В день московского выступления неаполитанского Театра Сан-Карло, приехавшего после выступлений в петербургской Мариинке, в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла пресс-конференция, в которой участвовали: глава департамента искусств министерства культуры Италии Сальваторе Настаси, дирижер Нелло Санти, хормейстер Сальваторе Капуто, импресарио Роберто Джованарди, а также начальник международного отдела Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Черномурова и главный дирижер театра Феликс Коробов.
Ирина Черномурова: «Сан-Карло старейший в Европе театр, возник на 40 лет раньше Ла Скала. Театр большой - на 3,5 тысячи мест. Пережил и пожары, и реконструкции мы хорошо знаем, каково это. Благодаря приезду театра в Россию мы из первых рук знакомимся с неаполитанской школой, породившей определенный стиль».
Сальваторе Настаси: «Мы считаем, что в Театре Сан-Карло родилась итальянская опера. Италия приложила немало усилий, чтобы в этот знаменательный для наших стран год театр приехал в Россию. Надеемся, что необычная программа концерта понравится москвичам так же, как и петербуржцам».
Нелло Санти: «Меня немножко трудно понимать ведь я говорю на диалекте. Я родился неподалеку от Неаполя, в городе Адриа. Дебютировал 60 лет назад оперой «Риголетто». Говорят, горбатые приносят удачу... Дирижировать музыкой Верди большое счастье. Я считаю, у нее не бывает интерпретаций: Верди есть Верди! Я сравниваю его с Брамсом оба родились в небогатых семьях, параллельно росли и достигли невероятных вершин. Уже при Верди в Сан-Карло был отличный оркестр, и он написал для театра «Бал-маскарад». Верди был человек открытый, восприимчивый. Однажды они с женой поехали в Парму. Жена пошла в лавку за фарфором, а Верди, оставшись один, бродил среди торговцев и вдруг услышал: «Груши, кому варёные груши!» Он записал эту интонацию, эту «мелодию», а потом использовал ее как тему в партии Жрицы в «Аиде». Таких примеров в его творчестве можно найти много».
- Кто, по-вашему, лучше всех дирижировал музыкой Верди? Вас не раздражают современные дирижеры?
Н.Санти: Тосканини, Митропулос. Тосканини просто непревзойден! Исполнять Верди сложно в том смысле, что сегодня, например, в его музыку привносится фривольный оттенок. Или, напротив, интерпретации столь умны, что это уже и Верди не назовешь».
Сальваторе Капуто: «Нет других таких народов, которые так любили бы хоровое пение, как русские и итальянцы! Итальянские артисты хора всегда мечтают, чтобы поставили «Хованщину», «Бориса Годунова», «Пиковую даму», оперы Римского-Корсакова, Шостаковича хор в русских операх всегда играет не вспомогательную, а особую роль, и артисты многому учатся в таких спектаклях».
- Артисты хора постоянно работают в театре?
С.Капуто: «Да, 90 человек. 72 из них приехали сюда. Всего же, вместе с оркестром, в Россию приехало 192 музыканта. После Москвы нас ждет «Семирамида» Россини в театре и Реквием Верди под управлением Риккардо Мути».
- Участвует ли ваш хор в городских и религиозных мероприятиях Неаполя?
С.Капуто: «Да, мы поем и в храме, и на городских праздниках тоже».
Феликс Коробов: «Театр привез редкую программу. Я рад, что оркестр не в яме, а на сцене, а хор не бегает, а стоит. Некоторые театры могу себе это позволить. Особенно важно, что мы слышим в этом исполнении именно итальянского автора будем учиться итальянскому стилю».
- До России доходят слухи, что в Италии резко сократились расходы на культуру. Коснулось ли это Театра Сан-Карло?
С. Настаси: «Сокращения сейчас отменены за счет повышения налога на бензин. Сан-Карло один из 14-и государственных театров, среди которых и Ла Скала. Но Сан-Карло - единственный театр, который хоть чуть-чуть зарабатывает».
- Сколько стоят билеты в театр? Самые дорогие на премьеру, и самые дешевые для студентов?
С. Настаси: «Лучшие билеты в партере на премьеру стоят 200 евро. Самые дешевые 50 евро, на верхотуру 20 евро. Вполне демократично, если учесть, что билет в кино у нас стоит 12 евро».
- Сколько премьер в год готовит театр?
С. Настаси: «Двенадцать. Чем вы так удивлены? Это много или мало??»
- Много!
С. Настаси: «Но публика привыкла слушать «Аиду», только хочет каждый раз в новой декорации».
- Сколько в среднем стоит постановка?
С. Настаси: «Последняя «Семирамида» - 1 миллион евро это с костюмами, декорациями, режиссурой, приглашением солистов, которых театр в штате не держит. В Театре Сан-Карло постоянно работают только хор и оркестр. Мы отдаем себе отчет, что во времена кризиса постановка не может быть слишком богатой. Но их должно быть много».
Затем артисты оркестра и хора Театра Сан-Карло представили программу «Viva Verdi!»: увертюра и два хора из оперы «Набукко», увертюры к операм «Жанна д`Арк», «Битва при Леньяно», «Сицилийская вечерня», хор «Угнетенная родина» из оперы «Макбет», «Stabat Mater» и «Te Deum».