Ее музыка окутана звучащей тишиной. Безграничные просторы воображения, космичность, особая медитативная статика, наконец, глубокая человечность свойственны творческой натуре Софии Губайдуллиной. Композитор полагает, что «музыка никуда не развивается, она просто звучит, как звучит Мир и Душа».
Фестиваль Софии Губайдулиной открылся накануне в Амстердамском Концертгебау исполнением недавнего сочинения для большого оркестра «Пир во время чумы». За пультом прославленного голландского коллектива Марис Янсонс. Программа оказалась на редкость сложной. Наряду с музыкой Софии Губайдулиной прозвучало произведение «Америки» одного из лидеров послевоенного авангарда Эдгара Вареза, которое автор сравнивал с «символом новых миров – на Земле, в Космосе и в человеческих душах».
Марис Янсонс провел колоссальную репетиционную работу с оркестром Концертгебау над обоими произведениями: «Надо сказать, что они оба невероятно трудные, требуют большой концентрации. На самом деле, мы вот чувствуем страшный мир, страшное время, когда иногда тебя охватывает ужас, и ты не знаешь, что же будет дальше. Как этот мир весь сейчас развился, и в каком он состоянии, конечно, я понимаю, как гениально София Губайдулина выразила в произведении для оркестра «Пир во время чумы»…
«Пир во время чумы» Софии Губайдулиной представляет собой финальную часть Триптиха, посвященного памяти дочери композитора Надежды. Премьера произведения состоялась в 2006 году в США при участии Филадельфийского симфонического оркестра под управлением сэра Саймона Рэттла.
София Губайдулина полагает, что человечество озабочено той же самой дилеммой, что и мир: что лучше – видеть или закрыть глаза? Знать или не знать? Быть или казаться существующим? Однозначный ответ невозможен (как, кстати, и у А.С.Пушкина в его «Пире во время чумы»).
Виктор Александров: София Асгатовна, как можно сегодня преодолеть зло, которое окружает нас в современном мире? Последствия истерического пира и лихорадочных веселий, которые все больше парализуют нашу повседневность на фоне отчаяния и ненависти порождают чуму. И при этом приводит общество к постепенной деградации и распаду человеческой личности. Но задумываются ли сами люди о собственных пороках?
София Губайдулина: Я чувствую то же самое, я чувствую глубокую трагичность человеческого существования именно в данный момент, поэтому «Пир во время чумы» для меня какое-то личностное сочинение, потому что это происходит от А.С.Пушкина. Но более актуально оно именно сейчас по той причине, которую Вы только что сформулировали. Человечество с моей точки зрения стоит перед страшной угрозой, перед страшной опасностью. Внутренне человечество испытывает боль, и в то же время контрастно к этому все люди стремятся только веселиться и танцевать. Потеря человечности может произойти в пользу машинизированных отношений. Я уже сейчас людей встречаю, похожих на машину и они со мной разговаривают, будто я тоже машина. Это меня пугает и очень беспокоит, в конце концов, это моя внутренняя боль. Раскаяние совершенно необходимо, без этого нет очищения.
София Асгатовна, в партитуре сочинения «Пир во время чумы» Вы использовали электронику?
София Губайдулина: Здесь специально введена запись механизированной популярной отупляющей музыки, которую необходимо было сделать. Этим я специально занималась в московской лаборатории с моей приятельницей композитором Светланой Галыбиной, которая дружит с рокерами. Они терпеть не могут популярную музыку. Но здесь рокеры прекрасно понимали свою задачу, что это как контраст к вынужденной звуковой ситуации. Как раз вот это противоречие между страшной опасностью, болезнью в человечестве, действительно «Пир во время чумы».
Фестиваль музыки Софии Губайдулиной продлится в Амстердаме до 24 октября. Среди его участников знаменитый Шёнберг ансамбль под руководством Рейнберта де Леу, а также филармонический оркестр Нидерландского радио. Ожидается голландская премьера Второго скрипичного концерта «In tempus praesens» («В настоящем времени») при участии Симоне Ламсма. А сегодня в фойе Концертгебау проходит специальная конференция, посвященная проблемам развития музыки Софии Губайдулиной на Западе.
Виктор Александров из зала Концертгебау, Амстердам (Нидерланды)
Источник фотографии: http://www.concertgebouw.nl/