Свобода для Софии Губайдулиной один из абсолютных символов жизни: «Быть свободным человеком просто необходимо. Независимо от того, выгодно это или нет, необходимо сохранять свои убеждения, увлечения. Свобода это еще и возможность реализации своей сущности. Нужно уметь прислушиваться к себе. Как скрипачу, пианисту, чтобы обладать хорошим звуком, надо иметь свободные руки, так композитору или писателю надо иметь совершенно свободную душу», размышляет София Губайдулина. Истина этих слов бесспорна, процесс творческого созидания для любого композитора становится чудесным откровением.
Она продолжает активно работать у себя в деревне Аппен под Гамбургом, где живет с начала 1990-х. Композитор присутствует на многих концертах, где исполняются ее произведения. «Ездить, замечает София Губайдуллина мне приходится немало, и это занимает определенное количество драгоценного времени».
Голландский дирижер Рейнберт де Леу активный пропагандист музыки Софии Губайдулиной на Западе. Некоторые произведения композитора были впервые исполнены в Нидерландах под управлением Рейнберта де Леу. В Амстердамском Концертгебау при участии филармонического оркестра Нидерландского радио и скрипачки Симоны Ламсма впервые в Голландии прозвучал Концерт №2 для скрипки с оркестром «In tempus praesens» («В настоящем времени», 2007).
София Губайдулина: «Для меня, как для художника, очень важно как раз наличие спокойствия, тишины, из которой я могу почерпнуть свое истинное слышание музыки. Меня очень интересует вопрос времени, как и многих других художников ХХ века. Вопрос о том, как переживается время? Сожаление о том, что мы не имеем в принципе настоящего времени. Мы имеем только вечный переход от прошлого к будущему. И это настоящее время приобретается человечеством только в религиозном опыте либо в искусстве. У меня многие из произведений посвящены именно этой теме. Но почему это сочинение называется «In tempus praesens»? Дело в том, что, когда я получила заказ на это сочинение, то, по существу, это был заказ написать концерт для Анне-Софи Муттер. Когда я размышляла над тем, как построить вещь, совершенно спонтанно мне явилась фигура Софии Богини мудрости. Может быть, это совершенно случайное совпадение я София и Анне-Софи Муттер. Но каким-то образом эта фигура постоянно курировала мои фантазии, пока я сочиняла эту вещь. Вообще, София в религиозном опыте является инициатором времени. Она является творческим принципом божественной субстанции. А творческий принцип это превращение какого-то феномена в пространство и время.
Сочинение зависит от многих вещей, в частности от качества инструментов на сцене. Скажем, громадные пластинчатые колокола или огромный там-там все это страшно обогащает палитру »
Произведение увлекает своим магическим воздействием и яростной энергией. Вибрирующее пространственное звучание оркестра еще больше усиливает экзальтирующий смысл этой партитуры. Контрастные эпизоды буквально следуют друг за другом, достигая эйфорического апогея в кульминациях.
На другой концертной площадке Амстердама в зале Музикгебау выступил Шёнберг ансамбль и Нидерландский камерный хор во главе с Рейнбертом де Леу. Центральным сочинением программы концерта стала кантата «Теперь всегда снега» на слова Геннадия Айги. Произведение было написано Софией Губайдулиной в 1993 году специально по заказу Голландского фестиваля.
София Губайдулина: «Еще один потрясающий опыт исполнение на фестивале кантаты «Теперь всегда снега» на стихи Геннадия Айги. Это произведение много значит для меня, я его очень люблю. Голоса молодых солистов хора звучали ярко, с невероятным артистизмом, что я могу наблюдать на концертах моей музыки нечасто».
Медитативная атмосфера воцарилась с первых тактов произведения, когда в безмолвном пространстве вдруг раздались голоса солисток хора, рассредоточенных в разных точках зала. Горящие свечи, стереофонические эффекты хорового многоголосия, сплетенного со стремительными инструментальными пассажами, напоминали иллюзию снежной вьюги. Разреженная музыкальная ткань сочинения дополнялась насыщенными тембровыми красками звучаний. В молчащем окружении пауз эта «снежная мозаика» невероятно декоративна и наполнена экспрессией красоты.
Рейнберт де Леу скрупулезно подошел к деталям произведений Софии Губайдуллиной, сосредоточив внимание к каждому штриху и наполняя буквально каждый такт партитур Губайдулиной новым естественным дыханием, как это было в произведении 1981 года «Descensio» («Нисхождение») для трех тромбонов, трех ударников, фортепиано и челесты. Здесь главенствует идея христианских событий Духова дня (сошествие Святого Духа на апостолов). София Губайдулина посредством камерного инструментального состава воплощает уникальную стилизацию церковной архаики. Пуантилистический звуковой фон отражает свет духовного сошествия.
Религиозный аспект наблюдается в ряде сочинений Софии Губайдуллиной: «Опыт святости есть опыт мистического постижения божественной воли определенным народом. Он предопределяет историю и формирует религиозное сознание народа. Смысл искусства, в сущности, религиозный, хотя религиозность может и не осознаваться авторами художественного произведения. Религия это то, что нам дано, а искусство то, что нам задано. Хотя оба рода деятельности не идентичны, но цель у них общая. Всякое сочинение это работа духа, уход от земного. Через искусство дух обретает форму. Потому что существование только в материальной плоскости уничтожает смысл жизни. В этом и суть искусства возвращать жизни смысл».
Наряду с музыкой Софии Губайдулиной Шенберг ансамбль и Нидерландский камерный хор под руководством Рейнберта де Леу исполнили и другие произведения. Среди них: ранний опус Антона Веберна «Ускользая на лёгких чёлнах» («Entflieht auf Leichten Kähnen») для смешанного хора на стихи Стефана Георге, композицию Елены Фирсовой «Odyssey» («Одиссея») для семи исполнителей (соч. 1990г.), а также нидерландскую премьеру абсурдистского сочинения 2002 года авангардиста Фараджи Караева «De outsider» («Аутсайдер»), в которой автор стремится к противопоставлению индивидуума с обществом.
Виктор Александров, Амстердам (Нидерланды)
Источник фотографии: http://www.concertgebouw.nl/