Четверг. Вечер. Флегматичный конец бабьего лета. Томительный аккорд
ожидания наконец сыгран на сцене появляются модно одетые музыканты Биг-бэнда
«Орфей», наполняя зал знаменитой Концертной
студии на Малой Никитской позитивными
вибрациями для того, чтобы в рамках проекта «РГМЦ прямой эфир» представить концертную программу «Джазовые стандарты».
Первая же композиция от американца Сэмми Нестико под названием «Hey Burner» породила взрывную химическую реакцию. Смесь плотного потока ломаных ритмов и жирных басовых линий, саксофонных риффов и клавишного декора оказалось способной отправить слушателей в визионерское путешествие в самое сердце вселенной под названием «Jazz». Начинавший свою профессиональную деятельность ещё с Каунтом Бейси, чьё имя священно для подлинных ценителей, ныне здравствующий Нестико известен миру как автор более шестисот сочинений, градация жанров которых забавляет своей непосредственностью тут и образцы джаза высшей пробы, и заставки телепередач, и даже реклама популярных товаров.
В программе вечера прозвучала ещё одна вещь этого автора «A minor affair», запомнившаяся динамически полнокровной игрой и рядом качественных соло. Во время исполнения композиции меня поразила экзотичная деталь. Как известно, в мире биг-бэнда царят мужчины и это уже традиция. Каково же было моё удивление слышать пронзительное соло трубы, в исполнении очаровательной Юлии Малашкиной.
Нынешнюю джазовую музыку многие упрекают за истеричность. Авангардно повизгивающие инструменты часто скрывают за своими руладами нехватку драматических эмоций у авторов. Однако бывают в жизни и исключения. Кинематографичной и трепетной лирикой обернулась композиция тёзки знаменитого пирата Джона Дэвиса. С точки зрения музыки «Loverman» наследует меланхоличным номерам Дейва Брубека и Чика Кориа. Нежный звук альт-саксофона Евгения Игнатова дышал предрассветной грустью, а одинокие фортепианные аккорды, извлекаемые Владимиром Нестеренко, будто капли драгоценного аромата, возвышенно и эротично ускользали в тишину.
Линию элегантного саунда самозабвенно продолжил Роман Секачёв (баритон-саксофон), солировавший в «Mad about the boy» Сэра Ноэла Пирса Кауарда. Наследник пороков и дарований великого Оскара Уайльда, английский драматург, режиссер, актер, денди, скандалист и ярчайший образец британского стиля Ноэль Кауард был руководителем театра-кабаре и написал в свое время множества популярных песен. Композиция «Mad about the boy» была написана в 1932 году, когда шутовство и провокаторство в творчестве Ноэля уступили место мрачной мелодраме и ностальгии. В исполнении биг-бэнда эта баллада с шедевральной партией духовых превратилась в гипнотически сексуальную музыку о вечности.
В царство волшебного востока завлекал слушателей заслуженный артист России, аранжировщик и композитор, незаменимый биг-бэндовый исполнитель и виртуозный импровизатор, а также обладатель сочно звучащего имени - Арзу Гусейнов.
Игорь Кантюков
Как трубач, он начинал свою карьеру в оркестре джазовой легенды Анатолия Кролла, который в этот вечер пришёл поддержать своих коллег, друзей и учеников. Оркестр приветствовал маэстро стоя. Негласное звание лучшего трубача за всю историю российского джаза Арзу Гусейнов получил не зря. Играя у Лундстрема, Гараняна, Бутмана, он прославился сильным и красивым высоким регистром, который можно было по достоинству оценить в исполненной бэндом «Орфей» композиции Гусейнова «Старая крепость». По словам самого автора, она была навеяна трагической историей несчастной любви, почти как у Шекспира. Начальная репетиционная какофония перетекла в рокот джаз-урагана, который неожиданно разрядился пронзительным техничным соло Арзу, будто экстатический полёт. Страстное синкопирование, рельефная музыкальная ткань воплотились в звук глобального мира. Тему востока продолжил Дюк Эллингтон. Его знаменитый «Isfahan» с дурманящими соло тромбона, в исполнении Вадима Ахметгареева, погрузил слушателей в интимную и таинственную атмосферу иранской ночи.
Рефлексия рефлексией, восток востоком, но упругий бит и манящий драйв джаза никто не отменял. В заключение концерта прозвучали композиции маститых музыкантов модерн-джаз от Бенни Голсона («I remember Clifford») и смесь фанка и фьюжна от Гордона Гудвина «High Maintenance». Под эту музыку хотелось расслабленно рассекать воздушные потоки над пустынями Лас Вегаса на видавшем виды кабриолете-кадиллак с форсированным двигателем.
Напоследок
руководитель бэнда Игорь Кантюков рассказал о творческих планах коллектива. В
рамках XXXIII
международного фестиваля современной музыки «Московская осень 2011» Биг-бэнд
«Орфей» выступит в Московском доме композиторов с сочинениями русских джазовых
композиторов разных лет начиная с советского джаза и кончая современностью.
Также к декабрю этого года на телеэкраны страны выйдет многосерийный фильм
режиссёра Станислава Митина «Московский Декамерон», в записи саундтрека к
которому участвовал Биг-бэнд «Орфей». Важно отметить, что создателем музыки и
аранжировок явился Игорь Кантюков.
На концерте музыканты приоткрыли завесу тайны и сыграли эффектную и занятную вещицу - «Фокстрот» из музыки к кинофильму. На её примере можно было понять - на новейшем этапе своей карьеры Игорь Кантюков с головой нырнул в корневую американскую музыку: блюз, джаз, свинг и всё, что на стыке с ними.
Открытое и щедрое творчество на грани между спонтанностью исполнения и продюсерской лакировкой показали музыканты Биг-бэнда «Орфей». Воздушные фантазии, достойные просвещённых меломанов, солнечный фанк и задорный фьюжн, элегантная ирония и постмодерн чем не идеальный саундтрек для золотой осени?
Материал подготовила Елена Кравцун