Четверг. Вечер. Флегматичный конец бабьего лета. Томительный аккорд ожидания наконец сыгран – на сцене появляются модно одетые музыканты Биг-бэнда «Орфей», наполняя зал знаменитой Концертной студии на Малой Никитской позитивными вибрациями для того, чтобы в рамках проекта «РГМЦ – прямой эфир» представить концертную программу «Джазовые стандарты».  


Первая же композиция от американца Сэмми Нестико под названием «Hey  Burner» породила взрывную химическую реакцию. Смесь плотного потока ломаных ритмов и жирных басовых линий, саксофонных риффов и клавишного декора оказалось способной отправить слушателей в визионерское путешествие в самое сердце вселенной под названием «Jazz».  Начинавший свою профессиональную деятельность ещё с Каунтом Бейси, чьё имя священно для подлинных ценителей, ныне здравствующий Нестико известен миру как автор более шестисот сочинений, градация жанров которых забавляет своей непосредственностью – тут и образцы джаза высшей пробы, и заставки телепередач, и даже реклама популярных товаров.

В программе вечера прозвучала ещё одна вещь этого автора  – «A minor affair», запомнившаяся динамически полнокровной игрой и рядом качественных соло. Во время исполнения композиции меня поразила экзотичная деталь. Как известно, в мире биг-бэнда царят мужчины и это уже традиция.  Каково же было моё удивление слышать пронзительное соло трубы, в исполнении очаровательной Юлии Малашкиной.  

Нынешнюю джазовую музыку многие упрекают за истеричность. Авангардно повизгивающие инструменты часто скрывают за своими руладами нехватку драматических эмоций у авторов. Однако бывают в жизни и исключения. Кинематографичной и трепетной лирикой обернулась композиция тёзки знаменитого пирата Джона Дэвиса. С точки зрения музыки «Loverman» наследует меланхоличным номерам Дейва Брубека и Чика Кориа.  Нежный звук альт-саксофона Евгения Игнатова дышал предрассветной грустью, а одинокие фортепианные аккорды, извлекаемые Владимиром Нестеренко, будто капли драгоценного аромата, возвышенно и эротично ускользали в тишину.

Линию элегантного саунда самозабвенно продолжил Роман Секачёв (баритон-саксофон), солировавший в «Mad about the boy» Сэра Ноэла Пирса Кауарда. Наследник пороков и дарований великого Оскара Уайльда, английский драматург, режиссер, актер, денди, скандалист и ярчайший образец британского стиля Ноэль Кауард был руководителем театра-кабаре и написал в свое время множества популярных песен. Композиция «Mad about the boy» была написана в 1932 году, когда шутовство и провокаторство в творчестве Ноэля уступили место мрачной мелодраме и ностальгии. В исполнении биг-бэнда  эта баллада с шедевральной партией духовых превратилась в гипнотически сексуальную музыку о вечности.

В царство волшебного востока завлекал слушателей заслуженный артист  России, аранжировщик и композитор, незаменимый биг-бэндовый исполнитель и виртуозный импровизатор, а также обладатель сочно звучащего имени -  Арзу Гусейнов.  


Игорь Кантюков

Как трубач, он начинал свою карьеру в оркестре джазовой легенды Анатолия Кролла, который в этот вечер пришёл поддержать своих коллег, друзей и учеников. Оркестр приветствовал маэстро стоя.  Негласное звание лучшего трубача за всю историю российского джаза Арзу Гусейнов получил не зря.  Играя у Лундстрема, Гараняна, Бутмана, он прославился сильным и красивым высоким регистром, который  можно было по достоинству оценить в исполненной бэндом «Орфей» композиции Гусейнова «Старая крепость». По словам самого автора, она была навеяна трагической историей несчастной любви, почти как у Шекспира.  Начальная репетиционная какофония перетекла в рокот джаз-урагана, который неожиданно разрядился пронзительным техничным соло Арзу, будто экстатический полёт. Страстное синкопирование, рельефная музыкальная ткань воплотились в  звук глобального мира.  Тему востока продолжил Дюк Эллингтон. Его знаменитый «Isfahan» с дурманящими соло тромбона, в исполнении Вадима Ахметгареева, погрузил слушателей в интимную и таинственную атмосферу иранской ночи.

Рефлексия рефлексией, восток востоком, но упругий бит и манящий драйв джаза никто не отменял. В заключение концерта прозвучали композиции маститых музыкантов – модерн-джаз от Бенни Голсона («I remember Clifford») и смесь фанка и фьюжна от Гордона Гудвина «High Maintenance».  Под эту музыку хотелось расслабленно рассекать воздушные потоки над пустынями Лас Вегаса на видавшем виды кабриолете-кадиллак с форсированным двигателем.

Напоследок руководитель бэнда Игорь Кантюков рассказал о творческих планах коллектива. В рамках XXXIII международного фестиваля современной музыки «Московская осень – 2011» Биг-бэнд «Орфей» выступит в Московском доме композиторов с сочинениями русских джазовых композиторов разных лет – начиная с советского джаза и кончая современностью. Также к декабрю этого года на телеэкраны страны выйдет многосерийный фильм режиссёра Станислава Митина «Московский Декамерон», в записи саундтрека к которому участвовал Биг-бэнд «Орфей». Важно отметить, что создателем музыки и аранжировок явился Игорь Кантюков.

На концерте музыканты приоткрыли завесу тайны и сыграли эффектную и занятную вещицу  - «Фокстрот» из музыки к кинофильму.  На её примере можно было понять -  на новейшем этапе своей карьеры Игорь Кантюков с головой нырнул в корневую американскую музыку: блюз, джаз, свинг и всё, что на стыке с ними. 

Открытое и щедрое творчество на грани между спонтанностью исполнения и продюсерской лакировкой показали музыканты Биг-бэнда «Орфей». Воздушные фантазии, достойные просвещённых меломанов, солнечный фанк и задорный фьюжн, элегантная ирония и постмодерн – чем не идеальный саундтрек для золотой осени?

Материал подготовила – Елена Кравцун

Вернуться к списку новостей