В Германии осенняя музыкальная пора богата на яркие события. Недавно в Дортмунде на сцене Концертхауса выступил Симфонический оркестр Кельнского радио под управлением маститого латышского маэстро Андриса Нельсонса. Дирижерской карьере этого музыканта может позавидовать любой артист его поколения. Андрис Нельсонс часто гастролирует с ведущими симфоническими коллективами мира. Своим невероятным вулканическим темпераментом и работоспособностью Нельсонс напоминает венесуэльца Густаво Дудамеля, также снискавшего сумасшедший успех и признание у публики.
В настоящее время Андрис Нельсонс возглавляет Бирмингемский симфонический оркестр. В Дортмундском Концертхаусе у Нельсонса в этом сезоне персональный абонемент сразу с тремя оркестрами. Наряду с музыкантами из Кельна и Бирмингема латышский дирижер уже успел здесь дать концерт в начале сентября с Амстердамским Королевским оркестром Концертгебау.
Программы Андриса Нельсонса всегда отличаются разумным подходом и оригинальным выбором сочинений. Концерт оркестра Кёльнского радио открыла симфоническая прелюдия Джакомо Пуччини (одно из ранних ярко-эмоциональных произведений, в оркестровке которого преобладают театральные краски). Вместо заявленной ранее певицы Кристины Ополайс, которая должна была исполнить вокальный цикл Мориса Равеля «Шехерезада», первое отделение вечера украсил своей аристократической игрой экстравагантный француз, замечательный пианист Жан Ив Тибоде. Слушать его всегда одно удовольствие, особенно когда артист знакомит аудиторию с редко исполняемыми опусами, вроде прозвучавшего Пятого фортепианного концерта Камиля Сен-Санса. Произведению адресовано название «Египетский». В самом деле, партитура концерта отличается импрессионистической звукописью: шелестом струнных, экзотическими соло духовых (имитирующих иногда звучание гамелана) и самой фортепианной фактурой: прозрачной и легковесной.
Центральным звеном программы вечера стала Шестая «Пасторальная» симфония Людвига ван Бетховена. Оркестр Кельнского радио, повинуясь пристальному взгляду и властным жестам Андриса Нельсонса, звучал прилежно и уравновешенно. Жанровые сцены симфонии воспринимались как эпизоды одного весеннего дня в окружении прекрасной майской природы.
Оркестр Лейпцигского Гевандхауза под руководством своего музыкального шефа Риккардо Шайи в эти дни представляет цикл симфоний Людвига ван Бетховена как в самом Лейпциге, так и других музыкальных столицах: Вене, Париже и Лондоне.
Подобно симфоническому оркестру Баварского радио, лейпцигские организаторы проекта задумали предварить каждую из симфоний Бетховена специальным произведением современных композиторов. На сей заказ откликнулись представители разных национальных школ: Колин Мэтьюс, Карло Боккадоро, Фридрих Церха, Стефан Шлейермахер и Брюно Мантовани.
Перед европейским бетховенским турне Гевандхауз оркестр выступил на родной лейпцигской сцене.
Обрамлением Четвертой и Шестой симфоний Бетховена послужила урбанистическая композиция Брюно Мантовани «Upon one note» («На одну ноту»). По замыслу композитора этот десятиминутный опус может восприниматься как импульс, некий сигнал, который запечатлевают своей монотонной игрой низкие струнные на фоне мрачного звучания духовых.
«Бетховен для меня является альфой и омегой, - замечает Брюно Мантовани, - Пятую симфонию я слушаю с детства. Музыка Четвертой интересна для меня со многих точек зрения. В произведении используются элементы XVIII столетия, и кроме того ощутимы романтические веяния. Я считаю, что Бетховен удивительно сумел абстрагировать некоторые элементы, которые до сих пор не утеряли своей натуральности в воздействии на слушателя, как например первые такты Adagio, предшествующие 1-й части Четвёртой симфонии».
Риккардо Шайи провел колоссальную репетиционную работу над бетховенским циклом симфоний. Релиз уже выпущен на фирме Decca и предложен вниманию слушателей.
Энергетическая мощь и выразительность присущи творческой натуре Риккардо Шайи. Такие качества соответствуют духу бетховенской музыки. Оркестр Лейпцигского Гевандхауза под управлением Риккардо Шайи звучал органично и естественно без малейшего намека на аутентичность, которая часто наблюдается в трактовках разных дирижеров. Шайи особенно волнует сегодняшнее восприятие музыки Бетховена, как музыка композитора способна влиять на сердца и разум людей современности. Судя по реакции зала, затеям дирижера суждено было сбыться. Маэстро несколько раз вызывали на сцену, награждая оркестр продолжительными овациями.
Виктор Александров, Дортмунд Лейпциг (Германия)