На концерте 26 октября в Большом зале консерватории Чечилия Бартоли (меццо-сопрано) с оркестром «La Scintilla» (Цюрих) исполнит программу «Sacrificium» («Жертвоприношение»), посвященную искусству неаполитанских кастратов.
Каждый приезд итальянской дивы в Москву а их уже было несколько сопровождается невероятной шумихой: бурно обсуждаются сумасшедшие цены на билеты, но самих билетов при этом не достать. Критики и знатоки спорят о том, насколько голос Бартоли очень небольшой сам по себе можно назвать оперным, и при этом такой невероятной тишины, как на ее концертах, не бывает нигде, и каждая нота, спетая ею, долетает до галерки. Учитывая то, сколь долго (почти пятнадцать лет) ведутся эти споры и какое в них участвует количество людей, следует признать: конечно же, La Bartoli это явление, и никто, как она, не умеет столь виртуозно и столь дорого торговать совершенно неизвестной, непонятно из какого бабушкиного сундука музыкой.
В свой новый приезд итальянская гостья представляет программу последнего альбома, сделанного ею для фирмы Decca «Sacrificium», что с латинского языка переводится как «Жертва». Речь идет о той жертве, которую приносили в угоду восторгам публики и поднебесным гонорарам певцы-кастраты отдававшие взамен свою мужскую силу. Смесь восторга и ужаса, эстетического наслаждения и плотского вожделения, любопытства и отторжения вся гамма чувств, которую публика испытывала к кастратам, существам, воплощавшим унисекс в чистом виде, выразилась в довольно отталкивающем, хотя и эстетском снимке на обложке альбома, где голова Бартоли приделана к мраморному мужскому торсу. Такого эксгибиционизма в программе московского вечера не будет будут дюжина прекраснейших и совершенно неизвестных арий Броски, Джакомелли, Порпоры и других композиторов первой половины XVIII века, прекраснейший цюрихский оркестр La Scintilla и она сама обладательница голоса, который творит чудеса.
Михаил Фихтенгольц для TimeOut
Программа «Sacrificium» включает в себя следующие сочинения: Николо Порпора (1686 1768), Увертюра из оперы «Мерид и Селинунт» (1726), «Come nave» - ария Сифака из оперы «Сифак» (1725); Риккардо Броски (ок. 1698-1756), «Chi non sente al mio dolore» - ария Эпитида из оперы «Меропа» (1732); Н. Порпора (1686 1768), Увертюра из оперы «Германик в Германии» (1732); Георг Фридрих Гендель (1685-1759), «Lascia la spina» - ария Удовольствия из оратории «Триумф Времени и Разочарования»; Франческо Мария Верачини (1690 1768), Увертюра N6 cоль минор; Леонардо Винчи (ок. 1696-1730), «Cervo in bosco» - ария Климака из оперы «Медей» (1728); Леонардо Лео (1694-1744), «Qual farfalla» - ария Деция из оперы «Зенобия в Пальмире» (1725); Франческо Арайя (1709-1770?), «Cadrò, ma qual si mira» - ария Деметрия из оперы «Береника» (1734); Н. Порпора (1686 1768), «Usignolo sventurato» - ария Сифака из оперы «Сифак» (1725); Карл Генрих Граун (ок. 1703-1759), «Misero pargoletto» - ария Тиманта из оперы «Демофонт» (1746); Алессандро Скарлатти (1660 1725), Увертюра из Концерта №5, ре минор; Антонио Кальдара (ок. 1670 1736) «Quel buon pastor» - ария Авеля из «Священного сочинения» - «Смерть Авеля»; Николо Порпора, Увертюры из кантат «Гидеон» (1737) и «Ревность» (1746), «Perdono, amata Nice»; Л. Винчи, «Quanto invidio la sorte Chi vive amante» - речитатив и ария Эриксены из оперы «Александр в Индии» (1730); Н. Порпора, «Nobil onda» - ария Аделаиды из оперы «Аделаида» (1723).
Ноты предоставили: Государственная библиотека памятников национальной культуры (Монтекассино), библиотека Королевской консерватории (Брюссель), Консерватория Сан-Пьетро-а-Майелла (Неаполь), библиотека «Музикферайн» (Вена), библиотека Королевской академии музыки - рукописи N80, 81 (Лондон), отдел музыкальных рукописей Государственной библиотеки Гамбургского университета; Музыкальное собрание Австрийской национальной библиотеки (Вена); Государственная библиотека, Прусское наследие/Музыкальный отдел и архив Мендельсона (Берлин).