров. Одну из главных ролей – Элиану – исполняла П.И. Ковалева-Жемчугова, ставшая в последствии графиней Шереметьевой. К этому спектаклю Шереметьевского театра сохранились рисунки  французских художников, по которым мы можем составить себе представление о декорациях и костюмах. Прекрасный портрет Прасковьи Жемчуговой в костюме главной героини позволяет представить всю роскошь постановки, которая отличалась большой пышностью. Эскизы декораций и костюмов были выполнены в Париже французскими художниками, для изготовления гардероба использовали самые дорогостоящие материалы, а платья актрис украшали натуральные драгоценные камни.


Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер

Театральный музей им. А.А.Бахрушина обладает уникальными экспонатами – эскизами французской художницы Марианны Кирцингер (1730-1809 гг.). Она выполнила эти работы для Шереметьевского крепостного театра по Заказу графа Николая Петровича. По ним шились костюмы для актеров его знаменитого театра. Ранее мы уже говорили, что владелец театра стремился блеснуть всевозможными сценическими эффектами и превращениями, создавая пышные и зрелищные постановки. Роскошью и техническим совершенством этот театр превосходил все крепостные театры своего времени. Не удивительно, что и костюмы, по замыслу графа, должны были изумлять публику.


Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер

Каждый эскиз, несомненно, является уникальным произведением изобразительного искусства. В этих работах есть изящество и одухотворенность. Не часто театральные художники передают в своих работах эмоциональное напряжение, обычно ограничиваются просто рисунком костюма, а здесь каждый эскиз – мизансцена. По тому многообразию образов, выполненных М.Кирцингер – тут и тема античности, и Древний Рим, и средневековье – можно представить богатейшую палитру костюмного оформления шереметьевских спектаклей.

О самой художнице, к сожалению, почти ничего не известно. Вот скудные данные о ней: годы жизни 1730-1809, обучалась живописи в Мюнхене, в мастерской гравера Якоба Дорнера. Возникает вполне резонный вопрос: «Откуда русский граф  узнал о французской художнице?». У исследователей есть предположение, что их познакомил Ивар – музыкант французской королевской оперы, у которого Николай Петрович в годы обучения в Европе брал уроки игры на виолончели.


Эскизы театральных костюмов Марианны Карцингер

Заказ Н.П. Шереметьева Марианна Кирцингер выполняла уже будучи зрелым мастером в 1780-е гг. Эти прекрасные эскизы, несомненно, могут послужить прекрасным образцом для современных театральных художников.

Вернуться к списку новостей