В течение пяти дней, с 12 по 16 октября 2011 года, в Париже, в часовне благотворительного фонда Евгении Наполеон прозвучало восемь концертов. В них приняли участие музыканты как с французской,  так и с российской стороны.

Перечислим участников - современный приглашенный композитор фестиваля Бруно Мантовани, Квартет Псофос, Вардуи Ерисян фортепиано, Елена Филонова фортепиано, Француа Кастанг чтец, Магали Моние флейта, струнный квартет Ардео, Фанни Кламагиранд скрипка, Лоран Наури баритон, Мануэль Рошманн джаз-фортепьяно, молодые скрипачи Эммануэль Коппэ 11 лет и Давид Кастро-Балби 16 лет.  В их исполнении прозвучала классическая и современная музыка, в том числе  русских и французских  композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Скрябина, Мендельссона, Пулек, Габриеля Форэ, Игоря Фролова, Гайдна, Вочерини, Антона Рейша,  Моцарта, Фрица Крейслера, Франка, Грига, Вруно Мантовани.

Экономические, научные  и особенно культурные взаимоотношения двух стран - России и Франции - имеют многовековую традицию. Богатство и многогранность были представлены в разнообразных формах. Проведение фестиваля «Осенние гармонии» призвано способствовать привлечению внимания широкой публики двух стран к музыкальной области российско-французских культурных обменов, что несомненно отвечает духу осуществляемого международного проекта

Проведения фестиваля «Осенние гармонии» имеет целью показать широкой публике все богадство и глубину современной классической музыки и, таким образом, попытаться вывести последнюю из изоляции. Ведь в свое время и Вивальди, и Бетховен, и Чайковский тоже были современными.

Для привлечения к участию в фестивале «Осенние гармонии» именно современных композиторов художестенный руковолитель Елена Филонова обращается к приглашенному современному композитору с заказом написать музыкальное произведение, которое должно быть  исполнено в их присутствии на одном из концертов. Таким образом, не только сами композиторы, но и многие исполнители получат уникальную возможность продемонстрировать свои таланты.

Так вот, практически в каждом концерте фестиваля прозвучали  произведения  современного французского композитора Бруно Мантовони.

Свободный корреспондент Марина Паре побеседовала  с Бруно Мантовони после окончания одного из концертов фестиваля:

Сквозь Ваши произведения мы слышим великое ожидание, которое как бы повисло во времени и пространстве. Могли бы Вы прокомментировать мое впечатление от Вашей музыки, что Вы хотели сказать тем самым современному слушателю?

Б.М. В этом вопросе я вижу два различных  вопроса. Первый вопрос о послании  - это сугубо индивидуальное восприятие. Возмем исторический пример, девятая симфония Бетховена – музыка освобождающая, каждый привносит свое. Очень часто – это чисто абстрактное чисто музыкальное восприятие. А вот в контексте камерной музыки, в частности в рамках фестиваля «Осенние гармонии», ожидание принимает форму интимности, это музыкальное решение, наиболее часто используемое в хрупкой фортепьянной динамике, чем в оркестре. Что касается меня, я обладаю динамичной музыкальной натурой, мне нравиться играть с экстремальной музыкальной формой. Как бы время от времени уровновешивать музыкальную интенсивность через музыкальную статичность.

Бруно, Ваше участие на фестивале «Осенние гармонии»-фестивале, основная миссия которого заключается в осуществлении культурных обменов в музыкальной части культры двух стран России и Франции, на мой взгляд – символично. Так как Вы уже возвели культоролоический мост между двумя народами, представив возможность французской публике почуствовать эту многогранную связь, написав оперу «Анна Ахматова». Представьте, что Вы однажды получаете предложение познакомить российскую публику с Вашим творчеством. Каков будет Ваш выбор произведения уже существующго или Вы захотите создать нечто новое?

В.М. Если мы будем говорить об оперном жанре, то мноею написаны уже две оперы-«Сидхартха» и «Анна Ахматова», обе на тему сложных отношений между артистом и диктатурой. У меня есть на эту же тему третий проект оперы, но еще нет четкой формы и он еще не заказан. Это логично, что «Анна Ахматова» должна предстать на суд россиийской публике. Это так же было бы интерестно и позновательно для французской публики, которая практически ничего об Ахматовой не знает, и так же может иметь место и представление нового проекта на суд российского слушателя. Что касается инструментальной музыки, оркестровой или камерной, прозвучавшей в рамках фестиваля Елены Филоновой, возможно воспроизведение уже ранее созданых музыкальных произведений. В моих произведениях я часто обращаюсь к прошлому, начиная с Шуберта, Джизвальдо, это интересно сталкивать модель и персональную версию персонажей, говорить на одном и том же языке. Например, я сейчас работаю над произведениями Гивандауза и четвертой симфонией Бетховена, для меня это как некое отражение, просвятленный национальный взгляд. Национальный взгляд – это нечто странное и меняющееся, который находится в постоянной динамики. Например, я не считаю себя французским композитором, может, потому, что во мне нет французской крови, а итальянская и испанская. Но выступая за рубежом, я – представитель француской музыки, это некая форма интернационализации. Говоря о музыке «Анна Ахматова», прежде всего в ее основе лежит текст, либретто, что естественно может дать резонанс для русского народа.

