В Берлине на сцене Государственной оперы премьера сезона поздняя опера Леоша Яначека «Из мертвого дома». Этот спектакль был впервые показан в немецкой столице в 1931 году. С той поры прошло немало времени, а интерес к литературным произведениям Достоевского и их воплощению на мировой музыкальной сцене приобретает еще большее внимание. Красочная и глубокая национальная музыка Леоша Яначека отражает быт сибирских каторжан. Музыкальный язык оперы проникнут славянскими интонациями, это еще раз подчёркивает особое отношение Яначека к русской культуре и быту.
Опера «Из мертвого дома» неоднократно ставилась на многих европейских сценах мира. Нынешнюю совместную постановку Берлинской Staatsoper с Амстердамской национальной оперой, фестивалем в Экс-ан-Провансе, Нью-Йоркской Метрополитен и миланским театром Ла Скала осуществили режиссер Патрис Шеро и художник Ричард Педуцци. Их спектакль представляет собой не омский каторжный острог на фоне сибирской природы, а узкий двор-колодец, стиснутый уходящими в бесконечность серыми бетонными стенами нацистского режима. Судьбы людей, вершащиеся на гнусной свалке общества один из целевых тезисов спектакля Патриса Шеро.
«В каждом образе искра Божия, все это ужасно хорошие люди, но приходит случай, укол судьбы, я бы сказал, только один-единственный проступок, и они должны страдать. Они искупают свою вину, это люди из чистого золота», писал Леош Яначек.
В берлинской постановке заняты ведущие солисты Staatsoper, хор и оркестр под управлением сэра Саймона Рэттла. Главный герой Александр Петрович Горянчиков по воле Леоша Яначека превращен из уголовного в политзаключенного. Эту роль блестяще сыграл приглашенный американский бас-баритон Уиллард Уайт, неравнодушный к своему герою.
Уиллард Уайт: «Многое, о чём поведал Достоевский в своих литературных трудах, я очень глубоко ощущаю человеческие состояния, страхи и страдания. Они есть и в этой опере Яначека. В работе над образом того или иного героя для меня важно осознать, не отвергать сложность и трудность выражения, образ непременно должен меняться. Как, например, главный персонаж оперы Яначека Горянчиков. В каком-то смысле он похож на меня. В жизни есть настоящая тюрьма, и он один из ее узников. Горянчиков верит, что есть связь между одним человеком и всеми остальными, я верю в это тоже. У меня в этом мире есть собственная тюрьма то, что я создал своими мыслями, тюрьма Горянчикова принципиально отличная, он создал свободу в своих мыслях по отношению ко всей ситуации. И я думаю, это важное послание, которое оставил нам Достоевский. Свободу, которую мы ищем, мы должны прожить, и, конечно же, мы должны в неё верить...»
Виктор Александров, Берлин (Германия) специально для радио «Орфей»