История театрального костюма с Анной Пахомовой
Об авторе
Пахомова Анна Валериевна профессор Московской художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, кандидат культурологии, постоянная ведущая рубрики «Мода и мы» в журнале «Studio Д`Антураж», сотрудничает с журналами «Ателье» и «Индустрия моды», дизайн-эксперт Союза дизайнеров Москвы, член Международного художественного фонда, член Международной ассоциации писателей и публицистов.
Во времена правления императрицы Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) в России развитие театра идет по европейскому образцу. Дело, начатое Петром I, интенсивно развивается. В этот период при дворе представляют множество старинных итальянских пьес, большой популярностью пользовались опера и балет.
Началом интереса и любви императрицы к итальянскому театру послужило следующее событие: на празднества по случаю ее коронации польский король Август II прислал ко двору будущей русской императрицы из Дрездена несколько итальянских актеров. Выступление «Италианской кампании», состоящей из певцов, комедиантов и музыкантов ей понравилось, и она решила, что необходимо иметь у себя при дворе итальянскую труппу. В 1735 году таковая была выписана из Италии. С этого времени представления шли два раза в неделю, причем драматические спектакли чередовались с балетом. Также были спектакли, в которых в качестве актеров были задействованы воспитанники кадетского корпуса, обучавшиеся под руководством французского учителя танцев Ланде. Некоторое время спустя появилась итальянская оперная труппа. В русских документах труппа называлась «итальянской компанией». В ее состав входили комедианты, танцовщики, музыканты, певцы, художник-декоратор. До 1757 года ее бессменным капельмейстером и композитором был француз Арайя. В его творческой манере не было новаторства (соответственно и в костюмах не происходило никаких новшеств), она вполне соответствовала бытовавшей тогда барочной манере. Анна Иоанновна не знала итальянского языка, и поэт Тредьяковский переводил для нее тексты. Государыня смотрела спектакли, читая по ходу действия либретто. Это была по сути первая по времени профессиональная придворная труппа в Санкт-Петербурге (до того театры были в Москве). В 1735 году с новой труппой комедии дель-арте приехала итальянская опера-сериа.
Поясной портрет императрицы Анны Иоанновны
Теперь немного отвлечемся от «италийских» актеров и поговорим о еще одном увлечении русской императрицы, о том, что ее больше забавляло и потешало. Сохранились сведения, что Анна Иоанновна любила выступления труппы немецких комедиантов, разыгрывавших грубые фарсы. Она вообще любила незатейливый юмор. Общеизвестна ее страсть к шутам и шутовским представлениям. Следует отметить, что шутов при дворе официально было шесть. Первыми назовем знаменитого шута Балакирева и португальца д`Акосту, которые «достались по наследству» от Петра I, а позже появился неаполитанец Пьетро-Мира по прозвищу Педрилло (Pedrillo) ярчайшая личность, о котором написано немало интересных исследований. Остальные трое попали в шуты не по своей воле. Историки пишут, что Анна из чувства мести сделала шутами князей Голицина Михаила Алексеевича, Волконского Никиту Федоровича и Алексея Петровича Апраксина. Роли для них она выбирала самые унизительные, например, камергеру князю Никите Федоровичу Волконскому, который был уже пожилой и болезненный человек, императрица поручила заботы и уход за своей любимой левреткой Цитринкой. Михаилу Алексеевичу досталась роль и того хуже. Вот история очень похожая на ту, о которой мы рассказывали в предыдущей части. Изложу вкратце: однажды уже немолодая и очень некрасивая приживалка при дворе, шутиха калмычка Авдотья Ивановна Буженинова пошутила в присутствии императрицы, что «имеет охоту выйти замуж». На что Анна Иоанновна сказала, что присмотрит для нее жениха, да и свадьбу справит, расходы берет на себя. Подыскивала она недолго. На следующий день разжалованному князю шуту Голицыну объявили, что государыня нашла для него невесту, и чтобы он готовился к свадьбе. Праздник был организован с царским размахом. Учредили государственную комиссию по организации свадьбы-потехи во главе с кабинет-министром А. Волынским.