Бруно и последний вопрос - какие Ваши пожелания на будущее фестивалю «Осенние гармонии»?

Б.М. Прежде всего, это великолепная инициатива. В нашем мире, в котором мы живет, две вещи будут претерпевать кординальные видоизменения: это крупные оперные дома и маленькие низависимые музыкальные структуры, основанные на музыкальном вкусе и удовольстие восприятия. Это две ценности вкус и удовольствие, как форма обвобождения. Фестиваль «Осенние гармонии» сочетает в себе эти две ценности, и я вижу даже удовольствие в требовательности к подбореке репертуара и выбор артистов.

У фестиваля есть так же и воспитательная миссия, воспитание музыкального вкуса подрастающего поколения.

Б.М. Ничто так не формирует вкус и интеллект , как получение знаний в процессе обучения , основонного на удовольствии. Вот уже почти два года я являюсь Директором Парижской Национальной Консерватории и могу сказать, что даже абстрактные знания можно усвоить быстро, связав  обучающих процесс асоциативно с  удовольствием. Удовольствие и требовательность связаны между собой, заставляющие жить, я желаю  фестивалю быть живым.

 

Струнный квартет  АРДЕО

Название квартета происходит от латинского корня, что означает «я сжигаю».  Вот уже 10 существует квартет, мы уже стали друзьями и хорошо дополняем друг друга, много участвуем в конкурсах, в частности, мы участвовали в конкурсе «Шостаковичи» в Москве, играли в Кремле, работали в выдающиемися мерами такими как Райнер Шмитц. Записали Шумана недавно диск с гениальным французским пианистом Давидом Кадушем.

Ваше гениальное самовыражение на сцене дает полное впечатление горящего пламени, отблеск которого мы можем наблюдать на лицах завароженной публики. Исполнение современной музыки, в частности произведение Бруно  Мантовани «Happy Berth day», прозвучавшее сегодня в вашем исполнении. Могли бы вы прокомментировать ваши впечатления, что на ваш взгляд хотел сказать публике современной композитор Брюно Монтовани?

АРДЕО: Разбор произведения происходит достаточно быстро, можно за два, три дня уже играть произведение, но понять до конца произведение может порой нехватить даже жизни.

Ваши пожелания фестивалю «Осенние гармонии»?

АРДЕО: Конечно, мы желаем , что бы фестиваль продолжал жить долго, что бы внимание привлекал различной публики и так же нашел поддержку со стороны меценатов, тем более он проходит в столь красивом и исторически значимом месте как в часовне Евгении Наполеон в Париже.

 

Вардуи Еристьян – фортепьяно

Одна из задач фестиваля, вывести современную музыку из тени на обзор широкой публике, на фестивале исполнялась музыка современного композитора Бруно Мантовани наряду с такими русскими композиторами как Шостакович, Прокофьев. Скажите, в составленной программе вы видети некую связь между современниками двух эпох?

 

В.Е. Мы хотели сделать русскую и французскую программу, на первый взгляд никакой связи нет, начало 20 и 21 век. В начале 20 века, когда Прокофьев предствил широкой публике своею 3 сонату, реакции были очень разные. У него было тогда новое отношение к инструменту. Сегодня на современную исполняемую музыку есть тоже неоднозначные реакции, но надо исполнять эту музыку, так через сто лет может она также станет классикой. Мне очень радостно играть такую разную прогамму на фестивале. Современная музыка, конечно , своеобразно отражает современный мир, она как зеркало, эти ощущения автора могут совпадать или не совпадать с ощущениями слушателя. Так в музыке  Шостаковича, если взять его 6,7,8 военные сонаты, явно чувствуется настрой времени. Фортепьянный квинтет «Голубая девушка и Красный дракон» Мантовани  писал в Чикаго, чувствуется много движения, и много ожиданий. Можно услышать в движении тишину. Не надо спешить во время пауз, надо просто слушать и как бы внутренним взглядом надо наблюдать.

Каковы Ваши впечатления от публики на нашем фестивале?

В.Е. Я всегда хорошо ощущаю связь с публикой во время концерта, она как бы с нами проживает исполняемую музыку, иногда бывает спонтанная реакция, как например, вчера на концерте, один мужчина стал комментировать во время выступления.

Что бы Вы хотели пожелать в дальнейшей судьбе фестеваля «Осенние гармонии»?

В.Е. Желаю, что бы он нас радовал великолепным звучанием как классической , так и современной музыки долго, что бы по больше людей узнали о нем, и я считаю, что это героический шаг-эта инициатива Художественного руковаодителя Елены Филоновой , дать жизнь новому музыкальному фестивалю в Париже, где ежедневно проходит столько прекрасных концертов. И я горжусь, что я стою у истоков данного культурного события между двумя странами как Россия и Франция.

Марина Парре, Франция

 

В материале сохранены стилистика и орфография автора

Вернуться к списку новостей