История театрального костюма с Анной Пахомовой

 

 

 

Об авторе

Пахомова Анна Валериевна – профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.

В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное искусство бурно развивалось. Никогда до этого Петербург не изобиловал таким разнообразием всевозможных зрелищ. К моменту вступления на престол Елизаветы Петровны (в 1741 г.) придворный оркестр численно удвоился, по сравнению с тем, каким он был при Анне Иоанновне, и обслуживал балы и театральные спектакли, давал камерные концерты. Во времена Елизаветы Петровны в итальянской опере зазвучали голоса «природных российских» исполнителей – придворных певчих, введенных в качестве хора в спектакль  итальянской труппы. Примечательно, что придворных певчих набирали в Петербург, в основном, «из малороссиян» в Украине, славившейся своими голосами. В царствование императрицы Елизаветы придворные певчие были «в особой чести» (из них вышел сам А.Г. Разумовский – фаворит государыни), и вообще в Петербурге «вошло в моду все малороссийское», например, бандуристы. Л.Старикова пишет: «К 1750-м гг. из певчих выдвигаются первые солисты, исполнявшие в итальянских операх ведущие партии. А некоторых «спадших с голосу» придворных певчих отдают на обучение в будущие российские драматические актеры к А.П.Сумарокову (генерал-адъютанту А.Г.Разумовского), сочиняющему «российским слогом» первые трагедии, комедии и «вирши, вселявшие в сердце томленье и сладость любовную». Положенные на музыку, они мгновенно распространялись в петербургском обществе под названием «российских песен», о которых современники говорили: «Нежная любовь, подкрепляемая в порядочных стихах сочиненными песенками, тогда получила первое только над молодыми людьми свое господствие. Но они были в превеликую еще диковинку, и буде, где какая появится, то молодыми барышнями и девушками с языка была неспускаема»[1].


Г.К. Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1754 г. (слева) / Портрет Екатерины II с маской. Конец XVIIIв. По оригиналу С.Торелли 1760 г. (справа) 

Русские артисты выступали совместно с иностранными труппами. XVIII век отмечен выдающимися личностями, прославившими русский театр. В 1751 году яркой звездой  в составе Петербургской придворной итальянской труппы блистала русская актриса Елизавета Белоградская в представлениях, идущих в Зимнем дворце. Именно ее принято считать первой профессиональной певицей России.

Елизавета Петровна из царской казны вкладывала значительные средства в развитие русской театральной культуры. 30 августа 1756 года ею был издан указ «Об учреждении русского для представления трагедий и комедий театра». Директором и первым драматургом официально учрежденного Российского театра стал А.П.Сумароков, ведущим актером – Ф.Г. Волков. Несколькими годами позже в Ярославле был создан первый профессиональный театр Федора Волкова. Федор был сыном костромского купца, достаточно образованным человеком. Его увлечение театром проявилось довольно рано. Сначала он создал в Ярославле домашний театр, а затем на пожертвования граждан и собственные деньги построил специальное здание общедоступного театра, в котором был не только актером, но и режиссером, и архитектором, и машинистом сцены. В 1752 году императрица вызвала Волкова с его труппой в Петербург и определила на учебу в Шляхетский корпус. Здесь будущие артисты занимались в общеобразовательных классах, учились актерскому мастерству. Изучали немецкий и французский языки, занимались рисованием, музыкой, фехтованием. А с января 1755 года Волков и его актеры начали играть на сцене, теперь уже на придворной. Репертуар учрежденного императрицей театра был серьезным: ставили трагедии А.П. Сумарокова – «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет», «Семира», переводные и русские комедии. Волков исполнял в этих спектаклях главные роли. После увольнения Сумарокова от руководства театром Ф.Г. Волков возглавил труппу[2].


Портрет А.Г. Бобринского – юноши в маскарадном костюме. 1770-е гг (слева) / А.П. Лосенко. Портрет Ф.Г. Волкова (справа)

Началом возникновения русского сценического искусства в Москве принято считать открытие театра при Московском университете (1756 г.). Студенческий театр возглавил М.М. Херасков. Труппа не имела постоянного состава, поскольку студенты, окончившие университет, уходили из театра.

