В Берлине на сцене Государственной оперы премьера сезона – поздняя опера Леоша Яначека «Из мертвого дома». Этот спектакль был впервые показан в немецкой столице в 1931 году. С той поры прошло немало времени, а интерес к литературным произведениям Достоевского и их воплощению на мировой музыкальной сцене приобретает еще большее внимание. Красочная и глубокая национальная музыка Леоша Яначека отражает быт сибирских каторжан. Музыкальный язык оперы проникнут славянскими интонациями, это еще раз подчёркивает особое отношение Яначека к русской культуре и быту.


Опера «Из мертвого дома» неоднократно ставилась на многих европейских сценах мира. Нынешнюю совместную постановку Берлинской Staatsoper с Амстердамской национальной оперой, фестивалем в Экс-ан-Провансе, Нью-Йоркской Метрополитен и миланским театром Ла Скала  осуществили режиссер Патрис  Шеро и художник  Ричард  Педуцци. Их спектакль представляет собой не омский каторжный острог на фоне сибирской природы, а узкий двор-колодец, стиснутый уходящими в бесконечность серыми бетонными стенами нацистского режима. Судьбы людей, вершащиеся на гнусной свалке общества – один из целевых тезисов спектакля Патриса Шеро.

«В каждом образе искра Божия, все это ужасно хорошие люди, но приходит случай, укол судьбы, я бы сказал, только один-единственный проступок, и они должны страдать. Они искупают свою вину, это люди из чистого золота», – писал Леош Яначек.

В берлинской постановке заняты ведущие солисты Staatsoper, хор и оркестр под управлением сэра Саймона Рэттла. Главный герой – Александр Петрович Горянчиков по воле Леоша Яначека превращен из уголовного в политзаключенного. Эту роль блестяще сыграл приглашенный американский бас-баритон Уиллард Уайт, неравнодушный к своему герою.

Уиллард Уайт: «Многое, о чём поведал Достоевский в своих литературных трудах, я очень глубоко ощущаю – человеческие состояния, страхи и страдания. Они есть и в этой опере Яначека. В работе над образом того или иного героя для меня важно осознать, не отвергать сложность и трудность выражения, образ непременно должен меняться. Как, например, главный персонаж оперы Яначека Горянчиков. В каком-то смысле он похож на меня. В жизни есть настоящая тюрьма, и он один из ее узников.  Горянчиков верит, что есть связь между одним человеком и всеми остальными,  я верю в это тоже. У меня в этом мире есть собственная тюрьма – то, что я создал своими мыслями,  тюрьма Горянчикова принципиально отличная, он создал свободу в своих мыслях по отношению ко всей ситуации. И я думаю, это важное послание, которое оставил нам Достоевский. Свободу, которую мы ищем, мы должны прожить, и, конечно же, мы должны в неё верить...»


Виктор Александров, Берлин (Германия) специально для радио «Орфей»

Вернуться к списку новостей