Цикл симфоний австрийского композитора на сцене Мюнхенского Gasteig холла представляют в этом сезоне оба симфонических коллектива Баварии: Мюнхенский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Баварского радио. Знаменитый российский дирижер Марис Янсонс обратился к вершине симфонического цикла Густава Малера Восьмой симфонии, которая имеет подзаголовок «симфония тысячи участников».
Впервые произведение прозвучало в Мюнхене сто лет назад. Премьере сопутствовал небывалый по тем временам успех. Малер первоначально собирался посвятить Восьмую симфонию немецкому народу, но впоследствии отказался от сей мысли, вспомнив собственное горькое изречение: «Я человек трижды лишённый родины: как чех среди австрийцев, как австриец среди немцев и как еврей во всем мире».
Восьмая симфония Малера часто звучит на концертных площадках мира под управлением ведущих дирижеров современности. Одним из лучших интерпретаторов музыки австрийского гения сегодня, безусловно, является Марис Янсонс. За последние несколько лет он осуществил ряд симфонических концертов, посвященных музыке Густава Малера. В марте 2011 года Восьмая симфония прозвучала в Амстердаме при участии солистов, сводных хоров Нидерландов, Латвии и Германии, а так же Королевского оркестра Концертгебау. Теперь Марис Янсонс возвращает Восьмую симфонию мюнхенским ценителям музыки Густава Малера. Два вечера Gasteig холл филармонии Мюнхена буквально ломился от огромного количества слушателей.
В историческом концерте помимо симфонического оркестра Баварского радио были задействованы: хор Баварского радио, мюнхенский хор мальчиков, а так же интернациональная команда певцов: Твила Робинсон (сопрано), Кристина Брейер (сопрано), Анна Прохаска (сопрано), Янина Бёхле (меццо-сопрано), Михоко Фуджимура (контральто), Йохан Бота (тенор), Михаэль Фолле (баритон), Айн Анжер (бас).
Марису Янсонсу с его невероятным дирижерским талантом удалось заглянуть в неведомые глубины малеровской эпопеи. В 1-й части «Veni, creator spiritus» (Католический гимн святому духу), слушая фантастическое звучание хора и священную игру оркестра, перед глазами возникали озарения (подобно сияющим планетам Вселенной), а 2-я часть «Заключительная сцена из Фауста Гете» напоминала райскую колыбель. Парящее пение солистов в сочетании с инфернальным звучанием оркестра сиюминутно растворялось в акустическом пространстве зала. Малер, сочиняя музыку этой части, размышлял: «Все преходящее только символ, сравнение, которое, будучи выражено на языке наших земных явлений, лишь приблизительно, но т а м явится нечто, освобожденное от плоти земной п р и б л и з и т е л ь н о с т и, и нам не нужны будут тогда ни иносказательные описания, ни сравнения, символы, там с в е р ш и т с я то, что я здесь пытался описать, но чего описать нельзя. Что же это? Вечно женственное влечет нас мы достигли его мы покоимся мы владеем тем, к чему на земле могли лишь тянуться, стремиться. Христос называет это вечным блаженством».
Марис Янсонс: «Все симфонии Густава Малера гениальны и потрясающи. Восьмая это, конечно, что-то особое! Невероятное количество исполнителей! Объединить такой колоссальный состав необычайно трудно для баланса. Первая часть очень интенсивная и громкая. Здесь важно, чтобы никто из музыкантов не кричал и не форсировал, должен быть обязательно выровненный звук».
- Восьмая симфония, безусловно, Эверест для дирижера. Ведь в молодом возрасте не способен еще музыкант осилить такую глыбу
Марис Янсонс: «Трудно сказать, в каком возрасте вы можете определенное произведение начинать дирижировать. Это очень индивидуально. Конечно, для музыки такой глубокой и философской годы играют заметную роль. Слишком рано, может быть, вы еще не можете ощутить ту глубину, потому что у вас нет такого жизненного не музыкального человеческого опыта. Когда я был молодым, то очень долго опасался дирижировать Девятую и Шестую симфонию Бетховена, Шестую «Патетическую» Чайковского. Интуитивно я чувствовал, что еще не настолько созрел как музыкант. Мне всегда казалось, что это требует специальной подготовленности и глубины. Хотя, Вы понимаете, музыку вообще делать и дирижировать трудно. Неважно играете ли вы, или поете. Музыка требует от человека глубочайшего понимания, интуиции. Это всегда сложно. Темы, которые поднимает Малер, мировые вопросы, касающиеся не только одного человека, но и всего окружающего мира. Поверьте, такую музыку дирижировать громадное удовольствие»!
Виктор Александров, Мюнхен (Германия), радио «Орфей»