Камергер Татищев предложил построить для «молодых» на Неве дом изо льда и обвенчать их там «курьезным образом». Сразу и место выбрали между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Об этой свадьбе подробно написано в работе Шубинского «Императрица Анна Иоанновна, придворный быт и забавы» и в романе Лажечникова. По высочайшему повелению были доставлены в Петербург со всей России пары представители разных народов, населяющих владения императрицы (всего 150 пар, т.е. 300 человек), которые должны были войти в состав свадебной процессии. Маскарадная комиссия распорядилась о том, чтобы пары были одеты в национальную одежду, также участников снабдили национальными музыкальными инструментами.
6 февраля 1740 года свадьба состоялась. После бракосочетания в церкви(!), пестрое шествие на верблюдах, оленях, собаках, волах с музыкой и песнями отправилось по всем главным улицам города. Шествие возглавляли «молодые», сидевшие в большой железной клетке на спине живого слона. Свадебный поезд, управляемый Волынским и Татищевым, остановился у конного манежа Бирона. Здесь был устроен пир (своего рода антракт), на котором каждая пара угощала своим национальным блюдом и напитком. Придворный поэт Тредьяковский в честь молодых прочел оду. После свадебного обеда танцы, точнее народные пляски. Участники танцев народов России те самые 150 пар.
Валерий Якоби. Ледяной дом. 1878 г.
Продолжая тему шутовства и скоморошничества, так крепко вросшую в культуру России, нельзя не вспомнить о Фарносе[1]. Персонаж этот заезжий, но как-то быстро обрусевший, ставший народным любимцем героем представлений и лубочных картинок.
От Гансвурста, который как персонаж привнесён к нам из Германии шпильманами в начале XVII века и был принят в репертуар скоморохов под именем Петрухи, Фарнос освоил верховую езду на «виноходной» свинье. Вид его был красочен и нелеп, как и полагается комедийному персонажу. Неаполитанская остроконечная шапка была заимствована у итальянского шутовского героя Пульчинеллы (см. иллюстрацию к статье «История театрального костюма. Часть 7», прим. автора). Непременная принадлежность Фарноса красный горбатый нос, отчего, собственно, он и получил это прозвище «Красный Нос». Одет Фарнос был в польский костюм, на голове остроконечная шляпа с пером. Одна из типичных приветственных подписей под лубочными изображениями Фарноса представляет его публике так (в современном переложении): «Здравствуйте, почтенные господа, я приехал к вам музыкант сюда. Не дивитесь на мою рожу, что я имею у себя не очень пригожу; а зовут меня, молодца, Петруха Фарнос, потому что у меня большой нос. Три дня надувался, в танцовальные башмаки обувался < >. На шее ношу поношенную тряпицу, а сам наигрываю в скрыпицу < >».
Сюжетных представлений с участием Фарноса было больше, чем у Петрушки, в рукописных сборниках того времени есть упоминания «перечневых интермедий» (comedia dell`arte[2]), шуточных пьес-импровизаций, где имеется лишь программа разговора и круг участников. Одними из самых распространенных были сценки шутовских похождений, беседы крестьянина с философом, сцена выбора невесты, жениха со свахой.
Ближайшее окружение Анны составляли иностранцы (Э. И. Бирон, К. Г. Левенвольде, Б. X. Миних, П. П. Ласси). Разумеется, общение с ними вызывало интерес императрицы к культуре Германии, Италии и Франции. При дворе находилось много иностранных музыкантов, актеров, художников. То, что Анна Иоанновна любила проводить время в праздности, подтверждают многие сохранившиеся документы, да и сама она без смущения признавала это. Она любила яркие шумные праздники, собирала вокруг себя много шутов, любила яркие наряды, роскошь (почти каждый ее день начинался с любования драгоценностями, которое длилось час или два).