В год восшествия  на престол Екатерины II в Петербурге было три придворных труппы – итальянская, русская драматическая и балетная. Также имела разрешение на представления и немецкая труппа. Еще одна драматическая труппа – французская была образована в 1762 году. Четыре года спустя был издан «Стат всем принадлежащим к театру людям». Сумма ассигнований на театр  в общем достигала 138410 рублей. С 1783 года начинают давать платные спектакли для публики в городских театрах. Большое значение имел указ об отмене казенной театральной монополии.

Билет в придворный маскарад

Маскарад  - одно из самых любимых увеселений русского двора XVIII в. Мы уже упоминали об этом ранее в других статьях. В уникальном исследовании Ю.А. Тихонова «Мир вещей» я нашла интересные данные о маскарадной одежде. В описях 1730-1743 гг. имущества московских и петербургских дворян у многих в состав гардероба входили маскарадные костюмы. В частности у Остермана Андрея Ивановича был  «маскарадный кафтан сшит из тафты» (опись кон. 1741 – нач. 1742 гг.)[3], а у Лопухина Степана Васильевича были найдены «предметы «маскаратные»: маска, нос с усами, кафтан суконный красный, кафтан атласный голубой, камзолец «галасетовой» золотой с сеткой, штаны суконные красные, епанечка, душегрейка и штаны плетеные, матросский кафтанец бархатный черный, 3 шляпы, 2 шапочки женские, колпак красный с серебряной сеткой, «домена» атласная с такой же сеткой» (опись 1743 г.)[4].

Считаю важным рассказать немного о текстиле того времени – тканях из которых шили одежду и, разумеется, театральные костюмы, а также создавали оформление сцены.

Парча. Кон.XVIII – нач.XIX вв. Центральные губернии России (слева) / Каннеле. Конец XVIII в. Москва (справа)

XVIII столетие стало новым этапом в экономическом и культурном развитии России. Петровские реформы и преобразования первой четверти века затронули все сферы русской жизни и всего за несколько лет полностью изменили облик страны, обычаи, весь уклад жизни больших городов. В начале XVIII в. наравне с русской металлургией, судостроением и другими отраслями промышленности активно развивается и текстильное производство. Этого требовал преобразованный, ориентированный на Западную Европу городской быт. Петровская эпоха была временем зарождения и развития многочисленных текстильных фабрик: штофных, суконных, полотняных и пр. Прекрасные узорные шелка, которые начали производить русские купцы – владельцы мануфактур, обеспечивали потребности при создании одежды нового западноевропейского типа. «Главным событием XVIII в. в развитии отечественного текстильного производства можно смело считать возникновение и укрепление шелкового дела. Русская шелковая промышленность – истинное детище этой бурной эпохи»[5].

Атлас узорный. Франция. Кон.XVII – нач. XVIII вв. (слева) / Гродетур золотный. 1780-е гг. Москва (справа)

В декоре шелковых тканей было тогда два основных направления: первое – ориентировано на западноевропейское искусство, второе – в духе русского народного искусства. Первое – модное шелковое производство с самого начала было включено в систему общеевропейского стилевого развития. Искусство рококо было завершающей, наиболее утонченной стадией искусства стиля барокко. Для рококо[6] характерен мир фантазий, мифологических и пасторальных сюжетов, экзотических (турецких, китайских) полусказочных образов. В декоративных композициях господствует грациозный прихотливый орнаментальный ритм. Для первой половины XVIII в. характерны затканные золотом полихромные шелка с вязью цветочных узоров и с симметрично расположенными букетами из роз в обрамлении пышной листвы. В этот период намечается тенденция к реалистической трактовке цветов.

Ткань хлопчатобумажная набивная. Середина XVIII в. Ручная набивка

К середине века композиция текстильных узоров становится волнообразной, а во второй половине – полностью криволинейной. Изогнутые контуры ограничивают ячейки с букетами. Сохранились рисунки с чередованием волнистых линий на фоне россыпи мелких цветов. Со второй половины столетия узоры на тканях воспроизводятся не в локальных тонах, а со светотеневой проработкой. В композиции узоров с букетами добавляют новые элементы – различные виды бантов, ленты, связывающие букеты цветов. Многие орнаменты и композиции обнаруживают китайское влияние. Декоративный стиль «шинуазри» с пагодами, паланкинами, китайчатами нашел отражение и в русском текстиле.

