До открытия основной сцены Большого театра, которое состоится 28 октября, остались считанные дни. Специальный корреспондент радио «Орфей» Екатерина Андреас побывала на экскурсии в театре, которую провел Михаил Сидоров советник президента Группы «Сумма», являющейся генеральным подрядчиком реконструкции и реставрации Большого театра.
Екатерина Андреас беседует с Михаилом Сидоровым
Главный театральный квартал столицы ждал возращения Большого театра шесть лет. В свою очередь театр оказался обладателем еще более крепкой выдержки, которую не сломили даже трещины в фасаде. Несмотря на состояние, аварийность которого эксперты оценили на 50-70%, культурный символ страны продолжал терпеливо ждать реконструкции, стоя на фундаменте, подмываемом грунтовыми водами. Ожидание чуда длилось не одно десятилетие.
Ни у хора, ни у оркестра Большого театра за всю историю никогда не было своих репетиционных залов, поэтому одной из главных задач, поставленных в ходе реконструкции, стало увеличение пространства театра. В ходе восстановительных работ реставраторы обнаружили новые залы, которые были закрыты из-за того, что архитектор Альберт Кавос не успел подготовить их к сроку коронации императора Александра II в 1856 году.
Благодаря введению в комплекс Дома Алексея Степановича Хомякова, в который можно попасть не только с улицы, но и по подземному переходу, у артистов, музыкантов оркестра и сотрудников художественно-постановочной части появились свои служебные помещения. В доме, полностью оправдывающем свой служебный статус, помимо этого расположены нотная и театральная библиотека, музыкальные классы для хора, оркестра и индивидуальных занятий.
Вид с последнего яруса
Площадь единого театрального комплекса на данный момент выросла с 36 до 80 тысяч кв. метров. Такого масштаба требует и архитектурная норма: если раньше соотношение объемов для зрителя и труппы было 1:1, то сейчас пропорция должна быть равна 1:4. Кроме этого общими усилиями был решен острый вопрос хранения декораций. Частично они будут размещены в театре, но большинство уедет в специально отведенное помещение.
«У Большого театра есть современный склад в районе улицы Плеханова, в котором хранятся декорации. Там работает совсем немного людей, потому что все оснащено компьютерами. Декорации загружаются и привозятся в контейнерах на машинах к Северному фасаду, где поднимаются на 40-тонном подъемнике. Все это существенно облегчит подготовку к спектаклям и сократит время для смены декораций. Теперь она будет занимать не неделю, как раньше, а два-три дня», рассказал Михаил Сидоров.
Тысяча реставраторов, занятых в проекте, стремились восстановить исторические интерьеры XIX века и сохранить элементы декора (вплоть до дверных ручек). Мастерицы вручную выткали гобелены и шелковые полотна. В течение нескольких лет создавался единый занавес без швов. Кроме этого театру была возвращена первоначальная лепнина, венецианская мозаика на полу, деревянные рамы и многие другие детали, создающие атмосферу эпохи.
Пол из венецианской мозаики
«Этот пол Альберт Кавос сделал в 19 веке. Белые кусочки мозаики были из мрамора, а другие из песчаника. Когда дамы проходили на каблуках по этому полу, он постепенно стирался. В середине 20-го века отремонтировать пол было нельзя, поэтому его полностью сняли и заменили дубовым паркетом. Если посмотреть на фотографии 1970-х годов, мы как раз увидим паркет. По идее восстановить прежнюю венецианскую мозаику было крайне сложно, но помог случай. В пространстве директорского сектора под остатками цемента реставраторами были найдены два фрагмента, которые дали представление о расцветке, угловых элементах и пропорциях. Благодаря этому на всех шести ярусах театра выложена мозаика», рассказал Михаил Сидоров.
«В 40-х годах посчитали, что возможности реставрировать плафон больше нет. Для художников был объявлен конкурс. Однако посмотрев эскизы на тему искусств народов СССР, комиссия решила оставить все как есть. В ходе реставрации я задал вопрос специалисту, которая в 70-х годах вела восстановительные работы по плафону, и она призналась, что снять эти холсты было весьма трудно. Как позже выяснилось, Грабарь был сторонником подклеивать холсты и краску осетровым клеем. Тогда это был стратегический продукт, которым склеивали даже фанеру в самолетах. Сейчас холсты аккуратно вырезаны по контуру, а вокруг наклеен холст. Изначально Грабарь так их и спасал: он полностью удалил старый холст, оставив только фигуры. Но даже тот холст, который он сделал, к 2005 году свисал от потолка на 1,5-2 метра», пояснил Михаил Сидоров.
Люстра (вид из партера)
Несмотря на общую тенденцию увеличения пространства, количество мест для зрителей все-таки сократилось. Ожидается, что это принесет пользу акустике, которую «выстукивали» и перепроверяли буквально по сантиметру.
