Вспоминая творческое наследие Бориса Александровича Покровского, невозможно пройти мимо Московского Камерного музыкального театра, носящего имя великого оперного режиссёра. Собственно, Камерный театр это и есть Покровский, его подлинное творческое "я". Покровский и создал этот театр, из второсортного гастрольного коллектива, гнавшего "отменную халтуру", по выражению самого мэтра. Именно с первой постановки Покровского (это была опера "Не только любовь" Родиона Щедрина) и стоит отсчитывать подлинную историю КМТ. А произошло это в 1972-м году.
Почему я назвал Камерный театр "подлинным" Покровским? Потому что именно здесь, без оглядки на вышестоящую администрацию и капризы примадонн, не стеснённый ничем, кроме копеечного бюджета, режиссёр смог воплощать свои самые смелые замыслы, открыто явить собственное вѝдение современного оперного спектакля. Если кратко на оперной сцене тогда господствовал сильно усечённый, выхолощенный вариант мхатовской эстетики: "чтобы всё как в жизни". А вот как формулирует задачу "птенец гнезда Покровского", режиссёр спектакля Ольга Иванова: "Спектакль «Голос» ещё раз подтверждает истину, что театр это сплошная игра воображения, вымысел и фантазия". Правда, "жизнеподобие" тогдашней оперы касалось лишь внешнего антуража. Подлинная жизнь казалась, видимо, слишком приземлённой для музыкального театра, и на сценах царил ходульный набор жестов и стандартные статические расстановки. Например, солист выделялся хором и мимансом в отдельное пространство, а то и выходил на авансцену, где и стоял как памятник, разве что слегка двигая руками. Конечно, я упрощаю и огрубляю, и всё же петь в активном движении, в тесном взаимодействии с участниками, тем более "отвернуть" голос от партера считалось недопустимым. (Как тут не вспомнить героиню генделевского "Цезаря" в постановке Покровского, которая исполняет арию частью в полнокровном танце, частью "в потолок", лёжа на спине!).
Собственно, из этого уже ясна суть оперной революции Покровского. Ставка не на декорации и "красивые" расстановки, а на Актёра, причём не только (и даже не столько!) на голос, сколько на содержательную драматическую игру. Показательно, что молодое пополнение Покровский набирал не их оперных студий, а из ГИТИСа! Замечу притом, что и к вокальным данным "покровцев" у меня никогда не было претензий. Конечно, подобные принципы не новы, они успешно работали в драматическом театре, однако на оперную сцену "игра без игры" пробивалась с огромным трудом. Покровскому удалось то, что прежде существовало лишь как тенденция: полное, органическое единство драмы и музыки.
Инновации режиссёра столь же органично дополнила репертуарная реформа: вместо запетых-перепетых кассовых хитов оперы редкие, а то и вовсе неизвестные зрителю. Естественно обращение к старинным шедеврам и новейшей оперной литературе: от "Эвридики" Пери до "Жизни с идиотом" Шнитке. Здесь Покровский нашёл себе верного единомышленника в лице Геннадия Николаевича Рождественского, много и плодотворно сотрудничавшего с театром. Верным другом театра был и Дмитрий Дмитриевич Шостакович Но главным единомышленником стал, конечно, молодой коллектив, воодушевлённый постоянно обновляющимися интересными задачами.
С восторгом приняла "новую веру" и публика. Модное слово "андерграунд" нашло в подвальчике на "Соколе" своё буквальное воплощение театр стал центром притяжения интеллигенции, и не только столичной: на спектакли приезжали из других городов, даже из-за рубежа. Конечно, можно сказать, что любые новинки рано или поздно превращаются в банальность. Вроде бы суть реформ Покровского ныне самоочевидна, и называть их революцией уже несвоевременно разве спектакли в стиле "Вампука" не устарели ещё в эпоху Частной оперы Мамонтова? Но КМТ всегда шёл на шаг впереди других оперных коллективов. Я провёл пару-тройку очень "плотных" оперных сезонов (спасибо "Орфею"!) и неплохо познакомился с жизнью столичных музыкальных театров. Опер в Москве сейчас много, разных и интересных, среди них есть и по-настоящему замечательные коллективы. Много хороших певцов, появились прекрасные режиссёры, даже ставшие знаменитыми и титулованными. Но той особой, "покровской" насыщенности сценической жизни, её высокого градуса пока не наблюдается. Сколь часто мне приходилось наблюдать, как хороший певец в спектакле хорошего режиссёра чувствует себя как-то неуверенно: будто не знает, куда ступить, как повернуться, а уж куда руки девать это вечная проблема. Повторю, это хорошие спектакли, и, не будь Камерного театра, я бы, наверное, принял эту статичность постановок за норму, и безгранично восторгался бы вместе со всей публикой. А если сопоставить никакого сравнения с "вихревыми" спектаклями Камерного, где каждая мизансцена, каждый жест доведены до идеала, "до точки". И когда на ступенях театра случайная собеседница из опытных театралок назвала КМТ "лучшей оперой", я не стал возражать.
Да и не жестом единым жив театр (кстати, в создании спектаклей участвуют и специальные преподаватели пластики). За всеми этими рассуждениями я как-то упустил из виду главную составляющую: гений самого Бориса Александровича Покровского. Разъяснить словами этот феномен невозможно, могу лишь ограничиться превосходными эпитетами. Такое впечатление, будто каждый спектакль создавался "с нуля", без оглядки на прежние достижения и находки но с опорой исключительно на специфику партитуры. Это и определяет неповторимую атмосферу каждой постановки, её цельный образ как особого "мира в себе". И только гений мог создать этот парадоксальный диалектический сплав: приподнятой фантастичности сцены (с её априорной условностью) и неподдельной, живой жизни.
Уход из жизни великого режиссёра это невосполнимая утрата. После кончины Покровского приходилось даже слышать разговоры о том, что Камерный театр "кончился", из него "вынули душу" и т. д. И неважно, что и при жизни Покровский не тащил этот воз в одиночку, но подготовил себе смену, и на сцене появлялись работы его младших коллег; всё-таки гений Покровского, его железная воля незримо присутствовали во всём. Возможно, осиротевший коллектив действительно испытал момент растерянности не знаю, не видел. Однако теперь я могу уверенно заявить: театр жив, и живы его традиции! Одна из таких традиций постоянное обновление репертуара (при сохранении лучших спектаклей), и в этом году, в 100-летний юбилей Бориса Александровича, сезон также ознаменовался несколькими премьерами. На одной из них посчастливилось побывать и вашему корреспонденту.
Об этом речь пойдет дальше
Раиль КУНАФИН