В правление Екатерины II в Россию приглашаются выдающиеся художники-декораторы. Самым крупным среди них был Филипп де Лассаль. Он работал в России с 1771 по начало 1780-х гг.

Ткань хлопчатобумажная набивная, XVIII в. Ручная набивка (Россия)

Для второго направления декорирования тканей, которое развивалось под непосредственным влиянием русского народного искусства, характерна яркая гамма используемых красок, контрастность  тонов, которые вызывают ощущение богатства цвета. Орнаментальные композиции составляются из гвоздик и маков, тюльпанов и роз, причем изображение розы более обобщенное, чем это принято в западноевропейском орнаменте, встречается чаще других. В красочной гамме цветка, как правило, использованы контрастные цвета без главного перехода тонов и полутонов. Контрастность усилена введением черного шелка и золотистой нити. Черная шелковая нить в узоре – одна из характерных особенностей русских шелковых тканей. Ею подчеркивали объемность формы и глубину рисунка.

В 1770-1790 гг. популярным становится узор, получивший название «павлиний глаз». Он встречается не только на тканях, но и в модной вышивке на дамских платьях.

В этот же период совершенствуется до высот необыкновенного мастерства набивной и красильный промысел России, традиционно развитый. Начинается бурный расцвет ситцепечатного дела. К середине XVIII в. помимо ремесленников, делающих набивные ткани, в Москве уже действуют печатные мануфактуры братьев Дьяконовых, Иконникова, Турчанинова, «иноземца» Берквиста.

Сенатский указ 1756 г. отмечал высокое качество отечественных изделий, которые были «ни в чем ни хуже делающихся в чужих краях».


И. Лигоцкий. Портрет графини А.П. Шереметьевой (в «карусельном костюме»), 1769 г. (слева) / Портрет неизвестной 1750-1760 гг. Неизвестный художник (справа)

Итак, мы видим, что XVIII в. отмечен рядом крупных реформ, связанных именно с театральной культурой, бурно развивается текстильное производство, что дает возможность создавать из отечественных тканей прекрасные костюмы, соответствующие требованиям европейской моды. Наряду с развитием государевых (императорских) театров при Екатерине II возникло довольно много дворовых крепостных театров. К концу XVIII века известны театры Румянцева, Волконского, четыре театра графа Шереметьева. В 1790-х гг. в Москве насчитывалось порядка пятнадцати частных театров, в которых служили 160 актеров и актрис, и 226 музыкантов. Театры возникали по всей России: в Тамбове, Воронеже, Твери, Тульской губернии, Курской губернии и других.

В следующей части речь пойдет о знаменитом крепостном театре графа Н.П. Шереметьева и прекрасных эскизах театральных костюмов художницы Марианны Кирцингер

 


Глазет (галасет) – род парчи, тканной шелком и серебром, без рисунка

Душегрейка – верхняя одежда, часто безрукавная, часть одежды богатых и знатных женщин, нередко одевалась на сарафан

Епанечка – женская короткая утепленная накидка без рукавов и застежек

Кафтан – верхняя мужская длиннополая одежда, теплая и холодная, повседневная и праздничная из дорогих тканей, пуговицы носили декоративную функцию и не застегивались, чтобы не скрывать камзол

Тафта – тонкая шелковая или хлопчатобумажная глянцевитая ткань полотняного переплетения

Штоф – очень плотная шелковая однотонная или узорчатая ткань различных переплетений


[1] Л.Старикова. Звуки праздника./4 чувства Праздник в Петербурге XVIII века. М., 2003. С. 54-55

[2] По материалам «Версаль на Зацепе», Вып.I. М., 2007. Карт.9

[3] Тихонов Ю.А. Мир вещей. М., 2008. С.210

[4] Там же. С.259

[5] О.Гордеева, Л.Ефимова, М.Кузнецова. Русские узорные ткани. М., 2004. С. 59

[6] Рококо – в переводе с франц. «узор из камней и раковин», также встречаются комментарии к этому слову «причудливая раковина».

Вернуться к списку новостей