«В советское время спектакль за один вечер могли посмотреть до 2200 зрителей, значительную часть которых составляли иностранные делегации. Две тысячи зрителей это большой удар по акустике. Сейчас в театре стало около 1760-1768 мест. Воссозданием акустики занимались ведущие специалисты. Теперь в зрительном зале нет пенопласта и гипса, все фигуры сделаны из папье-маше органического происхождения, привезенного из Алтая. Музыканты оркестра сидят на «барабане», сам пол находится на воздушной подушке, стены зала повторяют форму скрипки. Несмотря на то, что обивка для итальянских стульев в зале искусственная, она также обладает акустическими свойствами. В зале любая деревяшка прошла экспертизу по акустическим параметрам и имеет сертификат. Не говоря уже об уникальном покрытии для балетных спектаклей, разработанном ортопедами. Этот пол поглощает удары и смягчает приземление», подчеркнул Михаил Сидоров.
Люстра в Белом фойе
Реконструкция позаботилась не только о балетных артистах, но и о простых зрителях, некоторым из которых подниматься на верхний ярус будет крайне тяжело. Для этого случая можно воспользоваться несколькими лифтами, которые впервые появились в зрительской зоне театра. Всего в театре 17 этажей от 10 до минус четвертого (есть еще и другие, но вход в эту зону разрешен только сотрудникам).
«После реконструкции Большой театр станет удобнее для посещения спектаклей зрителей с ограниченными возможностями здоровья. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены двадцать шесть мест в первом ряду амфитеатра. В последнем ряду партера расположены десять съемных кресел, что позволяет организовать шесть мест для инвалидов-колясочников. Для размещения лиц с дефектами зрения в двух первых рядах партера предусматривается двадцать мест. Предусматривается печать программок и брошюр с использованием специального шрифта Брайля. Для размещения граждан с дефектами слуха планируется отвести двадцать восемь мест во втором ряду амфитеатра. В спинках кресел переднего ряда предполагается расположить информационную "бегущую строку". Кроме того, в буфете уже построены специальные пандусы. Мы планируем сделать все, чтобы вход в Большой театр был доступен. Ожидается, что в кассах театра для льготных категорий будет продаваться сто билетов на спектакль», пояснил Михаил Сидоров.
Ярус (Вензели из золота)
Анфилада Зрительского зала включает Хоровой, Экспозиционный, Бетховенский и Круглый залы, а также Белое фойе и, конечно, Главный вестибюль. В Белое фойе вернулся императорский вензель, вазы из природного камня алебастра, которые пропускают свет. Люстры во всех залах переливаются разными цветами хрусталя 150 тысяч фрагментов сварены по оригинальным рецептам. Благодаря реконструкции восстановили целую индустрию.
Бетховенский зал это новая концертная площадка Большого театра. Территориально она находится под фонтанами, в 40 метрах от станции метро Театральная. За счет поднимающихся уровней зал имеет возможность в считанные минуты становиться камерным, а также превращаться в площадку для репетиций, где одновременно могут настраивать инструменты 130 музыкантов. Фактически у Большого театра появилась своя студия звукозаписи, потому что помимо изменяющихся уровней зал имеет занавес, не пропускающий посторонний шум. Однако именно в этом зале датчики показали лишние вибрации, поэтому вскоре участок Замоскворецкой линии будет закрыт для проведения дополнительных работ по улучшению акустики.
«Администрацией принято решение, что слушатель, который купил билет на концерт в Бетховенский зал, не может быть дискриминирован. Поэтому было принято решение, что вход в Бетховенский зал будет осуществляться через Главный вестибюль, чтобы зритель мог увидеть колонны и чтобы у каждого, кто приходит в театр, была возможность зайти в буфет и почувствовать жизнь театра», пояснил Михаил Сидоров.
При посещении Большого театра вполне логично встает вопрос о количестве золота, которое ушло на то, чтобы украсить барельефы, люстры, ярусы, таблички и другие элементы. Блестит в театре практически все.
«В реставрации участвовало 156 позолотчиков. Все ожидают, что на золочение элементов ушла тонна. Но на самом деле на покрытие ушло не так много золота, около 4-х кг. Представьте, на главную люстру, диаметром 6 метров, высотой 8 метров и весом в 2300 кг, ушло всего 300 грамм золота. Это связано с жесткими требованиями и стандартами, согласно которым покрытие должно составлять ровно 1,5 мм», рассказал Михаил Сидоров.
После решения стольких задач реконструкция должна теперь справиться с самой важной задачей суметь сохранить то, что воссоздавалось кропотливым и ежедневным трудом команды на протяжении стольких лет. А это значит, что не стоит как минимум протирать сусальное золото губкой (делали ведь это раньше). Любая небрежность стирает золото, оставляя на память только воспоминание о былом величии.
Материал подготовила специальный корреспондент радио Орфей Екатерина Андреас