Правление Анны Иоанновны ознаменовалось огромными расходами на увеселительные мероприятия. Расходы на проведение балов и содержание двора в десятки раз превышали расходы на содержание армии и флота. Одна вышеупомянутая свадьба в ледовом доме обошлась казне в крупную сумму. Императрица не жалела средств на роскошные декорации, костюмы и прочий антураж. На картинах В.Якоби прекрасно видно, что предпочтение отдается европейскому платью модного кроя из великолепных атласных и бархатных тканей.
Валерий Якоби. Шуты при дворе Анны Иоанновны. 1872 г.
Те реформы, которые получило дворянство от Анны Иоанновны за поддержку ее самодержавного правления, облегчило его служебную занятость, за которую так радел Петр I. Было много времени на всякого рода развлечения. Еще при Петре балы стали неотъемлемой частью жизни русского дворянства, где главным были музыка и танцы. А в период правления императрицы Анны Иоанновны они окончательно вошли в придворный обиход. Уже к началу царствования Анны Иоанновны (в 1730 г.) при русском дворе состоял оркестр из 25 прекрасных европейских музыкантов. Большой популярностью в этот период пользовались выступления фокусников, которые в то время еще не были окутаны таинственностью, как это стало в XIX веке. Фокусники XVIII столетия были чаще всего искусными механиками, которые в основном демонстрировали разнообразные заводные игрушки, бывшие тогда причудливой новинкой. В 30-е годы XVIII века Россию часто посещали труппы иноземных циркачей: наездники, дрессировщики лошадей, канатоходцы, эквилибристы. В газетах давали объявления об их приезде. Уже в то время широко использовали печатную рекламу для привлечения зрительской публики. Первые объявления в «Санкт-Петербургских ведомостях» о театральных и цирковых представлениях датированы 1729 годом. Вот пример одного из текстов: « они (комедианты, прим. автора), которые, по веревке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице, ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие удивительные вещи делают» (о приезде из Голландии в Петербург комедиантов,1738 г.).
Итальянские труппы комедии дель-арте приезжали в Россию в 1731, 1733 и 1735 гг. Спектакли они давали при дворе Анны Иоанновны. В деле просвещения России театр играл немалую роль. С петровского времени он стал публичным, а репертуар светским. Петр I в 1702 году приказал строить «комедийную храмину» в Москве. Однако общественного театра в послепетровское время так и не появилось. В период правления Анны Иоанновны театр являлся одним из видов развлечения придворной публики. Существовал только придворный театр, который обслуживался преимущественно иностранными труппами. Характер репертуара этого сословно замкнутого театра определялся западной театральной культурой. Театр становится развлечением для высшего сословья, т.е. для избранных.
Спектакли придворного театра являлись неотъемлемой частью дворцового церемониала, входили в его быт. Придворный театр этого периода сыграл положительную роль в развитии русской театральной культуры. Он познакомил публику с оперой и балетом других стран и тем самым ускорил развитие этих жанров в России. Вспомним еще о том, что в период правления Анны Иоанновны в 1738 году была организована Танцевальная школа, с которой началась история петербургского императорского Театрального училища. И это, бесспорно, стало положительным фактором того, что была создана русская балетная школа, на долгое время ставшая основным источником кадров для русского балета.
За десятилетие, что правила Анна Иоанновна, в театральном костюме (у нас в России) никаких заметных новшеств не было. Костюмы оперных постановок копируют итальянские образцы, значительные изменения коснулись больше самой театральной культуры, как было сказано выше.
Композитор Франческо Доманико Арайя
Фарнос-Красный Нос и его жена Пегасья. Лубочная картинка XVIII века
[1] Фарнос (Петруха Фарнос, Фарнос Красный Нос) российский шутовской персонаж, прототип кукольного Петрушки.
[2] Комедия dell`arte - вид итальянского театра XVI-XVII вв., комедийные спектакли которого создавались методом импровизационной игры и буффонады. Персонажами спектаклей были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой.