10 и 14 октября на Малой сцене Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко состоится премьера спектакля Дмитрия Крымова «Х.М. Смешанная техника» (первоначальное название «С песней по жизни»).
В спектакле звучит много музыки, сочиненной, адаптированной и перемешанной композитором Кузьмой Бодровым; авторы в некоторым смысле даже определяют свое представление как оперу.
В спектакле принимают участие не только артисты Лаборатории Дмитрия Крымова, но и солисты Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, его хор; дирижер - Алевтина Иоффе; художник Вера Мартынова.
Название спектакля расшифровывется просто: «Холст. Масло. Смешанная техника». Он представляет собой коллаж (подобно художественной аппликации), призванный выразить метаморфозы, происходящие в жизни с необыкновенной скоростью.
Спектакль состоит из четырех картин «Душ», «Будущие летчики», «Рыбы», «Колыбельная».
В первой из них солирует звезда крымовской лаборатории Анна Синякина.
«Душ» - зарисовка из обыденной жизни певицы, с сюрреалистическим старанием терзающей великие мелодии Моцарта, Вагнера и Брамса, а затем жарящей себе на ужин яичницу в убогой крохотной квартирке. Однако вдруг конурку населяет настоящий оркестрик, а скромная певица, уходящая за матовое стекло принять душ, вдруг взлетает за этим огромным экраном и начинает парить в воздухе, теряя угловатость движений и ощущая невероятную свободу под некую произвольно развивающуюся вариацию красивейшей темы «Una furtiva lagrima» (романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти).
Картина «Будущие летчики» - аллюзия на знаменитое полотно Дейнеки; здесь мальчишки, подравшись, оборачиваются возмужалыми юношами, над которыми кружат фашистские самолеты и их уже не собьешь рогаткой, как игрушечные в детстве. Все происходит на фоне песни «Реве та стогне Днепр широкий» (ее поет на протяжении всего действия Мария Гулик), контрапунктом к которой звучит детский хор юных коричневорубашечников из «Гитлерюгенда» на немецком языке и исполняемая мужским хором песня «Соловьи, не тревожьте солдат».
Третий эпизод носит название «Рыбы». Здесь происходят не менее удивительные метаморфозы сначала певец в смокинге и певичка (Наталья Мурадымова) в платье из золотой чешуи бодро свингуют (в том числе в ластах), пока за их спиной не наполнится настоящий аквариум. Затем они резвятся в воде, но быстро погибают. Транформации ускоряются труп певца санитары, скинув резиновые красные перчатки уносят на носилках, накрыв черным целлофаном; а золотая рыбина, по мере того, как уходит вода, задыхаясь, судорожно бьется о стеклянные стенки. Аквариум с золоченым трупом увозят респектабельные ритуальные работники, а женский хор, исполняющий реквием, оборачивается стайкой буржуазных дамочек недаром у них с самого начала модные клатчи в руках.
Последняя часть спектакля «Колыбельная» из фильма «Цирк», в которой занято наибольшее число артистов. Здесь используются кинокадры фильма Александрова 1936 г., а сама мелодия Дунаевского «Сон приходит на порог» удивительным образом переплетается с колыбельной «Ах, уймись ты, буря». В финале на сцену выходит «живая» слониха, кукольная фигура в натуральную величину, обтянутая тонким серым шелком - очередная технологическая тайна Дмитрия Крымова.
Спектакль весь пронизан известными мелодиями, аллюзиями на темы классиков, интересными контрапунктами в соответствии с идеей режиссера.
Спектакли Малой сцены Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко уже не один раз предлагали зрителям отказаться от привычных представлений и посмотреть на спектакль оперного театра по-новому. Ведь «Кафе «Сократ», «Гамлет» и даже «Волшебная флейта» и «Так поступают все женщины» совершенно не похожи на традиционный оперный спектакль.